HELLORADIO.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наука и техника > Ещё раз о радиовещании на ДВ, СВ и КВ в России

Ещё раз о радиовещании на ДВ, СВ и КВ в России



Автор: Николай RW0LA
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наука и техника"

Известная статья Алексея UB0ALS касалась недооценки радиовещания на ДВ, СВ и КВ в случаях ЧС. Но, в настоящее время, стала очевидной и другая сторона «медали» такого радиовещания. В условиях оголтелой русофобии, беспрецедентной пропаганде лжи, направленной против России, её Вооружённых Сил, в идеологическом противостоянии, помогло бы, использование возможности радиовещания на ДВ, СВ и КВ, которое было в СССР. Существующая сеть радиовещания на УКВ очаговая, вокруг российских городов и не охватывает зарубежные страны. Поэтому этой сетью радиовещания Россия не может противостоять оболваниванию населения зарубежных стран и доведения до него реального состояния дел, правды.

Отказ от радиовещания в России на этих диапазонах произошёл в 2012 – 2014 годы из-за больших энергозатрат. Но при этом, Россия потеряла возможность воздействия на широкие массы населения сопредельных государств.

Известно, что достоинство радиовещания на указанных диапазонах – большой радиус действия: тысячи километров. Кроме того, технические средства находятся на своей территории и они, тем самым, защищены от воздействия враждебных сил, а излучённые радиосигналы в виде электромагнитных волн, уже не устранить: это не сотовый ретранслятор или линия проводной связи, которые также обеспечивают передачу информации, но легко выводятся из строя.

Зоны вещания на ДВ – тысячи километров и более, на СВ днём – сотни, ночью – тысячи километров. На КВ – тысячи и десятки тысяч километров. И не требуется всегда применять мощные передатчики 500 – 1000 квт, которые действительно весьма энергозатратны. Но где-то применение их оправдано, при этом вопрос энергозатрат решается ограничением времени вещания. Во многих случаях достаточно мощности 50 – 100 квт и даже меньше. При этом целесообразно иметь антенны с большим коэффициентом усиления и возможностью изменения направления излучения. В настоящее время у населения всех стран имеется большое количество современных радиоприёмников, имеющих высокую чувствительность. Поэтому радиосигналы могут услышаны огромным количеством людей.

В СССР, в 50-е годы прошлого века, была построена целая сеть мощных радиовещательных центров: Союзных узлов радиовещания и радиосвязи (СУРРов). Цель таких радиоцентров была идеологическая борьба, пропаганда советского образа жизни, донесение правды до населения сопредельных государств путём радиовещания на СВ и КВ. Автору этих строк выпала честь несколько лет работать в одном из таковых радиоцентрах в качестве главного инженера. Это СУРР № 6 - крупный радиоцентр, начавший зарубежное вещание в 1958 году. Он располагался под Уссурийском в п. Раздольное. Радиоцентр строился в 2 этапа. В 1958 году, по первому проекту, он вещал на ДВ и СВ. В начале 1980 годов был построен второй проект. По нему добавилось радиовещание на КВ и магистральная дальняя КВ связь на 4 направления, в европейскую часть и Среднюю Азию СССР. Радиоцентр занимал площадь более 600 га. На ДВ мощность передатчика была 1200 квт, а антенна использовалась «Большой Диск». Вещанием перекрывалась огромная территория Дальнего Востока: от Амурской области до Чукотки и Камчатки. Имелись уникальные «дальнобойные» антенны»: на СВ «Большая заря» и 2 антенны «Малая заря», которые обеспечивали покрытием радиовещанием территории Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Таиланда, других стран азиатско-тихоокеанского региона и акваторий Японского моря и Тихого Океана. То же самое и на КВ, на которых применялись антенны СГД-РА. Для магистральной КВ радиосвязи использовались антенны РГД. Этот вид радиосвязи выполнял и функции подавления («глушилки») зарубежных «голосов», ведущих подрывную деятельность на население европейской части СССР. Передатчики «глушилок» имели мощность 15 и 90 квт., работали на антенны РГД и существенно затрудняли приём значительно более мощных передатчиков зарубежной пропаганды. Радиоцентр вёл и местное, краевое вещание на ДВ, СВ и КВ. Вещание на сопредельные государства велось на иностранных языках. С развалом СССР, Россия перестала использовать это вещание на зарубежные страны и работа технических средств, какое-то время, арендовалась зарубежными странами: Францией, Германией и др.

С конца 1990 – годов прошла серия организационных изменений: СУРР № 6 переименовался на ТЦР № 6, затем потеряв самостоятельность, влился во Владивостокский радиоцентр (чуть позже стал филиалом радиовещания и радиосвязи), как радиостанция № 11, а затем и сам радиофилиал потерял самостоятельность и вошёл в состав филиала краевого радиотелепередающего центра.

