LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Заметки радистов > Беда пришла, откуда не ждали...

Беда пришла, откуда не ждали...



Автор: Комаров Сергей (UA3ALW)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Заметки радистов"
Журнал BROADCASTING
№ 7 за 2005 г., стр. 71.

Сергей Комаров,
генеральный директор ООО
"Радиовещательные технологии"

Хотя, в общем-то, догадывались, что некомпетентность большинства компьютерщиков в области радиотехники, систем передачи информации, электромагнитной совместимости и в вопросах использования радиочастотного спектра, в конце концов, не доведет до добра.

Первым пострадало радиовещание.

Включите радиоприемник на длинных средних и коротких волнах, где работает все мировое иновещание, и вы будете сильно озадачены обилием помех и непрерывным гудением по всем частотам радиовещательных диапазонов, явно не атмосферного происхождения. Весь радиовещательный спектр сильно замусорен излучениями различных цифровых систем передачи данных. Компьютерные технологии, призванные облегчить жизнь людям, при безграмотности их разработчиков в радиотехнике, вместо пользы начинают приносить вред.

В последнее время зачастую наблюдается бездумное отношение к использованию радиочастотного спектра со стороны компаний, предлагающих различные "экономящие" цифровые системы передачи информации. В частности, известна система предоставления доступа в Интернет или организации "домашних" и офисных локальных компьютерных сетей, использующая в качестве линий распространения сигнала провода электрической сети. Так называемый "Интернет через электрическую розетку". Эта технология известна еще и под названием PLC (Power Line Communication). И если в Вашем жилом доме или в офисном здании заведется хотя бы один пользователь такой системы, Вы больше не сможете слушать на длинных, средних и коротких волнах ни одной радиовещательной станции. А уж с дальним приемом радиовещания или с радиолюбительской связью на КВ придется и вообще распрощаться.

Как утверждает рекламный проспект этой системы, свободно полученный автором на одном из стендов выставки "Связь-Экспоком 2005", такая аппаратура "...позволяет подключить WAN в электрическую сеть с OFDM модуляцией и с диапазоном частот 3 - 34 МГц, в котором размещается 1536 несущих и обеспечивается скорость передачи данных до 200 Mbps". Этакая "жужжалка" на всех частотах КВ диапазона. Похлеще, чем глушилки времен холодной войны!

Разговор с представителями фирмы, предлагающей такие услуги, выявил полную некомпетентность их специалистов в радиотехнике. Они - чистые компьютерщики, - специалисты по передаче информации в цифровом виде. И такие основополагающие понятия, как "радиочастотный спектр", "электромагнитная совместимость", "чувствительность радиоприемника", "отношение сигнал / помеха" были для них не более, чем несмысловым набором символов.

Главное достоинство системы PLC - это экономия на прокладке соединительных проводов между компьютерами. Но ее разработчики напрочь забыли, что создав дешевую систему и сэкономив копейки, они уже нанесли вред мировому радиовещанию на миллионы долларов.

Распространение в нашей стране этой и подобных систем выбьет аудиторию у государственных радиокомпаний, вещающих на средних и коротких волнах. Причем выбьет в самом уязвимом месте - в непосредственной близости от радиоприемников слушателей! И никакие мощности радиовещательных передатчиков не смогут перебить помеху, которая распространяется внутри жилых или офисных зданий по проводам электросети. В первую очередь лишатся аудитории слушателей такие радиокомпании как "Маяк", "Радио России", "Голос России", добрая половина действующих радиостанций на Дальнем Востоке, в Приморье, на Кавказе и во всех районах с гористой местностью, где основная нагрузка по информированию и оповещению населения ложится на средние и короткие волны. Пострадают и различные системы коротковолновой связи. Фактически, с внедрением PLC, МЧС лишится системы оповещения населения, а военные - нескольких уровней оперативного управления войсками. И это более, чем серьезно.

Возможно, в Европе, где малы расстояния и телекоммуникационные сети сильно развиты, вопросы оповещения населения через радиовещание и не стоят так остро, что данная система была разработана и получила распространение, но в России использование технологий, которые являются источниками помех радиоприёму должно быть запрещено в административном, а еще лучше, в уголовном порядке. И при обнаружении таких средств органы Россвязьнадзора по нашему мнению должны их конфисковывать и уничтожать установленным порядком.

Следует отметить, что и Европейские радиостанции, ведущие иновещание, серьезно озабочены сокращением своей аудитории из-за внедрения PLC. В частности, такие компании как, "Немецкая волна" и "Би-Би-Си" уже ощущают на себе потерю аудитории европейских слушателей и предприняли рад весьма дорогостоящих исследований по защите от помех от этой системы передачи данных, результаты которых опубликованы на Интернет-сайте компании "Би-Би-Си". Международный DRM консорциум также обращался в Международный Союз Электросвязи (ITU) с просьбой поднять вопрос о недопустимости использования PLC. Данный вопрос также активно изучается в рамках рабочей группы SE35 CEPT. К сожалению технических критериев защиты пока не найдено. Однако, похоже, что в Европе радиовещатели и Международный Союз Электросвязи решили подождать, пока эта система, в силу своей ущербности, отомрет сама, однако в России, при огромной нашей инерции, такой подход чреват весьма большими бедами.

Хочется обратить внимание Россвязи, Государственной Комиссии по Радиочастотам (ГКРЧ), Главного Радиочастотного Центра (ГРЧЦ), Россвязнадзора, радиочастотных органов Министерства обороны, ФАПСИ и МЧС на серьезность ситуации с вопросом обеспечения электромагнитной совместимости радиоприёмных устройств СВ-ДВ-КВ диапазонов радиоволн с новоявленными PLС технологиями, которые начинают активно внедряться на наш рынок и являются источником недопустимых помех эфирному радиоприёму.

Вероятно, в связи с появлением подобных систем, назрела необходимость чтобы ГКРЧ инициировала исследования по разработке критериев совмещения этих систем с заинтересованными радиослужбами (или норм на излучения систем PLC в зонах радиоприема) и представила материалы исследований в качестве вклада Российской Федерации в соответствующую Исследовательскую Комиссию Международного Союза Электросвязи. Разумеется, до этого времени внедрение технологии PLC должно быть законодательно запрещено.

Впрочем, помощь в сохранении отечественного радиовещания можно получить и от РАО ЕЭС, если они запретят подключения к своим электрическим сетям каких-либо активных источников сигналов, кроме обычных потребителей энергии. Если же этого не произойдет и РАО ЕЭС останется лишь пассивным наблюдателем, то, наверное, придется радиолюбителям разработать активные устройства, локально блокирующие работу систем PLC и при этом не создающие эфирных помех. Как учит радиотехника, помеха должна быть блокирована в месте ее возникновения!

Литература:

  1. Проспект с выставки "Связь Экспоком 2005" некой французской фирмы, собирающейся в России создавать помехи радиовещанию (чтобы не вести антирекламу, все координаты фирмы в проспекте заретушированы).
  2. J. H. Stott "AM broadcasting and emission from x DSL/PLT/etc. Compatibility analysis of various proposals for limits". Research & Development British Broadcasting Corporation, November 2001.
  3. J. H. Stott "Emission limits". Research & Development British Broadcasting Corporation, November 2001.


Просмотров всего 14,659, сегодня 4 Обновлено 20.01.2006 15:31:53
Статью прислал - Комаров Сергей (UA3ALW)
Источник: http://www.radiostation.ru/drm/plc1.html
Отредактировать текст этой статьи?

Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 3.67 балла на основе 3 мнений
Отлично
 2
66%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
33%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 10

 
Guestгость
25.02.2007 10:57

Илья, в чем то вы правы, безусловно, но есть и неправота. Конкретно: PLC (в "домашнем", по сетям 220V варианте) не дайнобойна, сотни метров. Так что все-таки город. Второе - в энергетике уже десятилетия высоковольтные ЛЭП используются для организации каналов связи - голосовой, телемеханики, передачи команд м/у устройствами релейной защиты. На любой подстанции увидите на порталах катушки ВЧ-заградителей. Другое дело - частоты помех. Действительно, нечего гадить на весь диапазон, пусть получают разрешение на определенные полосы - и вперед. Вот, как мне кажется, за это и надо бороться.


 
ur4lrg@гость
02.06.2006 10:58

Илья RW3FY, браво ! Согласен 100 %


 
Илья RW3FYгость
01.02.2006 14:53

To UA1CBX: А на Западе, по-Вашему, тоже "совки с позывными"? Зайдите, например, на www.arrl.org в раздел, посвящённый PLC. Подобные разделы есть на сайтах национальных р/любительских организаций во всех развитых странах. IMHO "совки с позывными" --- это те, кто по-старинке "молчит в тряпочку" при появлении любых "нововведений", ущемляющих его возможности заниматься своим хобби, оправдывая это молчание "невозможностью бороться с "прогрессом"", своей личной беспомощностью, тем, что "большинству людей это гораздо нужнее чем твоё хобби", либо живущие по принципу "моя хата с краю", "до моего, перемещённого на 30 км QTH, это, один хрен, не доберётся". Да до Вас первого доберётся, т.к. основное предназначение PLC --- передача трафика в удалённые районы и в сельскую местность --- в те места, докуда нет никаких коммуникаций, кроме ЛЭП, и тянуть куда дополнительные кабели или использовать передачу данных через спутник не удобно из экономических соображений. А не использование в мегаполисах, и так с избытком напичканных всевозможными коммуникациями. Слово "прогресс" я не случайно взял в кавычки --- идее передачи данных по электросетям лет 80 (патент выдан в 20-х гг прошлого века), а первые практические реализации появились лет 50 назад. Затея эта всплывает снова и снова с периодом в несколько лет, после чего на несколько лет опять исчезает. И попытки массового внедрения PLC --- IMHO это не прогресс, а попытки окупить огромные средства, вбуханные за долгие годы в развитие этой не очень удачной технологии. А нашу страну в очередной раз пытаются использовать как свалку технического отстоя, о чём говорит и особый интерес в этой области западных инвесторов к России --- деньги выделяются фирмам не просто на развитие интернета, а конкретно на развитие PLC, чтоб впоследствии обеспечить себе широкий рынок сбыта данного оборудования. Вот Вы говорите : "это нужно всем". Много что нужно всем, картошка, например, или рыба. Однако ни кому не приходит в голову сажать картошку на футбольных полях или разводить рыбу в бассейнах спортивных комплексов (а чё, осетринка или красная рыба насколько дешевле бы выходила!). Или, может быть, Вы считаете, что правильно и прогрессивно было бы поотбирать все помещения у различных спортивных секций и раздать их коммерческим структурам? (А чё, и деньги в бюджет в виде налогов, и новые рабочие места для населения!) Или, если по-Вашему, может быть, спортивные аэродромы раздать под сельхозугодья или коттеджное строительство? Вот и р/любительство --- это тоже и спорт, и способ активного отдыха, а эфир --- место наших тренировок и проведения досуга --- и засорение наших участков в этом смысле ничем не лучше, чем когда стадионы отдают под рынки, а кинотеатры превращают в магазины всякого барахла. Да и с другой стороны назвать "Прогрессом" PLC навряд ли можно --- физическая пропускная способность электропроводки существенно уступает другим средам передачи данных, а будущее --- именно за высокоскоростным интернетом, и требования к скоростям передачи данных постоянно растут. IMHO PLC --- это отстой и тупиковая ветвь развития инет-технологий, будущее за wireless, оптоволокном, коаксиалом и витой парой. Что касается перенесённых Вами страданий с помехами от трамваев и прочего --- опять же, типично "совковая" позиция --- "Вот мне было хреново, а я терпел и помалкивал, значит и все остальные теперь должны молчать и терпеть". И с типичным, опять же, стремлением свои страдания преувеличить --- подавители импульсных помех, тех самых, на которые Вы сетуете, существовали ещё до того, как Вы начали заниматься радио, вот только собрать надо было такой подавитель и в UW3DI его своими ручками встроить :) . А перекрытая помехой (опять же, какой именно --- неужто белым шумом?) от завода 20-ка --- это отнюдь не вся полоса 1,6...30МГц, как пытаются сделать сейчас. Да и не сравнятся помехи ни от какого радиозавода (у меня под боком их аж три, плюс железная дорога и ЛЭП) с помехой от сети PLC, развёрнутой в одном доме с приёмником --- хотя у меня поблизости PLC нет, но его "звучание" уже успел послушать в записях. Вообще, Ваша позиция, и Вам подобных граждан, огорчает. Даже Motorola, занимающаяся разработкой и выпуском PLC оборудования, более дружественно настроена по отношению к р/любителям --- недавно выпущенный мотороловский LV модем позволяет давить помеху в наших диапазонах как программными, так и аппаратными средствами. Недавно этот модем прошёл успешное тестирование в ARRL на предмет ЭМС с hamradio. Только вот использовать подобное оборудование IMHO будут "белые люди" на Западе. Потому что у них р/любители умеют бороться за свои права и интересы, и это они добились от FCC и ей подобных организаций выхода официальных требований к PLC-провайдерам убирать помехи от своего оборудования везде, где они кому-либо мешают. А не мы. Поэтому в нашу страну и повалит весь отстой, который у них не приживается --- потому что что бы с нами не делали, будем молчать, как стадо баранов. А найдутся ещё и такие, кто этому "молчанию ягнят" будет искать оправдание. И кто, получается, на самом деле "совок"? 73!


 
Павел UA1CBXгость
30.01.2006 07:26

А вот меня удивляет другое: дурость и полнейший эгоизм современных "совков" c позывными. Я начинал заниматься этим хобби живя на Малой Охте в Ленинграде в середине 70х ,где ночные трамваи своей искрёжкой глушили 40, 80 и введенные позднее 160м. А днём ещё и военный завод рядом жару давал в плане QRM на двадцатке. Но как-то и в голову не приходило с этим бороться. Прогресс не остановишь. И большинству людей это гораздо нужнее чем твоё хобби. А любишь слабые радиосигналы-перемести свой QTH километров эдак на 30. Там не то что компьютеров с PLC net, там и и электросетей часто не бывает. Первозданной чистоты эфир. hihi


 
Викторгость
23.01.2006 13:03

Считаю, что данная информация - руководство для обсуждения вопроса Президиумом СРР и последующего взаимодействия с соответствующими ведомствами. Это вне зависимости от того насколько уже внедрены эти PLC в различных областях. Если бездействовать, то они очень скоро будут на службе у каждого второго обладателя компьютера. Представьте, 10 лет назад ни у одного нашего радиолюбителя не было компьтера вообще! А сейчас!


 
Владимиргость
23.01.2006 10:46

Удивляет наглость фирм внедряющих PLC. Что мало сред для передачи данных для интернета? Я просто .....


 
RA1ACHгость
22.01.2006 23:21

Тоже самое, как пишет Геннадий. Но работает по странному алгоритму, часов в 19 включается и непонятно когда ночью выключается. Днем нет никогда помехи. Вот думаю- не ПЛЦ ли это? Т е приходит чел домой, включает модем и в Инет до глубокой ночи. С фонарями не связано- проверял. Похоже нашему хобби приходит капец!


 
Валерийгость
22.01.2006 17:21

В перспективе энергетики планируют оснащение домашних и производственных счетчиков учета электроэнергии устройствами дистанционного считывания показаний с передачей данных по сети или в диапазоне 433 МГц. Считаю, что всему радиолюбительскому сообщиству необходимо бить во все колокола - обращаться в ГКРЧ и Госсвязьнадзор с требованием о недопустимости использования устройствпередачи информации по сети энергоснабжения. Паралелно готовить самоделки для блокирования таких сигналов. "Завтра" будет поздно.


 
Геннадийгость
21.01.2006 19:21

У меня помеха другого типа от теплосетей . они поставили оборудование _ называется станции частотного управления серии СЧ400 и СЧ300, диапазоны закрыты все, на низких диапазонах белый шум с прослушиванием рычания, а на 15м сплошной рокот, как будто я стою около трактора и вот такая работа на всем диапазоне, с Уважением Геннадий UA9OGZ 21.01.06


 
rz3abkгость
21.01.2006 12:42

* Как учит радиотехника, помеха должна быть блокирована в месте ее возникновения!*-Можно понять, как руководство к действию :)


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры