Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
РЭБ в войнах и вооруженных конфликтах. Часть V
Автор: Александр Толстов ака ak108u
Радиоэлектронная борьба на советско-германском фронте 1944-1945 гг.
В этом информационном массиве собраны и систематизированы материалы из открытых публикаций в прессе и сети Интернет о ведении радиоэлектронной борьбы в войнах и вооруженных конфликтах со времени изобретения радио до наших дней. Информация предназначена для специалистов, но может представлять интерес для всех, кто интересуется военной историей. Сведения, содержащие государственную тайну, отсутствуют.
Автор: А. Д. Рожков.
Источник: книга “Радиоэлектронная борьба в войнах и военных конфликтах”.
Радиопомехи в Корсунь-Шевченковской операции (январь-февраль 1944 г.)
Постановки радиопомех были применены в ходе общего наступления Советской Армии, когда войска 1-го и 2-го Украинских фронтов окружили и разгромили в районе Корсунь-Шевченковского десять дивизий противника. В операции по разгрому крупной окруженной группировки войск участвовал 132-й ордн спецназ 1-го Украинского фронта. Радио-дивизион, развернувшись восточнее Житомира (рис. 1.6), успешно нарушал радиосвязь окруженных соединений, пытавшихся прорвать кольцо окружения, и штабов соединений, действующих навстречу, с целью освободить войска, оказавшиеся в котле. В период ликвидации окруженной группировки немецких войск радиопомехами был сорван прием около 200 радиограмм, а передача 20 радиограмм была задержана на время от одного до двух часов. При нарушении радиосвязи в KB и СВ диапазонах радиоволн немцы использовали для управления войсками УКВ радиостанции. Поэтому дивизион начал создавать радиопомехи в УКВ диапазоне с использованием для этой цели трофейных радиостанций, положив тем самым начало созданию помех оперативно-тактической УКВ радиосвязи противника.
Создание радиопомех в Корсунь-Шевченковской операции при ликвидации окруженной группировки немецких войск в январе-феврале 1944 г.
Радиопомехи в Белорусской стратегической операции (июль-август 1944 г.)
Помехи осуществлялись в ходе проведения силами трех фронтов стратегической операции «Багратион» по освобождению от оккупантов Советской Белоруссии. В данной операции советские войска, разгромив главные силы армий «Центр», освободили Белоруссию, часть Литвы и Латвии, вступили на территорию Польши и подошли к Восточной Пруссии.
Создание радиопомех в Белорусской операции в июле августе 1944 года
В Белорусской операции, в первую очередь в ходе разгрома окруженных группировок войск, два радио-дивизиона спецназа (130-й и 131-й) создавали интенсивные радиопомехи, нарушавшие управление и взаимодействие по радио соединений противника (рис. 1.7).
131-й ордн спецназ в составе войск 3-го Белорусского фронта с 28 июня по 1 июля нарушал радиосвязь штабов 3-й танковой армии, 4-й армии и радиосвязь взаимодействия между ними, штаба артиллерии 4-й армии и пятнадцати пехотных и танковых дивизий. Радиопомехи, создаваемые дивизионом в 70 радиосетях и радионаправлениях, сорвали передачу около 3700 радиограмм или свыше 90 процентов всех радиопередач противника. В их числе был сорван прием 30 весьма важных оперативных радиограмм группировок войск, окруженных восточнее Минска, и 90 радиограмм штабов войск, действовавших на каунасском направлении. 130-й ордн спецназ 1-го Белорусского фронта, начиная с 24 июня, нарушал радиосвязь соединений 4-й армии, отходящих под ударами войск фронта. Особое внимание уделялось нарушению радиосвязи соединений 9-й армии, которые, как стало известно из перехваченных радиограмм, готовились к прорыву из окружения. В последующем 130-й дивизион во взаимодействии с 131-м дивизионом нарушал радиосвязь штабов соединений 105-тысячной группировки противника, окруженной восточнее Минска.
Создание помех радиосвязи управления и взаимодействия, обороняющихся и окруженных группировок войск противника двумя радио-дивизионами послужило дальнейшему развитию способов создания радиопомех в стратегической операции.
Радиопомехи в операциях по освобождению Прибалтики (август-октябрь 1944 г.)
Помехо-постановки создавались 226-м ордн спецназа, прибывшим в начале июля 1944 г., после формирования в г. Горьком, в состав 2-го Прибалтийского фронта. Средствами радиопомех данного дивизиона нарушалась радиосвязь управления и взаимодействия штабов группы армий «Север», 16-й, 18-й полевых армий и 3-й танковой армии, оборонявшихся на фронте протяженностью около тысячи километров (рис. 1.8). В начале операции, обороняющиеся немецкие войска, имея устойчивую проводную связь, мало применяли радиосредства.
Однако по мере отхода под ударами советских войск германские дивизии, корпуса, а затем и армии для обеспечения управления и взаимодействия все активнее стали применять средства радиосвязи. В этих условиях радиопомехи значительно затрудняли управление и взаимодействие войск противника. Например, в начале августа радиопомехами был полностью нарушен радиообмен штабов 16-й армии и подчиненных ей армейских корпусов и дивизий. Особое внимание при создании радиопомех уделялось нарушению радиосвязи управления частей полевой и зенитной артиллерии противника. Весьма успешно нарушалась радиосвязь штабов окруженных 16-й и 18-й армий со штабом 3-й танковой армии, пытавшейся 16-20 августа деблокировать их войска.
В сентябре-октябре во время разгрома войсками трех Прибалтийских фронтов рижской группировки противника радиопомехами успешно нарушалась радиосвязь штабов 16-й и 18-й армий и их соединений, оборонявшихся в Прибалтике, их радиосвязь со штабами 3-й танковой армии, 39 и 40-го армейских корпусов, находящихся в Восточной Пруссии, и с войсками окруженной Либавской группировки. В период завершения стратегической операции по освобождению Прибалтийских республик Советская Армия блокировала на Курляндском полуострове группировку противника, насчитывающую более 30 дивизий из состава 16-й и 18-й армий. В этих боях принимали участие и подразделения радиопомех 226-го ордн спецназа, нарушавшие радиосвязь управления окруженными дивизиями и их взаимодействие по радио с группировками, действующими в Восточной Пруссии и в районе Мемеля. Только в течение ноября дивизион не дал возможности немецким радистам передать и принять более 2000 шифрованных оперативных радиограмм, в том числе около 300 срочных. Радисты штабов окруженных войск свыше 4000 раз пытались передать радиограммы подчиненным войскам и штабам соединений, находящимся в Восточной Пруссии, но все их попытки срывались радиопомехами. Наиболее успешно нарушалась радиосвязь 2, 3, 6, 8, 43, 50-го армейских корпусов и радиосвязь штаба артиллерии 16-й армии со штабами артиллерии подчиненных ей армейских корпусов и дивизий.
Создание радиопомех в операции по освобождению Прибалтики в августе-октябре 1944 г.
Радиопомехи в Висло-Одерской операции по освобождению Польши (январь-февраль 1945 г.)
применялись в ходе общего наступления Советской Армии. При проведении данной операции два радио-дивизиона спецназ – 130-й 1-го Белорусского фронта и 132-й 1-го Украинского фронта интенсивно нарушали радиосвязь соединений противника и объединений противника группы армий «Центр» (рис. 1.9).
Развернувшись в позиционном районе, 132-й ордн спецназ создавал эффективные помехи радиосвязи штабов войск, окруженных в Бреслау, со штабами 4-й танковой армии, 17-й армии, 8-го авиационного корпуса и с группой ближней авиаразведки, а также радиосвязи между штабами соединений, оборонявших Бреслау и Глогау.
Всего в ходе осады города и крепости Бреслау в феврале марте радиопомехами был сорван прием около 700 радиограмм и 2800 попыток вхождения в радиосвязь, в Глогау прием 360 радиограмм, интенсивные радиопомехи не дали возможности передать по радио ни одной из 26 оперативных радиограмм.
Наблюдая за радиосвязью противника, дивизион обратил внимание на незначительный радиообмен окруженной группировки с войсками, действующими вне окружения. Из перехваченных радио-переговоров было установлено, что немецкие войска для связи использовали подземные телефонные кабели. Проведенный поиск позволил обнаружить, а затем вывести из строя 45 подземных линий, выходящих из Бреслау, после этого интенсивность радио-переговоров удвоилась, что позволило радиопомехами нарушать радиосвязь окруженной группировки с войсками, действующими вне окружения.
Особое внимание при создании радиопомех уделялось нарушению радиосвязи управления огнем артиллерии и военно-транспортными самолетами, доставлявшими грузы окруженным войскам. Наряду с созданием радиопомех, дивизион занимался радиоразведкой, добывая ценные сведения о группировке, системе связи, действиях и намерениях противника, особенно о подготовке к открытию огня.
130-й ордн спецназ 1-го Белорусского фронта нарушал радиосвязь противника с целью обеспечения действий войск на Варшавско-Познанском направлении. Радиопомехи, создаваемые дивизионом, нарушали, а иногда полностью срывали радиосвязь штабов группы армий «Центр», 9-й армии и подчиненных ей дивизий и армейских корпусов, радиосвязь взаимодействия штаба 9-й армии со штабами 4-й и 3-й танковых армий, группировки, окруженной в районе Познани, а также радиосвязь взаимодействия авиации с сухопутными войсками.
Нарушая радиосвязь соединений и объединений группы армий «Центр», 130-й и 132-й радио-дивизионы спецназ значительно затрудняли управление и взаимодействие войск противника, и прежде всего окруженных в Бреслау, Глогау, Познани, и тем самым содействовали нашим войскам в их разгроме.
Создание радиопомех в операции по освобождению Польши в январе-марте 1945 г.
Об эффективности действий радио-дивизионов спецназа также свидетельствуют показания плененного советскими войсками начальника связи гарнизона Бреслау подполковника Виттенберга: “…русские беспрерывно срывали нам радиосвязь. Из-за радиопомех мы вынуждены были переходить на разные волны, но нас обнаруживали и подвергали забивке. Радиопомехи задерживали передачу радиограмм на три и более часа, поэтому часть из них пришлось аннулировать”.
Радиопомехи в Восточно-Прусской операции (январь-апрель 1945 г.)
были направлены в первую очередь на нарушение радио-связей штабов 3-й и 4-й армий, трех армейских корпусов и их дивизий, а затем и радио-связей группировок войск, окруженных юго-западнее Кенигсберга, в том числе военного гарнизона крепости Кенигсберг (рис. 1.10). В период подготовки наступления в Восточной Пруссии, в течение ноября декабря 1944 г. и до 13 января 1945 г., 131-й и 226-й радио-дивизионы спецназа совместно с частями радиоразведки вскрывали радиосвязь противника и готовились к ее нарушению с целью срыва или затруднения управления войсками по радио из штабов объединений и соединений противника. Начиная с 13 января, в ходе наступления 2-го и 1-го Прибалтийских, 3-го и 2-го Белорусских фронтов дивизионы нарушали радиосвязь штабов 3-й танковой и 4-й армий, оперативной группы штаба 4-й армии, 9, 26 и 55-го армейских корпусов и пятнадцати дивизий противника группы армий «Центр». Из-за сильных радиопомех противник не смог передать около 1000 радиограмм, в том числе 200 срочных. В результате нарушения радиосвязи штабы армий, армейских корпусов и дивизий практически не могли управлять по радио подчиненными войсками, что обеспечило разгром северного стратегического крыла немецкого фронта наступающими советскими войсками и отсечение войск противника, действующих в Восточной Пруссии, от центральных районов Германии.
В начале февраля немецкие войска в Восточной Пруссии были расчленены на три изолированные группировки – Земландскую, Кенигсбергскую и Хельсбергскую, последовательным разгромом которых Советская Армия ликвидировала важнейший стратегический плацдарм и окончательно подорвала военную мощь Германии.
131-й ордн спецназ 3-го Белорусского фронта получил задачу в ходе операции нарушать радиосвязь всех трех группировок, 226-й ордн спецназ 2-го Прибалтийского фронта нарушал радиосвязи группировки войск противника, окруженной на Курляндском полуострове, и штабов окруженных соединений со штабами войск, обороняющихся в Восточной Пруссии. В период ликвидации Хельсбергской группировки, с 10 по 30 марта, 131-й ордн спецназ успешно нарушал радиосвязь штабов окруженных соединений и объединений, обороняющихся на Земландском полуострове и в Кенигсберге. Из 3000 радиограмм противник смог передать в условиях радиопомех только 85.
Радиопомехами были нарушены практически все радиосвязи, поддерживаемые с помощью 175 радиостанций в 30 радиосетях на 300 радиочастотах. Прежде всего, нарушалась радиосвязь танковых и пехотных дивизий, управления авиацией и зенитной артиллерией.
Создание радиопомех в Восточно-Прусской операции в январе-апреле 1945 г.
В операции по разгрому группировки немецко-фашистских войск на Курляндском полуострове 226-й ордн спецназ 2-го Прибалтийского фронта создавал помехи радиосвязи штабов группы армий «Север», 16 и 18-й армий, их корпусов и дивизий, а также радиосвязи штабов окруженной группировки со штабами объединений, обороняющихся в Восточной Пруссии, и со ставкой верховного главнокомандования Германии.
При штурме советскими войсками крепости Кенигсберг главная радиостанция окруженного гарнизона пыталась в течение суток последовательно вести передачи на 43 частотах, но все они надежно забивались помехами. После этого 9 апреля уже открытым текстом был передан приказ командующего группой войск, защищавшей Кенигсберг, генерал-полковника Ляша о капитуляции. В плену на допросе Ляш показал: “В результате ужасающей артиллерийской подготовки проводная связь в крепости была выведена из строя. Я надеялся на радиосвязь с Курляндией, с Земландской группировкой войск и с Центральной Германией. Но эффективные действия забивочных радио-средств русских не давали возможности использовать радио-средства для передачи радиограмм и мои действия не могли координироваться ставкой Верховного Главнокомандования. Это послужило одной из причин моей капитуляции”. Таким образом, радиопомехи, нарушая радиосвязь противника, затрудняли управление по радио войсками окруженных группировок и их согласованные действия с войсками и авиацией, находящимися вне окружения, и в немалой степени способствовали успеху советских войск в Восточно-Прусской операции.
Радиопомехи в Берлинской операции (апрель-май 1945 г.)
были направлены на обеспечение боевых действий войск 1, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов. В полосе фронтов вокруг Берлина действовала крупная группировка войск противника в составе 3-й танковой и 9-й армий группы армий «Висла», 4-й танковой и 17-й армий группы «Центр», всего около 60 дивизий.
В Берлинской операции в составе 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов принимали участие 130 и 132-й радио-дивизионы спецназа, нарушавшие радиосвязь соединений и объединений противника (рис. 1.11). Самолеты бомбардировочной авиации создавали помехи радиолокационным станциям ПВО Германии, авиация и артиллерия наносили удары по пунктам управления, радиопрожекторам и постам воздушного наблюдения оповещения и связи противника.
В период подготовки операции, несмотря на ограниченное использование радиосвязи и обманные действия фашистских войск, радиоразведка фронтов сумела вскрыть систему радиосвязи, установить расположение штабов армейских корпусов и дивизий противника. Используя данные радиоразведки и большой опыт предшествующей боевой деятельности, части радиопомех, успешно нарушали радиосвязь противника в ходе всей операции. 132-й ордн спецназ с 25 апреля по 2 мая, действуя на центральном участке 1-го Украинского фронта, нарушал радиосвязь штаба окруженной берлинской группировки, а также штабов войск 9-й армии и 5-го армейского корпуса, окруженных южнее Берлина. В самые напряженные дни боев на берлинском направлении дивизионом была сорвана передача по радио 170 срочных боевых приказов и распоряжений, которые не получили фашистские соединения и части.