Уже много лет, бывший СУРР № 6, как прекратил свою работу. Но 3 технических здания с передающим оборудованием, антенны: АРРТ (260 метров), «Малый Диск», «Большой Диск», 2 «Малые Зари» (по 15 башен), «Большая Заря» (25 башен), 3 КВ антенны СГД-РА, 12 КВ антенн РГД, по 3 антенны на 4 направления, пока находятся под охраной. Но малочисленная охрана не может обеспечить сохранность радиоцентра, особенно антенн. Поэтому техническое состояние их явно неисправное: металлоконструкции поржавели, а элементы антенн, фидерных линий, демонтированы или повреждены. Но пока ещё возможно что-то восстановить, в случае необходимости. Было бы только решение. Есть ещё и специалисты, раннее работавшие в этом радиоцентре и проживающее вблизи, в специальном городке. Возможно такое состояние и в других аналогичных радиоцентрах.

Объект № 15

Вспомним, наконец, и опыт СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С целью ведения информационной войны с сентября 1941 года по май 1942 года была построена сверхмощная, для того времени, радиостанция, «Объект № 15», в Куйбышеве (ныне в Самаре), Она с лета 1942 года работала на ДВ и СВ, имела мощность передатчиков 1200 квт и антенны по 4 башни на ДВ и СВ. Сигналы этой радиостанции были слышны практически везде: в Европе, Африке, Ближнем Востоке, на всей территории СССР, в США и в других странах. Хотя, в то время, энергозатраты были намного больше, чем с аналогичными мощностями передатчиков в послевоенном СССР: на 1 Мвт расходовалось, в то время, 5-6 Мвт. электроэнергии. Но страна на такие затраты пошла, так как этого требовала обстановка по эффективному противостоянию гебельсовской информационной машине.

А как же обстоят дела с радиовещанием за рубежом?

А здесь мы наблюдаем, например в Приморском крае, что радиовещание на СВ и КВ в режиме АМ во всех странах ведётся активно, в том числе и на русском языке из Японии, Кореи, Китая, Тайваня. Весь ночной СВ диапазон «забит» этими радиостанциями. А на КВ также активно вещают все эти страны круглосуточно, меняя дневные и ночные частоты, что обеспечивает постоянное вещание на территориях. Многие частоты, на которых работали отечественные передатчики, уже заняты. В США, на СВ, вся сетка частот через 9 кгц «забита» сигналами, в чём легко убедиться, прослушав их в интернете по онлайн SDR, выбрав приёмник, расположенный в США. Мониторинг радиовещания в любой стране, в настоящее время, можно провести, используя эту технологию.

Для России достаточно, хотя-бы, организовать работу такого вещания на 4 направления: на Прибалтику и Скандинавские страны, на Западную Европу, на Ближний Восток и на страны АТР. Вещание внутри территории России должно быть там, где население не охвачено УКВ вещанием.

Передающие устройства целесообразно использовать в режиме АМ с динамическим управлением несущей, применять модуляторы класса Д, так как этот режим, с учётом проведённых многочисленных исследований, менее затратный по энергетике, имеет значительно большие зоны покрытия радиовещанием территорий и не требует специальных сложных радиоприёмников, по сравнению с цифровым режимом работы DRM.

Таким образом, восстановление радиовещания на ДВ, СВ, КВ в России, в условиях информационной войны, очень даже оправдано. Оно имеет преимущества которых нет в телевидении, сотовой, проводной и в других видах средств распространения информации для широких масс населения.



Просмотров всего 45,267, сегодня 36 Обновлено 16.03.2022 10:15:41
Статью прислал - 'Николай RW0LA'
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.67 балла на основе 706 мнений
Отлично
 645
91%
Хорошо
 3
0%
Потянет
 1
0%
Неприятно
 1
0%
Негативный
 56
7%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 63

МЯ
Марат Яруллинбыл 2 года назад
04.09.2022 18:32

Ну написать инициативу, есть для этого специальная правительственная платформа https://www.roi.ru/. Если за инициативу проголосуют более 100.000 человек то, правительство и гос.дума обязана рассмотреть её. Думаю 100000 человек можно набрать через этот портал с лёгкостью.


ГЗ
Геннадий Зятиковбыл вчера
03.09.2022 05:03

пока мы сейчас только разворовываем сносим взрываем строить может наши правнуки будут.....


IM
Ivan Maximovбыл 5 месяцев назад
29.07.2022 12:50

2. Экономический аспект вещания на ДВ, СВ и КВ. Ясно, что мегаваттные передатчики на ДВ и СВ очень энергозатратны, тем более, что антенны надо ставить вблизи западных границ, а лишних мощностей там может и не быть. Возможно, что вещание с российских спутников, как радио, так и ТВ будет лучшим решением? 3. Диапазон ДВ в радиоприемниках, продающихся в Европе, давно не используется, вещать надо только в СВ, если вы хотите организовать трансграничное вещание. КВ вещание вряд-ли будет эффективно, т.к. КВ диапазона в большинстве приемников нет. Возвращаясь к "противостоянию", центральный вопрос здесь состоит в том, чем российская модель (авторитарное, централизованное управление, отсутсвие независимых СМИ, судебной системы и др) лучше западных традиций демократического общества? Иван Максимов, SA7MAX, Швеция


IM
Ivan Maximovбыл 5 месяцев назад
29.07.2022 12:24

"В условиях оголтелой русофобии, беспрецедентной пропаганде лжи, направленной против России, её Вооружённых Сил, в идеологическом противостоянии, помогло бы, использование возможности радиовещания на ДВ, СВ и КВ" Я думаю, что в этом опросе есть три аспекта: 1. Политический/идеологический 2. Экономический 3. Технический 1. Сейчас нет идеологического противостояния, что было во времена Советского Союза. Как Запад, так и Россия являются капиталистическими системами, где прибыль определяет многое в функционировании общества. В какой-то степени Россия представляет более жесткую (я думаю, менее привлекательную) модель общественного устройства по сравнению с Западом. Другое отличие состоит в авторитарной системе управления России и нынешней тенденцией к дрейфу к тоталитаризму. Это сильно отличается от демократических традиций Европы и Северной Америки. Однако, принципиальных идеологических расхождений здесь не видно. Что может Россия предложить в своей пропаганде на зарубежные страны?


VE
verify был 2 года назад
11.07.2022 14:13

А по поводу потребляемых "сверхмощностей" - бредятина та ещё! Посчитайте на досуге сколько потребляет всякая рекламная и декоративная светохренотень, всё эти абсолютно бесполезные медиастенды, зарядки для поврбэнков сдаваемых в аренду и др. и пр. На сотню другую РЦ с запасом хватит. Да и опять же, вот вам и повод энергетику развивать, рабочие места опять же. Доёптимизировались эти дефективные манагеры до полного алеса..


VE
verify был 2 года назад
11.07.2022 14:02

Предлагаю поднять тему о написании коллективного письма "верховному", по ходу, тут без его прямого указания ничего с мёртвой точки не сдвинется. Со словами автора статьи согласен полностью. Сам готов поехать, хоть куда, восстанавливать РЦ. Больно смотреть видеозаписи о разграбленных РЦ и подорванных мачтах, за ради того, чтобы там очередной квартал с торгово-развлекательным центром забахали. Расскажу историю. Ко мне тут товарищ приезжал в гости, со своими детьми, а у меня на одной из полок до сих пор мой первый детекторный лежит (ещё с катушкой на гильзе), ну естественно вопрос, мол "Что это за штука?", отвечаю - приёмник, так мол и так. Так вот проще было им объяснить, как "оно" работает ("Ведь в нём же ничего нету!" - их слова), чем объяснить зачем я его когда-то делал, если по нёму ничего услышать нельзя.. Грустно. Пришлось продемонстрировать им, подключил ихний телефон к Г4, с него на рамку.. Приятно было видеть их удивление.


ВБ
Владислав Бараненкобыл 2 месяца назад
29.06.2022 15:38

Да, в городах уровень помех конечно же велик, но в городах как раз можно пользоваться смартфонами и УКВ. А вот на дачах, пастбищах, различных угодьях, в море и тд и тп было бы очень даже кстати, учитывая площади нашей страны.И кстати, в 2016-м году в сентябре в результате стихии, сильных тайфунов,ливней, приведших к сильнейшему наводнению, несколько районов Приморья омтались полностью без мобильной связи и УКВ радиовещания. И именно с этого радиоцентра велось вещание (по моему Радио России и Маяк), главным образом направленное на эти районы. Оповещение, новости и тд и тп. На этот период пришлось временно преостановить сдачу в аренду радиоцентра соседнему Китаю. С уважением, Владислав(R6FFE)


ВБ
Владислав Бараненкобыл 2 месяца назад
29.06.2022 15:18

В 2013 году будучи несколько месяцев в командировке в Приморье неоднократно проезжал через Раздольное по пути из Славянки во Владивосток и обратно. Видел эти впечатляющие своими масштабами антенны. Насколько я знаю (не знаю все ли или только часть) передатчики и антенны на тот момент были в рабочем состоянии. Были в аренде у Китая. А в сентябре 2016 года, когда было наводнение, то временно у них из аренды забрали и велось вещание наших радиостанций для районов пострадавших от наводнения. Как сейчас обстоит дело, не в курсе. В Самаре и Уфе известные центры демонтированы, мачты взорваны. В Волгограде мачты известного центра стоят.Станция законсервирована. Вещание прекратилось помоему в 2015-м году((( С уважением, Владислав (R6FFE)


ВБ
Владислав Бараненкобыл 2 месяца назад
29.06.2022 15:08

Да, подрывали мачты, но на 1430 и на 999 сейчас вещание идет с ПМР. Радио России на 999 каждый вечер слушаю с наступлением сумерек. С уважением, Владиcлав (R6FFE)


Victor Ивянскийбыл вчера
25.06.2022 19:13

Полностью согласен с данной статьёй о вещание на СВ и КВ,больше удивляет почему это не делается-это при такой площади нашей страны да ещё в окружение "дружелюбных стран".


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры