Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Автомобильные или домашние?
У меня есть желание на основе
комплекта автомобильной акустики примерной стоимостью $400 собрать колонки для
дома. Думаю, так дешевле, чем покупать готовые. Насколько это возможно? Какие
специфические отличия имеют автомобильные динамики от тех, которые используются
в домашних АС, в т.ч. и связанные с разницей в объемах озвучиваемых помещений? В
номере за декабрь 1998 г. в разделе «Из ящика», стр. 4, колонка 1, вы пишете:
«При отношении Fs/Qts = 67 это классический «закрытый» динамик, причем
специфически автомобильный». В чем заключается его «автомобильность»? Там же,
чуть ниже: «...66 Гц. Для дома - высоковато, а в машине, принимая во внимание
передаточную функцию салона, самое оно». Поясните, пожалуйста, этот тезис.
Существуют ли какие-нибудь характеристики, которые делают невозможным
использование автомобильных динамиков в домашних колонках?
Денисюков П. (Тюмень)
Интересный план. Только лучше не надо.
Прежде всего, автомобильные динамики при равных характеристиках оказываются
всегда дороже неавтомобильных, часто - довольно заметно. Это связано с
необходимостью обеспечить их выживаемость в ужасных условиях эксплуатации.
Поэтому, закупив, скажем, на четыре сотни динамиков автомобильной номенклатуры,
можно быть уверенным, что половина этой суммы ушла в более дорогие материалы и
технологии, обеспечивающие климатоустойчивость и широкий температурный диапазон
работы головок. Дома-то Вам это надо?
Среди мастеров car audio топ-класса как раз нередко встречалось обратное:
уникальные акустические системы в машинах делались на головках, разработанных
для домашних АС. Самый яркий пример: в BMW Эрла Заусмера - одной из самых
знаменитых машин на планете, стоят динамики B&W из колонок Nautilus стоимостью
11000 долларов. Так вот: хозяин меняет динамики на новые каждые полгода, потому
что в жаркой Аризоне за это время подвесы выходят из строя.
Аналогичный случай известен с акустикой Dynaudio. Автомобильные системы
этой фирмы знамениты своей дороговизной (до 1000 долларов за трехкомпонентную
систему). В то же время можно купить почти такие же динамики, но специально
выпускаемые компанией для любителей акустического творчества, примерно за 40%
этой цены. В свое время кое-кто из установщиков повелся на такую перспективу, и
в результате пошли рекламации. Руководство Dynaudio даже разослало по всем
дилерам циркуляр, где объяснялось: бесплатных пирожных не бывает. Более высокая
цена на специфически автомобильные Dynaudio включает в себя плату за то, что эти
динамики никогда не выходят из строя, если только не добиваться этого методами
диверсионной работы. А серия для самодельщиков будет чудесно работать в
отапливаемом помещении, радуя слух и не насилуя кошелек. Это - что касается
ценовых и технологических различий. Но есть еще и акустические, в основном
относящиеся к басовым динамикам. Когда мы писали о «специфически автомобильном»
сабвуфере и нижней граничной частоте, «высоковатой для дома...» и т.д. по
тексту, имелось в виду следующее. В условиях помещения, если нужна нижняя
граничная частота, скажем, 30 Гц, то такой она и должна быть у создаваемых
колонок. А в машине такие АС будут отчаянно бубнить, потому что акустика тесного
салона вызовет подъем АЧХ на нижних частотах с крутизной 12 дБ/окт. Начиная
примерно с 50 - 80 Гц, в зависимости от размеров салона. Значит, где-то в этом
диапазоне и должна находиться частота, ниже которой отдача сабвуфера падает,
желательно - с той же крутизной. Затеяв делать колонки для дома на автомобильном
сабвуфере, Вы для начала переплатите за то, что он прочнее обычного, более стоек
к перегрузкам, которых дома не бывает - там уровни громкости обычно все же
меньше, лучше защищен от агрессивных сред и так далее. А уже потом обнаружите,
что получили очень мощный, надежный, но с никуда не годным звуком акустический
агрегат. Вы цитируете наше заключение о пригодности динамика для того или
иного акустического оформления по показателю Fs/Qts. Когда говорится, что при
значении этого параметра (энергетической полосы пропускания) больше 100 динамик
подходит для фазоинвертора, а при существенно более низких значениях - для
закрытого ящика, имеется в виду именно автомобильное применение головки. Для
нужд домашнего аудио «опорное» значение этого параметра будет другим.
Так что послушайте нашего совета: стройте домашнюю акустику на домашних
динамиках, а автомобильную - на автомобильных. И денег сбережете, и главное -
лучше играть будет. И там и там.