130-й ордн спецназ 1-го Белорусского фронта успешно нарушал радиосвязи штабов группы армий «Висла», 3-й танковой армии, 11, 25, 118-й танковых дивизий 9-й армии, окруженной в районе Вендиш-Бухгольц, с подчиненными соединениями, с соседями и со ставкой верховного главнокомандования Германии. Высокая эффективность радиопомех в операции достигалась правильным определением целей, массированием радиопомех на наиболее важных радиосвязях, умелым выбором времени создания радиопомех, своевременным маневром радиопомехами.
Авиационные соединения бомбардировочной авиации, совершавшие налеты на объекты и войска противника, в ходе операции создавали пассивные помехи РЛС ПВО противника. Для создания радиопомех в каждом авиаполку воздушных армий по три самолета были загружены станиолевыми лентами. Следуя в составе эшелонов ударной авиации, они сбрасывали ленты над линией фронта и в районе целей. Создаваемыми пассивными радиопомехами значительно нарушалась работа РЛС ПВО противника, и облегчалось выполнение боевых задач бомбардировочной авиацией.
Для содействия дезорганизации управления сухопутными войсками, авиацией и средствами ПВО противника соединения и части воздушных армий, участвующих в берлинской операции, наносили удары по пунктам управления, узлам связи и радиолокационным постам противника.
Создание радиопомех в Берлинской операции в апреле-мае 1945 г.
Радиопомехи и удары по пунктам управления противника весьма эффективно нарушали управление и взаимодействие войск, сил и средств ПВО, авиации и, несомненно, оказали значительную помощь советским войскам в завершающей операции Великой Отечественной войны.
Таким образом, Советская Армия в Великой Отечественной войне вела радиоэлектронную борьбу, с одной стороны, созданием активных радиопомех наземными станциями с целью нарушения радиосвязи и самолетными средствами пассивных радиопомех для подавления работы радиолокационных средств ПВО противника и, с другой, проведением мер радио-маскировки и защиты средств радиосвязи и радиолокации от подавления противником. Радиопомехи создавались в основных операциях по разгрому немецко-фашистских войск начиная с конца 1942 года и до завершения войны. Одновременно с созданием радио-дивизионами спецназ помех радиосвязи авиация и артиллерия наносили удары по пунктам управления, узлам связи, радиолокационным, радио-прожекторным установкам. Данные о РЛС, средствах и системах радиосвязи, необходимые для создания радиопомех и поражения РЭС, добывали части и подразделения радиоразведки.
Радиопомехи, а также поражение пунктов управления и РЭС приводили к нарушению радиосвязи управления соединений и объединений сухопутных войск, авиацией и подавляли работу РЛС. Наиболее интенсивно РЭБ велась с 1943 г., когда начали действовать специальные наземные части радиопомех и самолеты постановщики помех. Наибольшие результаты были достигнуты в нарушении помехами радиосвязи немецких войск в ходе наступательных операций, особенно в периоды окружения и разгрома крупных группировок противника. Проводимая нашими войсками радио-дезинформация, в сочетании с другими мерами обмана, вводила в заблуждение противника и тем самым способствовала достижению внезапности в боевых действиях.
В боевых действиях были разработаны и от операции к операции совершенствовались способы нарушения помехами радиосвязи и РЛС, организация управления и взаимодействия сил и средств радиопомех и радиоразведки, а также многие другие вопросы организации и ведения радиоэлектронной борьбы во фронтовых и стратегических операциях Великой Отечественной войны.
Продолжение следует…
Просмотров всего 11,428, сегодня 2 |
Обновлено 11.03.2018 12:44:39 Статью прислал - Источник: http://trcvr.ru/2017/08 ... оруженных-конфликтах-5/ |
Отредактировать текст этой статьи? Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |