Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО". Часть 2
Автор: Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "DX-экспедиции" |
R3CA/0 - экспедиция "ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО" |
Мы продолжаем публикацию об Арктической кругосветной экспедиции "Полярное кольцо", проводимой Экспедиционным Центром "Арктика" Русского Географического Общества под руководством Президента ЭЦ, Вице-президента Национальной туристической Ассоциации, заслуженного мастера спорта Владимира Семеновича Чукова.
Дополнительная информация и фотографический материал на сайтах Экспедиционного Центра "Арктика" www.ec-arctic.ru и клуба радиолюбителей-путешественников "Русский Робинзон" www.hamradio.ru/rrc
Часть 2. "Надежда - мой компас земной,
А удача - награда за cмелость:"
(слова из песни "Надежда" А. Пахмутовой,
на стихи Н. Добронравова).
НАДЕЖДА - МОЙ КОМПАС ЗЕМНОЙ
Под крылом самолета - бескрайнее море якутской тайги. Борту "Полярных авиалиний" предстоит преодолеть более тысячи километров дремучей тайги, непроходимых хребтов и заснеженной тундры северной Якутии. На высоте 5500 м пересекаем Верхоянский, под 2000 метров, хребет и оказываемся над белесым Янским плоскогорьем - промежуточная посадка в поселке Усть-Куга. Кругом зима и режущий глаз своей белизной снег, девственные леса, лишь кое-где угадывается дымок от печных труб - в этом Богом и, как казалось, людьми забытом уголке России теплится жизнь. После рева моторов АН-24 в ушах звенящая тишина. Вокруг никого, разве что изредка по соседнему зимнику проурчит нагруженный "ЗИЛ" или "Урал" от нефтебазы в дальний поселок и - о, чудо! - прошуршит новенькими шинами да поиграет солнечными зайчиками на блестящем кузове импортный джип. Вот такая она якутская глубинка.
Здесь уже другое время - плюс один час к якутскому, и совсем другая жизнь. Мы, оказывается, пересекли очередной часовой пояс: считай, пол-Европы перелетели. Хотя здесь время на целых семь часов впереди московского, но ритм жизни иной - нет столичной суеты, никто никуда не торопится, жизнь течет спокойно и размеренно. Глухая провинция - свои взгляды на окружающий мир. Вот и стоянка нашего самолета вместо заявленных 40 минут для дозаправки многократно затягивается. Поначалу все с пониманием относятся - прилет самолета в тутошнюю глухомань, привезшего почту, продукты, напитки, людей - праздник для местных жителей. Но когда пассажирам объявили о том, что мы не летим в Нижнеянск, до которого всего-то осталось с полчаса лету, а самолет заворачивают куда-то в Батагай - все изрядно начали волноваться не на шутку. Когда оставалось сделать последний подскок на каких-то полторы-две сотни километров вперед, пролетев уже почти тысячу из Якутска, нас собираются забросить на триста км назад. Вместо шага вперед - два назад. Перспектива "отдыхать" несколько дней где-то в тайге до понедельника никак не устраивает. К тому времени маршрутная группа экспедиции R3CA/0, находящаяся сейчас в Тикси, пройдет Нижнеянск и уйдет далеко вперед без меня. Кожей я почувствовал совершенно реальную угрозу всей радиолюбительской части экспедиции и решительно достал портативный спутниковый радиотелефон GlobalStar TELIT SAT- 550:
В Нижнеянске дуло. Вообще на Яно-Индигирской низменности большую часть времени непогода - ветер с моря и прорваться туда большая удача. Навстречу летящей с нами бригаде электриков из недалекого, в сотне километров, селения Казачье, куда они направлялись для ремонта ДЭС, выслали машину и ремонтники, преспокойно ожидая, расположились в избе аэропорта - у них с собой было:
Оставшиеся пассажиры забаррикадировались в салоне самолета, защищая борт от
"угона", изменение маршрута для нужд какого-нибудь местного "ревкома"
- явление в отдаленных районах нередкое. Мое же волнение нарастало - если я
за сутки, максимум
двое не доберусь до Нижнеянска, то все усилия по организации радиоэкспедиции
пропадут зря. Вместе с Валентином Ефремовым (RA3TND) по совету местных
жителей прорабатываем возможность добраться по зимнику на попутной машине. Никто
из нефтебазовских водителей не соглашался - во многих местах уже появилась наледь,
выступила надледная вода, и страх утонуть и потопить грузовик не давал решиться
на рискованную поездку. Как сказали где-нибудь в тундре: машина хорошо, а олени
- лучше, и мы уже серьезно начали думать о варианте "на оленях и собаках".
Но если c оленями удалось бы договориться (hi), то у самих оленеводов уже были
столь нетрезвые головы - самолет прилетел, что мы и сами сомневались в успехе
такой "экспедиции". Когда сообщили, что и Батагай не принимает по
погодным условиям, а значит, мы здесь остаемся пусть без гостиницы, без столовой,
без сколько-нибудь убогого ларька, но зато рядом с самолетом, ставшим уже родным
- мы возрадовались и с экспедиционными спальными мешками направились к полатям
в зал ожидания. Все было легче - нам просто предстояло ждать у моря погоды -
Нижнеянск находится на южном побережье моря Лаптевых. Почему-то вспомнилось,
что мой северный рекорд ожидания равнялся четырем дням по дороге на остров Врангеля
(AS-027) в EK0KA в 1983 году. Спустя пять лет мне "удалось"
побить этот срок много южнее - в 1988 году, будучи в Николаевске-на-Амуре в
Хабаровском крае, я девять суток прождал летной погоды у Охотского моря и все-таки
"радиооткрыл" тогда Шантарские острова (AS-044). Установка новых рекордов
больших ожиданий никак не входило в мои нынешние планы - сейчас у меня еще сохранялся
шанс на благополучный исход встречи с экспедицией "Полярное кольцо".
Наиболее настойчивые и опытные пассажирки продолжали названивать в Нижнеянск,
нашли знакомого авиадиспетчера, уговорили включить дополнительные огни на полосе
и разрешить аварийную посадку АН-24. Вот это характер! Да и как-то распогодилось
понемногу. Одним словом - Север!
Когда объявили о вылете, я был по-настоящему рад - в который раз мне везло, экспедиция продолжалась! Уже в полете на высоте 2500 м снимая стресс коньяком из неразлучной фляжки, я подумал, что если б все глухие места представить в виде полного "заднего места", больше известного в народе смачным четырехбуквенным сленгом, тогда, наверное, то самое место - извините "дыра", и есть Усть-Куга. Я был счастлив, что мне удалось вырваться из плена, и я с искренней радостью шагнул на берег Северного Ледовитого Океана.
НА КРАЮ СЕВЕРНОЙ ЗЕМЛИ
Когда-то в грезах я мечтал побывать на берегу Яны. В детстве, в юности, в отрочестве я тысячи раз изучал многочисленные карты: географические, физические, политические, геологические, морские:. Одни названия чего стоят: Лена, Яна, Индигирка, Алазея, Колыма: Я люблю географию, даже побеждал на школьных Олимпиадах. Учась в институте, стало возможным сочетать радио и географию: радиоэкспедиции - моя жизнь. Даже своему сыну Евгению я давал первоначальное имя, и Женя целый месяц был Яном. Мечта детства сбылась - я стоял на берегу далекой красивой реки Яна, закованной в бирюзово-голубой лед, над которым уже искрилась чистейшая вода. Дух захватывало от осознания происходящего. Погрузив экспедиционное снаряжение надвое саней, впряженных в "Бураны", которыми мы погоняли как заправские каюры, рассекая воду по сторонам, пересекли Яну - романтики хоть лопатой черпай. Мы были на арктическом побережье, на краю северной земли.
Нижнеянск - гордое, подстать городскому, название небольшого поселка. Когда-то здесь было много народа: военные, ПВО, геологи, рыбаки, крупный морской порт. Сейчас Север умирает: полуразрушенные и заброшенные дома, пустые рамы окон, одиноко стоящие печные трубы, несколько магазинчиков, вахтовая столовая - она же пекарня, почта и узел связи, нефтебаза и еще несколько предприятий, как оплот цивилизации - администрация и дом культуры. Вот и все, что здесь есть на почти семьсот местных жителей. Официальная численность населения под две с половиной тысячи - статистку портят "невозвращенцы", многие не выписавшись, выехали в поисках лучшей доли. В Нижнеянске сейчас не лучшие времена - аварийная ситуация, работают специалисты из МЧС. Большая часть поселка заморожено: лишь в трети домов есть тепло, а значит и жизнь.
Нижнегородского путешественника Валентина Ефремова (RA3TND) здесь знают хорошо: в прошлом году экспедиционный БТР достиг берега моря Лаптевых где-то рядом. Да и ранее, путешествуя на снегоходах "Рысь", его путь к мысу Святой Нос лежал через эти места. Начальник погранзаставы, капитан Александр Николаевич Тимохин, лично пришел приветствовать экспедицию. Глава местной администрации Петр Иванович Кучеренко и директор жилищно-коммунального предприятия Сергей Васильевич Шкуренко решили вопрос о размещении экспедиции в теплой гостинице, и мы живем по соседству с МЧС-овцами и местным детским садом - всего несколько комнат.
Отличительная особенность полярных поселков - все коммуникации: связь, электрические кабели, тепло- и водоснабжение, проходят поверх земли в специальных коробах, которые еще и местный тротуар. Высокое крыльцо - обычное дело, дома стоят на сваях, на деревянных столбах, кое-где даже на пустых бочках. Центральное место Нижнеянска - площадь трех дорог: одна ведет к зданию администрации, другая к порту, а третья куда-то в производственную зону. Рядом голубое здание с красивым названием - бассейн "Умка". Красоту портят только мрачно зияющие оконные проемы без рам. А буквально несколько лет назад я плавал в этом бассейне, - говорит Валентин, проводя меня по местным достопримечательностям. Напротив - большое деревянное здание по типу барака с надписью во всю стену "Слава КПСС!" - там рамы есть, но нет стекол - безрадостное зрелище. На фоне вымирающего поселка жизнеутверждающе выглядит местный ДК - очаг культуры, центр досуга и светской жизни вообще. У них статуя Ленина еще есть - вождь изображен в стиле "верной дорогой идете, товарищи!" И, правда, в доме культуры тепло и уютно, шум и веселье, много молодежи. Здесь можно отдохнуть и пусть хоть на время забыть о суровых реалиях северной жизни. Директор ДК Светлана Максимовна Клещевская организовала встречу с путешественниками - не каждый день и не каждый год экспедиции проходят Нижнеянск или стартуют здесь.
Из встреч я узнал много нового. Например, отсюда в поисках таинственной Земли Санникова в начале XX века стартовала экспедиция на шхуне "Заря". Ее руководитель российский полярный исследователь Эдуард Толль сотоварищи пропал без вести в районе острова Беннетта. Еще ранее в 1885-86 годах уходила на Новосибирские острова академическая экспедиция А.А. Бунге для "исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири..." В этих местах начинал свою карьеру молодой тогда лейтенант Колчак - исследователь Арктики. В последствии адмирал и Верховный Правитель - история России запутанна и многогранна. После забвения все возвращается на круги своя - в некогда столичном западносибирском Омске сейчас разливают традиционный русский напиток - горькую водку "Адмирал Колчак". А здесь в соседнем селе Казачьем, где Колчак венчался в местной церкви, есть музей, где бережно хранится история далекого края. На этих землях соседствуют якутские и русские названия - за почти четырех столетнюю историю вхождения Якутии в состав российского государства повсюду чувствуется совместное освоение обширных земель.
На торжественной встрече у главы администрации, где собрались все руководители предприятий и служб, я полюбопытствовал о самом происхождении местных поселений - уж много интересных названий на карте. Оказалось, что первое упоминание о Нижнеянске относится еще к 1764 году, но статус поселка был получен относительно недавно - в 1957 году. Тогда здесь одних только рыболовецких колхозов было целых 25! Сейчас здесь остались самые стойкие, влюбленные в свою землю северяне. Меня поразила фраза, написанная кем-то из местных в порту: "Мы выжили там, где вымерли даже мамонты!" Другое время, но все равно, чем дальше на север и восток, тем шире душа традиционного русского гостеприимства. В этом я убеждался не раз.
Тем временем моей радиолюбительской душе не терпится выйти в эфир. Воодушевленный историей открытия северо-восточных земель я взбираюсь на гребень крыши и в ночном одиночестве полярного дня водружаю антенну G5RV. Окрыленный северным ветром не замечаю скользкого льда, ноги предательски скатываются, и я стремительно падаю с высоты наклонной крыши вниз. На мое большое радиолюбительское и просто жизненное счастье успеваю правой рукой, с силой пробив шифер по самую рукоять зацепиться ножом. Каким-то чудом со сколком ножа в руке я спускаюсь вниз живой и почти невредимый. Только стоя уже на земле, в охватившей меня дрожи я вдруг отчетливо понял, какой опасности подвергнул себя: высота и сила притяжения земли - опасно для жизни! Вспомнился случай из RU0B на Архипелаге Норденшельда, AS-121. Тогда в 1995 году Валера Сушков (RW3GW), ставя антенну повыше, сорвался с крыши "полярки" и летел прямо на ледяную землю острова Русский - благо рядом были товарищи, и я успел подхватить. В ночи спящего поселка - кругом никого, мне спас если не жизнь, то здоровье крепкий нож видеооператора и участника экспедиции нижегородца Виктора Опортовского. Урок спасения усвоен - спасибо.
На всех диапазонах тишина. Но мои приключения на крыше увенчались успехом - на следующий день я "поймал" прохождение и слышу группу сопровождения экспедиции на "моей" частоте - 14,120. Отлично проходят Норильск, север Тюмени, центр Якутии, Сахалин, в эфире RA0BA, UA9JO, UA9KAA, UA0QW, RA0FN: В эфир понеслись и наши с Валентином позывные: UA9OBA/0 и RA3TND/0. Валентин держит громкую связь с Нижним Новгородом - у микрофона Борис RZ3TW приветствует своего земляка. У меня на связи родной Новосибирск, Омская область, Алтай - UA9OGZ, UA9NA, UA9NN, RA9YN. Все ждут высадку на острова. Из Тикси ретранслировали сообщение, что маршрутная группа на 4-х вездеходах уже вышла и где-то в пути. Сергей RX0QX на 3615 кГц передает, что, наверное, ночуют на полярной станции Буор-Хая. Впереди только Янский залив, а значит, завтра утром экспедицию нужно встречать.
В полудреме раннего утра громогласно "взрывает" динамик ALINCO DJ-193 мощный сигнал бортовой рации R3CA/0/M. Передовая машина держит связь с вездеходами - я просыпаюсь мгновенно и кричу свой позывной UA9OBA/0. Есть QSO на 145,500 МГц. Да, чудо техники - пройдя сотни верст по безлюдным местам, общаясь на УКВ, только друг с другом, вдруг за тысячи километров от центров активности услышать собрата и легко пересечься - это сильно. Так было в Норильске и свершилось сейчас. Снежным утром выходим навстречу и продолжаем по радио "вести" вездеходы к нашему дому - встреча двух экспедиций состоялась в Нижнеянске.
ТАМ - ЗА ГОРИЗОНТОМ
Уникальные радиоэкспедиции возможны на пересечении интересов с путешественниками,
мореплавателями, туристами, альпинистами и другими представителями романтических
профессий и увлечений. Даже во времена спутниковых радиотелефонов и интернета
радиосвязь нужна всем. Так уж случилось в истории радио, что радиолюбители шли
и во многом остаются впереди профессионалов и потому в особой цене. Я думаю,
что именно по этой причине в составе серьезных исследовательских, спортивных
и научных экспедиций есть, как правило, и
представители нашего брата. Долгое время острова на стыке Лаптевых и Восточно-Сибирского
морей оставались закрытыми для радиолюбительских экспедиций - слишком уж труднодоступные
и необжитые здесь места. Всемирно известный российский полярный путешественник
Владимир Семенович Чуков, планируя кругосветный многотысячный переход по кромке
Северного Ледовитого Океана вдоль континентов, не забыл ни о радиолюбителях,
ни об их интересах. Выход в эфир с редких территорий и островов, если для осуществления
этого необходимо даже задержаться или отклониться в сторону от первоначального
маршрута - достойная цель. А тут впереди - возможное "радиооткрытие"
сразу нескольких NEW ONE. Это по-настоящему радует. А то бывает, смотришь по
ТВ или читаешь в газетах об экспедициях в такие экзотические места, которые
интересны не только нам - экспедиционерам или "охотникам за островами",
но и DX-менам и вообще всему радиолюбительскому сообществу - и редко кто с радио.
Искренне жаль неиспользованных возможностей путешественников, которые проходят
в самой близости от каких-либо островов и, к сожалению, пропускают моменты "радиооткрытия"
или просто их активации по пути, порой даже высаживаясь на них. Или, скажем,
будучи в редкой DXCC стране, на территории дальнего заповедника, труднодоступного
морского маяка, полярной станции, покоряя высочайшие вершины мира или проходя
в тропических джунглях, упускается шанс добавить в общую копилку успеха и достижения
радиолюбительских вершин. Мне такая горечь потерь известна множество раз. Что
ж - каждому свое.
Наивным было бы думать, что в путешествие берут всех желающих радиолюбителей, что бы те могли в свое удовольствие заниматься только хобби - любительской радиосвязью. Экспедиция - это еще и тяжкий труд, изнуряющая физическая нагрузка, постоянная коллективная работа - она всегда найдется. В полярной экспедиции - это еще и постоянная борьба с холодом, ветром, сыростью и другими тяжелыми природными условиями, если хотите - борьба за выживание, это не выезд в поле на выходной день, пусть даже в полной автономии и со всей аппаратурой. Кругом ледяная пустыня и никто кроме тебя самого тебе не поможет. Для радиста это еще и дополнительная нагрузка: служебная радиосвязь, энергопитание, приборы, ежедневная постановка антенных мачт и многое другое, что нужно делать, когда другие участники похода уже спят. Но как говорится: дорогу осилит идущий.
К очередной фазе экспедиции, где вступало любительское радио, мы подготовились основательно: благодаря помощи начальника Янского речного водного пути Горюнова Владимира Ивановича, оказавшегося нижегородцем, удалось дать ремонт некоторым узлам вездеходов, закупить полтонны хорошего зимнего дизтоплива - на вездеходах установлены импортные дизельные двигатели. На нефтебазе раздобыли дефицитную 100-литровую бочку и заправили ее нормальным A-80 бензином - проблема с горючим для бензоэлектроагрегата решена. С помощью радиомеханика Владимира Николаевича Зюзина и начальника цеха связи ЯнРВП Николая Серафимовича Силантьева была решена проблема с 11-ти метровой радиомачтой от "Ангары". Оказывается, что здесь знают и помнят нижнеянских радиолюбителей-коротковолновиков: Виктора Терентьева и Юрия Ганичева. К сожалению, позывной первого замолчал (SK) около 3-х лет назад, а Юрий Дмитриевич уехал на Большую землю. Сейчас ближайший радиолюбитель в районном центре Депутатский - Владимир Евдокимов RA0QH, начальник "коллективки" в Усть-Янском районе. Вообще же ЯнРВП - наиболее крупное предприятие, у которого сосредоточена значительная часть ресурсов: участок обеспечивает судоходство по реке и ее притокам вплоть до верховьев по всему обширному бассейну, куда идут суда класса река-море.
Выход экспедиции в открытое море задерживается из-за налетевшей непогоды. В понедельник, 13 мая, продвигаясь от морпорта к гостинице, в паре сотен метров от здания неожиданно попали в самую настоящую пургу - за считанные секунды перед вездеходом намело громадный сугроб, не видно ни зги. Пришлось идти за помощью, не глуша двигатель. Честно говоря, я впервые попал в такой природный катаклизм: до этого, будучи в десятках полярных экспедиций, я только по рассказам других понимал, но не ощущал разницу между просто сильным ветром, метелью, вьюгой, пургой и бураном. Теперь я на себе прочувствовал, что такое пурга - снежная буря, так что несет по ветру и немудрено заблудиться в этой ревущей непроглядной пелене. Сильнейший ветер до 25-30 м/сек со снегом, так что невозможно идти навстречу и даже нельзя на секунду открыть глаза - метет без остановки. Задыхаясь от снега, повернулся спиной к ветру, но как рыба на суше начал жадно хватать ртом разреженный воздух - за мной образовывался такой вакуум, что нечем было дышать. В положении боком - терпимо, полу ползком двинулись с Чуковым и начальником ремонтного цеха туда, где как казалось должна быть гостиница. Шлифовано скользкое ледовое озеро, из которого мы давеча накалывали питьевой лед, оказалось непреодолимым препятствием - это были трудные метры. Никогда не забуду. Все замело, видимость - ноль. После тщетной борьбы мы повернули назад и по столбам за полкилометра кругом добрались до цели.
Пурга закончилась также внезапно, как и началась. Всюду заносы и все
проникающая снежная пыль. На небе прорезалось яркое солнце, бескрайняя видимость
и там - за горизонтом, желанные острова. На следующий день в 19 по-местному
мы двинулись в путь.
NEW ONES - ЗВЕЗДОПАД ЖЕЛАНИЙ
Впереди Янский залив и целая куча NEW ONES RRA - национальной островной программе России уже тесно в европейских озерах. Масса разных названий в дельте, в заливе: острова Илите-Суох, Атага-Суох, Лебедь, Нисимен, Делтегер, Уон-Пастах, Урнастах, Cна-Бусарбыт, Сир-Стан. На запад от Нижнеянска - острова Учахан-Ары, Нирей-Ары, Сымьттыр-Ары. Прямо в реке - остров Тугуттах. Самый ближний из крупных - остров Ярок. Это уже по программе IOTA. Дальше, правее - Шелонские острова: Восточный и Западный. Самый дальний - остров Макар, IOTA NEW ONE, до него сто километров на северо-восток.
На выходе в море - высоченный маяк, точка "ноль" - нет на карте,
вот чудеса!
Рядом могила с чугунными якорями - чей-то последний причал. Справа по курсу
- замерзшая полярная станция Уэдэй. Пытаюсь слушать эфир - прохождения нет совсем.
К ночи пошли радиовещалки на 12 МГц, потом на 41 метрах. Еще через час появились
слабые признаки телеграфных станций из США на 10 МГц. На "пятнашке"
отчетливо слышу какие-то радиомаяки, скорее это гармоники - любительских станций
нет. "Двадцатка" шумит, как будто включают загоризонтную РЛС или ионосферную
станцию. У ICOM IC-706MK2 отстегнул панель в салон вездехода и пытаюсь кричать
CQ R3CA/0/mobile - никто не слышит пока. Подбадриваемся свежим хлебом
- первая выпечка за неделю в поселковой пекарне, спасибо! Сахар в ходу рафинад.
Навигатор GPS III Plus фирмы GARMIN показывает курс на остров Макар. Вышли в открытое море, наст плотный, изредка полыньи и нерпы, проколы шин иногда. Что нас ждет впереди? В командирской машине №1 рядом с Чуковым расположился Афанасий Маковнев, профессиональный фотограф из журнала "Северные просторы". Рассказывает об острове Большой Бегичев. По полученным от Александра Авдеева UA0QBR координатам точно вышли на место недавней радиоэкспедиции из Удачного - позывные UA0QMN/P-UA0QHZ/P на ящике жирно были начертаны. Зимовье, японская HONDA, печурка, запасы угля. Пока ночевали Вячеслав Государев, начальник Северной экспедиции географического факультета МГУ, наш добрый московский приятель и прошлогодний участник "Затерянных островов", бывший на маршруте до Тикси, отработал в эфире AS-152. Хоть немного, но прямо оттуда. Вот это дела!
В морозном тумане "всплывает" Макар, еще немного и мы у него. На месте отметки жилья - одни только камни. Идем вдоль стены высотой метров двадцать. В сумеречном небе блеснуло - маяк. Постоянно на связи Норильск, Сахалин. Находим подъем и лезем в девятиэтажную гору - там что-то темнеет. И вот мы у цели - мечта!
Моему взору представился вид: округлый бугор, останки "полярки", столбы, провода. Где-то внизу под обрывом - деревянный скелет какого-то дома. Пора начинать - ступаю ногой на NEW ONE: 71*52' градус северной, 138*25' восточной. Стоя ногами на острове беру микрофон - в полную силу пылает неонка - моща улетает в штыревую ICOM антенну. Первым на связи наш постоянный помощник Александр Пантюхов из Норильска - RA0BA. Следом Вячеслав с Сахалина - RA0FN. Затем в первой десятке: RA4PMO, UA9JO, RA6AX, UY5XE - Георгий пока не слышит меня, UA1OIZ, I1JQJ, I2CBM, ON4IZ. Сначала по-русски. Наш друг из Германии Рольф DL6ZFG замыкает первый pile-up.
По времени здесь глубокая ночь - почти все отдыхают. Но Владимир Семенович ставит палатку, ящики - стол.Главный конструктор, минчанин и старый знакомый по Антарктиде, наш коллега почти что радист Виталий Мазуркевич заводит "японца". Афанасий на "стреме" рядом с антенной, Маковнев - был радистом до Тикси. На самой вершине антенны уже развевается над островом флаг. Прячась от ветра, все четверо вползаем в палатку. Еще немного и все для работы готово: новый трансивер MARK V стоит на ящике с надписью "Осторожно - не кантовать!", гарнитура подключена, часы установлены по Гринвичу, лимончик нарезан:
Пора разогреться немного - кричим все дружно "ура!", поднимаем российский триколор на минифлагштоке, разливаем коньяк. Ну, с Богом, поехали! R3CA/0 "охотники" ждут с IOTA NEW ONE. Вечерний европейский pile-up открывает IOTA Committee Chairman G3ZAY - глубоко символично, я лично знаком и бывал у Мартина в Кембридже в 1992 году. Меня помнят - спасибо друзья. Строка за строкой бегут позывные: UA6AAY, I2YDX, I2CBM, HB9RG, IK1GPG, I1ZL, I1SNW: Много Италии, Франция, Великобритания, вся Европа зовет. Что здесь творится - громадная "куча-мала". Меня "забивают", приходится слушать повыше - UP10. Стало легче немного, но все понимают - прохождение коварно, зовут до упора. Подходит G3KMA, IOTA Director, но в моем активе еще нет 200 связей - пока остается AS - NEW ONE. Эфир просто стонет. Из Америки просят перейти в разрешенный участок - включаюсь на 14260. Канада, Бразилия, Штаты - "острова в эфире" сейчас везде популярны.
Проснулась Камчатка - UA0ZC уже в логе, UA0FAI, UA0FZ c Сахалина зовут, на связи Сибирь - UA9MA, Красноярск, моя малая родина Ачинск. Америка "валит" - наверно закинули в "кластер". Приходится "строить" прямо по штатам. Понемногу уходят - зовут телеграфом. Прохождение идет с востока на запад. Остров в эфире почти семь часов, у меня 24 часа - ровно сутки. И вдруг HONDA глохнет не от недостатка бензина - вот это номер. Точнее номера нет. Конечно, можно потом получить, но как же другие? Непривычно тоскливо. Никак не заводится - масло рекой. Что же делать? Мозг лихорадочно ищет выход: трансиверу нужно сетевое питание, IC-706 бортовой не имеет AT - G5RV почти бесполезна, в запасе - широкополосный диполь T2FD, но это как штырь - совсем несерьезно. Решаю идти до конца, прошу Афанасия съездить вниз в базовый лагерь, разбудить Мазуркевича. Виталий - механик-конструктор от Бога. Должен быть выход из этой беды. Что там Макар, была Антарктида! Раскинули двигатель на мелкие части, "обхитрили" японцев, собрали опять, заменили диод, отключили защиту - все обошлось, через час я в эфире.
И снова на связи коллеги по хобби, по клубу "Русский Робинзон", DX-мены,
просто друзья, все те, кому интересна эта земля - UA6MF, RW4HW, RZ4HF, UY5XE,
RA3AJ, RV3ACA, RV3GW, UA4RC, I8ACB, RZ3EC, UA3AA, RZ3EM, UA4CC, UR5LCV:
В Европе светает: Govanni Varetto I1HYW, Mauro I1JQJ, GM3ITN, G3TOK,
целый евро
поток. Удачно подходит Roger Balister G3KMA - я провел QSO уже несколько
сотен. Вот он момент, есть новый в программе учетный номер - AS-163! И снова
pile-up, кто-то вторично, страхуясь, зовет. Весь день проходит за микрофоном.
Пора отдохнуть - выхожу из палатки, любуюсь закатом и снова в работу. На часах
другой день - пора поднажать. Взбодрясь горячим чайком с рафинадом продолжаю
сраженье со сном, много знакомых: RW9OW, RU3DG, RK4HM, RA6AR, UA9ORQ, RU0LL.
Прохождение открыло второе дыхание - Япония, Дальний Восток, здесь же Европа
через Северный Полюс. Слышу Викторию RA0BM на пару с Андреем UA0BA. Rolf
Rahne, DL6ZFG преподносит клубный подарок - DL0RRC. Немного экзотики
- в воздухе Боинг-737-700 над Балтикой где-то летит RX3AOE/AM. Много
очных знакомых по экспедициям: Владимир Кадол EU1CQ, Валерий c Диксона
RZ9DX/0, Володя Малыгин RA0BY - сейчас он в Норильске. И вновь
DX-мены: UA9MR, UT5HP, RW9WA, RW3RN, UA9LP. Где-то в конце все же вышел
F9RM - "робот-машина". Сутки минули - в России затишье. Чуков
торопит, пора собираться - надо льдами солнце встает.
Как в тумане считаю листы - связей свыше полутора тысяч, наверно неплохо на "голый" трансивер и диполь. Фото на память, следы позывных на стене, автографы ручкой, показания приборов - хочу все запомнить. Спускаемся вниз, все поздравляют - не зря экспедиция томилась же здесь. В балке оставляем аварийный запас, прощальный гудок, монета - что б помнить, возможно, вернуться и движемся дальше по морю на север.
Продолжение следует.
Борт самолета АН-24 RA-46333 - Нижнеянск - море Лаптевых - остров Макар (AS-163).
Просмотров всего 16,700, сегодня 1 |
Обновлено 12.03.2016 20:18:44 Статью прислал - Заруба Юрий (UA9OBA) |
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Комментарии 4
Были мы с UA0QMN на о.Бол.Бегичев. AS-152 RZ3EC-наш qsl-менеджер, 1500 qso провели с Василием( UA0QMN). Это было в марте 2002 года. Я даже описал эту радиоэкспедицию в журнале-Радиолюбитель кв и укв- в2002-12 номере. UA0QHZ 73!
Юра, у меня неболшая поправка : песню "Увезу тебя я в тундру" пел не Палад-БюльБюль-Оглы ( азербайджанский певец) , а Колы Бельды - певец выходец из народов Севера. А статья мне также понравилась, в ней имеются очень подробные описания, интересные не только специалистам, но и делитантам, вроде меня.
александр. всем интересно кто там жил - особенно про площадь, которая ведет куда то в пром зону :))) Пишите земляки. Хоть в нете повстречаться.
Мне интересно почитать о родном посёлке,сам прожил здесь 28 лет.