Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Полярный дневник. часть 09
Автор: Борис Мамлин. шеф-редактор продюсерского центра LBL-Сибирь
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "DX-экспедиции" |
Полярный дневник |
Статья взята с сайта RRC с разрешения автора
Полярный дневник
ДЕВЯТАЯ СЕРИЯ
Борис Мамлин,
шеф-редактор продюсерского центра LBL-Сибирь,
журналист и участник полярной высокоширотной
кинорадиоэкспедиции "Затерянные острова".
За три дня работы с острова Уединения проведено уже десять тысяч связей. Радиолюбительская общественность общается с нами охотно, однако без прежнего благоговения, и мы понимаем, что пора улетать. Вертолет будет завтра утром, а сегодня вечером у нас банкет. Сварены остатки оленя, выужены из сусеков и греются на электрическом "козле" последняя пара буханок белого хлеба и тушенка, Владимир Семеныч Чуков сотоварищи обещает по радио придти со своим фирменным напитком. Валера Сушков (RW3GW) на всех известных ему языках производит в эфире очередной фурор: завтра в 3 ZULU (в переводе с радиолюбительского - гринвичское время, GMT) мы на несколько часов выйдем в эфир с одного из островов Сергея Кирова - с вертолетчиками удалось договориться о посадке, потому что эти самые острова хоть и не столь раскручены и популярны, как Ушакова, однако являются на сей момент такой же библиографической редкостью (AS-050), как и остров Уединения (AS-057), а может быть и круче. Вообще, мне кажется, что если бы с Уединения мы полетели на остров Отдыха на реке Обь в районе речного вокзала города Новосибирска, интерес к нашей экспедиции был бы столь же устойчивым. Просто потому что это НАША экспедиция. Подтверждением тому - ажиотаж на Среднем, когда звучали в эфире и FIVE UP, и TWENTY UP, и просто UP, и по штатам янки строились, и по цвету глаз...
А вот и Семеныч с чайником. Чайник раритетный, местный, времен моего раннего детства, здоровенный, с изящным носиком в форме буквы S. Разливая по стаканам какую-то мутноватую жидкость, Чуков рассказывает об ингредиентах своего полярного глинтвейна. Насколько я понял, они могут быть самыми разными, в зависимости от того, что есть в рюкзаке. Главное, чтобы наличествовали там спирт и сахар. Сегодня помимо этого, в состав чуковского напитка вошли мороженные лимоны и припасенная специального длдя этого торжественного момента баночка клюквенного варенья. Все сие было смешано и разогрето, и в отличие от холоднющей водки, которая за всю экспедицию так нам ни разу и не пошла, разливается по кровеносной и лимфатической системам приятственным огнем, вызывая радость на лицах и изжогу в желудках. Семеныч говорит, что во время своих пеших переходов к Северному полюсу и далее, он заваривал эту биологически активную добавку каждый вечер, перед ночевкой, а его спутники признавались ему, что терпят чудовищные лишения экстремального туризма исключительно ради стаканчика вожделенной горячей жидкости на ночь. Охотно верится.
Осиротевший трансивер жалобно шипит и посвистывает. Но его неутомимые жрецы, те самые, что кутали его в собственные теплые вещи, любовно крутили его ручки и нежно нажимали его многочисленные кнопки, сидят к нему спиной и не обращают на него никакого внимания. Жрецы глушат глинтвейн. И вдруг к горемычному трансиверу подсаживается наш Фрик! Тихий и незаметный стеснительный Андрей Фрик (RX9ULT), которого все это время не могли заставить поработать в эфире - видимо корифеев стеснялся - сейчас под воздействием паров все того же глинтвейна Чукова наш Фрик цепляет к трансиверу телеграфный ключ, надевает наушники и левой (!) рукой начинает выстукивать позывной экспедиции. Народ бросает пить и с интересом наблюдает за происходящим. Тут же отзываются несколько немцев. Андрей немного теряется - давно он этим не баловался. Ему на помощь приходит Саша Сухарев (RZ9OO) и через четырнадцать Фриковских связей в эфире возникает такой pile up, что вызванный из-за стола Андрей Моисеев (UA0BA) разгребает его в течение последующего часа. Вот такой он, видеооператор наш застенчивый!
...Вертолет загружается на горе у радиостанции и перебирается к нам. На борту пассажиры - семья полярников с острова Голомянного. Улетают на Большую землю. Мальчишка лет восьми жил на маленькой станции вместе с родителями. Школой была мама, друзьями - метеорологи, вертолетчики и радисты... Старый бортмеханик нашей "вертушки" сокрушенно качает головой:
- Закроют теперь на Голомянном станцию.
- Почему? - интересуюсь я.
- Примета такая, женщина со станции уезжает.
Я окончательно заинтригован.
- Причем здесь женщина?
- Как причем? Пока женщина на станции есть, мужики держатся, не пьют сильно, а как уезжает - они и разбалтываются, за дизелями как надо не следят. Ну и закрывают...
Стройность логического построения конечно небесспорна, но где-то в глубине души чувствую, что это она, сермяжная правда жизни, и глупых вопросов больше не задаю.
Свободного пространства в вертолете еще меньше чем было. Все-таки на троих больше, да и все их нехитрое имущество здесь же. Поэтому я лежу на рюкзаках где-то под несущим винтом, упираясь коленями в потолок и радостно засыпаю - надо наверстать потери, сегодня мы поднялись гораздо раньше трех часов дня...
Очередной кусок замороженной суши, на котором мы сейчас совершим радиолюбительский подвиг, именуется островом Исаченко. В девяносто третьем здесь немного поработал в любительском эфире полярный "летающий радист" Петр Костров - RA0BK. На его счету около сотни связей с Исаченко. Да еще лет двадцать-двадцать пять назад пара радистов-метеорологов работали здесь. Теперь, если нам повезет, связей отсюда будет больше.
Очередной исторический анекдот на полярную тему: "Побывавший в этом районе в 1930 году ледокольный пароход "Седов" не обнаружил остров Уединения, (неверно нанесенный на карту норвежцем Иоганнесеном) хотя и открыл здесь землю, названную о. Исаченко".
Любимая и единственная "История открытия и освоения..." упоминает о профессоре-микробиологе Б.Л. Исаченко лишь единожды - в связи с созданием в 1924 по предложению Фритьофа Нансена международного Общества по изучению Арктики при помощи воздушного корабля - "Аэроарктика". Исаченко возглавлял советское отделение "Аэроарктики". Сегодня воздушный корабль - основное средство заполярного передвижения. А тогда, в двадцатые, это было наверное очень передовой мыслью. Анекдот продолжается:
"В 1935 г. здесь работала первая специальная гидрографическая экспедиция на ледокольном пароходе "Малыгин" под руководством И.А. Киреева... Исследования показали, что о. Исаченко находится приблизительно в 15 милях к востоку от места, изображенного на карте..."
Тяжела и неказиста она, жизнь без GPS. Почему-то вспомнилась история, как Заруба искал остров Ионы в 1990 (EK0AC). Доплавались до того, что по всем расчетам выходило, что по карте море уже кончилось!
Наш оранжевый воздушный корабль эстетично смотрится на фоне ровной снежной поверхности, плавно и незаметно переходящей в молочно-белое небо. Погодка не фонтан. На подвиг у нас есть часа два, поэтому отряд радиолюбителей демонстрирует остальным выполнение скоростного норматива "развертывание шека (рабочего места радиолюбителя) на голом месте в полярных условиях". На льду мгновенно появляется маленькая палатка, рядом с ней в снег втыкают блестящую и рогатую антенну "CUSHCRAFT"- R8 с российским флагом на вершине, дизель уже тарахтит - урок Уединения усвоен. И через каких-нибудь двадцать минут Валера Сушков (RW3GW), преисполненный сознанием величия исторического момента, посылает в эфир обещанные вчера позывные:
- RU0B/P
Что здесь началось! Европа, где в этот самый момент было что-то около пяти утра (мы опоздали насчет 3 ZULU), взорвалась сотнями голосов, хрипящих от экзальтации и фединга. Сушков торжествовал. Он выстреливал в эфир слова с какой-то нечеловеческой быстротой, и выуживая обрывки позывных там, где мне слышался лишь сплошной шум и свист, и успевал записывать их в аппаратный журнал в тот момент, когда уже произносил следующий рапорт. Ни одного лишнего движения. Колоссальное напряжение каждой клеточки мозга. Для него не существовало сейчас ни мороза, ни ветра, ни усталости, никого и ничего, кроме этого свиста и хрипа. Это был один из тех моментов, ради которых стоит жить. Это был его звездный час.
От созерцания этого действа нас отвлекает суровая и почетная необходимость снимать кино. В паре сотен метров от нашей палатки, за снежной дюной виднеются крыши полярной станции. Почему-то нам уже наплевать на медведей, мы даже злы на них - за две недели пребывания в самой что ни на есть арктической глуши мы увидели лишь одного.
Станция небольшая, домиков шесть. Сергей Михалыч Полетаев сказал, что ее вывозили организованно, сделали несколько рейсов, поэтому здесь не возникает того пронзительного чувства вещей, вдруг как-то разом осиротевших... Снегу гораздо больше, чем на Уединения, все заметено основательно, особенно главная улица между домами. Доступен лишь чердак какого-то большого склада, где как, обычно, хранятся самые ценные книги. Например, Строевой Устав Вооруженных Сил СССР 1947 года рождения. На титульном листе, под названием, русским по белому пропечатано:
Утверждено министром Вооруженных Сил СССР Генералиссимусом Советского Союза И.В. Сталиным.
Интересно, зачем строевой устав на полярной станции? Здесь же старый чемодан с нехитрыми игрушками образца годов шестидесятых. Автобус, солдатики, маленький пугач - медная трубка на деревянной ручке и такая же маленькая деревянная ручная граната. Наверное у каждого есть такой чемодан. По-моему, это очень важная вещь. Настолько же важная, как родительский дом, где ты сделал первые шаги. Почему они его оставили? Возвращаемся. У палаточки с трансивером Юра Заруба (UA9OBA) объясняет причину невообразимого ажиотажа в эфире:
- В радиолюбительском мире есть тысячи полторы самых крутых. А за пару часов мы сможем связаться максимум с четырьмя-пятью сотнями. Те, кому повезет установить с нами связь, приподнимут свой рейтинг по отношению к остальным и станут еще круче. А в невезучих не хочет остаться никто. Поэтому и не спят этой ночью в Европе, из усилителей выжимают максимум и перекрикивают друг друга, позабыв о приличиях...
Погода портится. Посыпался мелкий снег - ветер пригнал откуда-то не слабенький заряд. Владимир Семеныч Чуков прилег у палаточки на снежок и задремал под изумленные взгляды окружающих. Какая-то ненормальная невосприимчивость к холоду. Мы расспрашиваем Полетаева об арктической жизни. Оказывается остров Уединения, вызвавший наши восторги размахом полярной станции - цветочки. Ничего особенного. Обыкновенная метеостанция. На острове Хейса, например, существовала так называемая метеорологическая обсерватория. Так там по четвергам ракеты в космос запускали. Вместо воздушных шариков. Целый город... Тут из палатки в состоянии аффекта вылетает Валера Сушков и со скоростью, близкой к звуковой, выдает:
- Все. Накрылось прохождение. Как выключили. Просто ничего нет!
Его слегка потряхивает. За час работы он провел триста связей. Триста разделить на шестьдесят, получаем пять связей в минуту. Шестьдесят секунд разделить на пять связей... Я бы не поверил, что такое возможно, если бы не видел, как это было...
Полетаев молча смотрит на часы и на небо. Наша Виктория (RA0BM) все понимает. Решено улетать, если через пять-десять минут прохождение не восстановится. "Хэмы" (радиолюбители то есть) в трансе. Все-таки настиг нас "глухер" (непрохождение радиоволн), настиг под конец. Ну да ничего не поделаешь, и так всю экспедицию везло... Андрей Моисеев (UA0BA) забирается в палатку и выходит оттуда через минуту.
- Ну как?
АндрейМоисеев ((UA0BA) кивает на работающую видеокамеру и свирепо улыбается:
- Сказал бы я как...
Культурный.
Паломничество к трансиверу скорбящих радиолюбителей продолжается. Вслед за Моисеевым в палаточку влез Сухарев RO9O ex (RZ9OO). Минутная стрелка медленно убивает последние надежды. Видимо нашей славной экспедиции суждено закончиться так же, как и начаться - в безуспешных попытках пробиться сквозь полный непроход... , но Саша настойчиво продолжает вслушиваться в эфир называя наш позывной....
Полог палатки отлетает в сторону:
- Есть! Поехало кричит он!
Связь восстановилась также неожиданно, как и пропала - таковы "сюрпризы" арктического прохождения радиоволн. И вновь нам повезло...
Просмотров всего 9,159, сегодня 1 |
Обновлено 18.05.2002 17:59:34 Статью прислал - Борис Мамлин. шеф-редактор продюсерского центра LBL-Сибирь Источник: http://robinsons.ru/ |
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |