Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
УС-9 Русский Американец
Автор: А. Александров
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "Наша история" |
Схемотехника в общем типичная для того времени. Есть некоторые особенности в связи телеграфного генератора с остальным трактом через емкость монтажа, это два отрезка провода в виде аппендицита, один припаян к аноду генератора, а другой к сетке (4 и 5 нога 6Ф7). Не советую их пытаться куда то припаять или отрезать. Но поманипулировать ими в сторону усиления связи можно попытаться, возможно это улучшит прием SSB.А то имеющийся АМ детектор не является оптимальным для приема однополосных станций. Хотя в режиме РРЧ даже на 14мГц можно вполне сносно слушать SSB станции. Зато в АМ режиме УС-9 как рыба в воде. Для любителей работать на передачу на заднем разъеме предусмотрены контакты 2 и 6,в режиме приема их замыкают перемычкой, а при работе на передачу достаточно их разомкнуть и снимается напряжение с экранных сеток ламп. ГПД выполнен на отдельной лампе 6С5 ( в более поздней версии 6Ж8 ) и имеет собственный стабилизатор СГ2С. Три настраиваемых контура на рабочей частоте и высокая ПЧ 915 кГц, успешно борются с помехой по зеркальному каналу и повышают устойчивость приемника к блокированию. Два каскада УВЧ и три УПЧ обеспечивают высокую чувствительность. Те же три УПЧ обеспечивают хорошую избирательность по соседнему каналу. Мощный УНЧ на 6П6С выгодно отличается от слабеньких УНЧ большинства связных приемников.
Монтаж очень хороший, провода в двойной изоляции, в критических местах жгуты спрятаны в металлические трубки, доступ к ламповым панелькам для измерения режимов очень удобен. Четырехсекционный КПЕ высокого качества, Экранированный монолит в котором спрятан выходной трансформатор, дроссель питания и конденсатор АРУ, внушает доверие. Приемник очень надежный и долговечный, сами они вообще не ломаются если только не выйдет из строя некачественная радиолампа. Возможно только, что с годами осыпится краска, наверное технология покраски алюминия нами не была раскрыта.
Как правило умформер ( динамо-мотор ) выбрасывается и на его место ставится силовой трансформатор, выпрямительный мост и электролитический конденсатор, накал ламп можно перепаять на 6,3 в., а можно оставить 26в.(в зависимости от имеющегося силовика).Необходимо так же согласовать свою акустику с выходом приемника . Который рассчитан на нагрузку сопротивлением 300 или 4000(4400) ом по постоянному току.
В 70х годах производился уже значительно измененный УС-9, схема осталась такая же, но на место умформера был установлен полупроводниковый преобразователь напряжения на двух транзисторах П 215. Резисторы ВС заменены на МЛТ, конденсаторы КБМ на МБГО, часть КТ поменяли на КС, переключатель режимов стал керамическим. Винтики и шайбочки стояли обычные, монтажные провода потеряли верхний защитный слой хлопчатобумажной изоляции. Тому, что жгуты в критических местах не спрятаны в металлические трубки я уже не удивился. А мои самые приятные воспоминания об УС-9 были убиты унифицированным двухскоростным верньером от Р-311, на котором стояла полимерная шестерня для связи с КПЕ. Когда я пять минут покрутил эту ручку у меня пропала вся охота слушать эфир. Хотя может быть радист самолета ЛИ 2 со мной и не согласится, но мне старое верньерное устройство больше по душе. Тем не менее в 70х годах тайна покраски алюминия была раскрыта и краска с приемника не сыпалась. Шильдик на передней панели был с логотипом Нижегородского завода им М.В. Фрунзе.
Такой же шильдик стоит на приемнике с дистанционным управлением УС-9ДМ. Для дома он неудобен, требует помимо 27в. сеть переменного тока 400Гц и управляется только с пульта дистанционного управления. Схема основного тракта, такая же, лишь добавлены элементы ДУ. УС-9 входил в состав радиостанции РСБ-5/234, а УС-9ДМ в Р-808.
В общем УС-9 хороший вариант для тех, кто хочет слушать эфир на профессиональном ретро, с хорошим качеством приема и мощным звуком, не напрягая себя всякими профессиональными заморочками и дополнительными ручками на передней панели. Просто сидишь и слушаешь получая удовольствие (все таки сказывается буржуйское происхождение, никуда от этого не денешься, даже подсветку шкалы сделали с плавной регулировкой).
73!
Просмотров всего 44,956, сегодня 6 |
Обновлено 12.03.2002 17:39:36 Статью прислал - А. Александров |
Отредактировать текст этой статьи? Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Комментарии 9
Хорош приемник,я на базе его контурной системы сделал свой первый трансивер Якова Семеновича Лаповка ДЛ-66 ЭТО ВООБЩЕ БЫЛ СУПЕР. На 28 Мгц,на ГУ-29 у меня получалось ватт 50 ,так я тогда еще качал свои 3 ГУ- 50 до бела,МНне пришлось вместо 6П20С поставить ГУ-29 ,а в драйвере 6П-15П,очень хорошо работал трансивер,тем более с хорошим Электромеханическим фильтром. Спасибо американцам выручили,хотя у нас тоже были не плохие приемники,но габариты побольше,это КРОТ,КВМ и другие. ER3GQ.Александр Горб. Бельцы,Молдова.
Меняю УС-9 в хорошем состоянии с ЗИПом и техдокументацией на КВ трансивер с моей доплатой. тел. 8-964-91-61-525
Первый мой приемник наблюдателя (CFM 100 стран) был BC-348. Последний вариант УСа 9го был УС-9М с ручкой настройки от Р-311. Все полностью: - ручку настройки, - дюймовый крепеж, - ремкомплект в виде коробки с контурами, - 4-х секционный КПЕ (хорошо шли в РА на выход.) - все подстроечники КПВ все это делалось на Горьковском заводе им.Фрунзе. Классный был приемник им и остался в нашей памяти. 73, RW3TJ
Прочитал статью! Бальзам на душу! Спасибо автору! В 1963 году BC-348R, БЫЛ МОИМ ПЕРВЫМ ПРИЁМНИКОМ! я КУПИЛ ЕГО ЗА 65 РУБЛЕЙ (СОВЕТСКИХ ДЕНЕГ) в комиссионном магазине недалеко от Смоленской площади (напротив МИДа была тогда комиссионка) Вставал ранопо субботам месяца два и на первой электричке ехал в Москву к открытию магазина. Повезло однажды! Вижу через окно, прекрасный аппарат, красивый такой стоит .... Помогли занятим по *Охоте на лис*! Как открыли двери, все рванули к прилавкам... я был ПЕРВЫМ кто ухватился за этот приёмник и больше никому его не дал! Привёз домой, прекрасно работает аппарат, открыл его, всё так как и написано в статье, только американский вариант! Красиво сделано,глаз радует! Стал его слушать , и на КВ любителей, и вещалки на КВ , вплоть до 16 м. диапазона!. Ансамбль *БИТЛЗ* тоже на нём впервые услышал. Подключал его выход на НЧ вход телевизора *Радий*, и битлы гремели на весь посёлок! Сделал конвертер на 28 МГЦ (У меня появился УКВ позывной, потом на 144 конвертер из 11 номера *Радио* разработки UA1DZ, потом ещё конвертеры на 28, 144... Так и использовал до армии. Какие там Люфты! Всё шикарно работало, существовал какой то , видимо психологический момент: *Чуть тронешь ручку настройки и ...не оторваться! Так грамотно всё было сделано. Пока я был в армии, мой старший друг приёмник продал, а ЖАЛЬ! Осталось только фото, на нём BC-348R самодельный 7 каскадный передатчик на 28 МГЦ, тестер, будильник.... и я такой молодой и красивый! приятно вспомнить. Историю появления нашего УС-9, я знаю, спасибо UA1OSM , Сергей рассказал её более подробно! Спасибо! 73! Владимир RU3HD.
Добрый день. Так случилось, что я заимел радио типа Philips (Phi 1 UK 41; TYP: DR 25 b1x). Хотелось бы побольше о нем узнать, что оно могло, что может сейчас, и какая его историческая и физическая ценность теперь Заранее благодарен. Извините за такое вторгновение
Вот гляжу я на это заморское чудо, и думаю, а нельзя ли его модернизировать? Может подскажет кто. Жалко ведь, такой аппарат простаивает. Помогите дедушке. С Уважением, дядя Слава
Автор статьи забыл добавить, что на переднюю панель приемника наносилась светящаяся в темноте краска ввиде точек на ручках и на лимбах настроек. Секрет этой фосфорисцирующей краски заключался втом, что в её состав входят соли радия, сильно радиоактивного металла, с очень большой удельной активностью. В нашей стране здоровье людей стояло на последнем месте, поэтому такой дешевый и надежный способ "подсветки" быстро нашел применение в войсках, особенно в авиации, где каждая лампочка и миллиампер потребляемого тока на вес золота. Этим "чудо-фосфором" были оснащены практически все приборы, включая командирские часы. При общении с техникой 60х очень рекомендую сначала обнюхать ее дозиметром, например РКСБ-20, очень чувствительный прибор. Скептикам сообщаю-уровень излучения от точки такого фосфора около 300-500 мкр/час, кроме того, в качестве продукта распада образуется изотоп газа радона. Берегите себя!
много из этих УС-9 летали и в венгерских ВВС. У меня тоже был такой. А в Румынии, на заводе в Бакау я видел Р-805 с китайскии надписями (ониремонтировали для Китая ИЛ-28) Приёмник интересный для изучения и коллекционирования и стоит уже 120 евро...
Вскоре после окончания войны на один из наших дальневосточных аэродромов сел на аварийную громадный новейший четырехмоторный бомбардировщик B-29 ВВС США. У них были неважные моторы, часто грелись и загорались. Вообще посадки штатовских самолетов на наши аэродромы в тех краях и в то время не были редкостью - все-таки союзники, а в беду попадают в военных условиях довольно часто все самолеты, независимо от их технического совершенства. Однако между нашими странами-союзницами к тому моменту уже пробежала даже не кошка, а огромный черный котище. Была уже создана и опробована атомная бомба, кстати, с участием того же самого типа самолета-носителя B-29. А у нас ее еще не было. Поэтому после доклада о происшедшем Сталину его приказ был коротким - экипаж отправить домой, в США, самолет - реквизировать в пользу СССР. Следующий приказ был уже начальнику авиаКБ Туполеву - самолет перегнать в Казань, изготовить точно такой же. Туполев оказался перед нелегкой задачей - огромная машина должна быть скопирована за короткий срок безо всяких чертежей! Да еще с дюймовой системы мер, допусков и посадок. Решили - копировать - так копировать. Всё, и дюймовые стандарты тоже. Скопировано было на славу - несколько раз инженеры балдели над непонятными отверстиями в некоторых деталях самолета, потом скопировали их и уж потом догадались, что это следы пуль от японского крупнокалиберного пулемета... На самолете стояло славное радиооборудование. Передатчик знаменитой фирмы Collins типа AN/ART-13 имел славу самого совершенного авиационного радио второй мировой войны. Чтобы нашим было понятно, скажу, что в результате копирования получился хорошо знакомый хэмам старшего поколения РСБ-70, он же Р-807, он же "Дунай". Приемником, уже уходящим в отставку, оказался BC-348, уже известный нашим авиаторам по средним бомбардировщикам B-25 и тяжелым истребителям США. Приказ Сталина выполнялся неукоснительно - приемники имели дюймовые резьбы и метизы, сделанные в СССР. Получившийся в результате УС-9 отслужил сверхдолгую службу в авиации СССР, это уже тогда, когда в США о BC-348 мало кто помнил, кроме радиолюбителей и ветеранов. Настоящий 348 сейчас найти в России трудно - их было не так уж и много получено по лендлизу. За каждым из них-какая-то боевая машина, летавшая когда-то в нашем небе и бомбившая гитлеровцев. Если хотите посмотреть на B-25 и B-29, поезжайте в подмосковный музей ВВС в Монино. В-25 там в оригинале, а вместо 29-го стоит как раз советская копия под названием ТУ-4. От этого производимое ей впечатление нисколько не теряет в зрелищности. Туполев сделал все так, как приказал ему Сталин. Поэтому моторы этих самолетов были столь же плохи и ненадежны, как и у американских оригиналов. Было решено в конце-концов, после нескольких катастроф ТУ-4 разрабатывать свои, реактивные носители.