LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP

Схема простого тахометра на LM555

Для некоторых испытаний и регулировок двигателя необходимо точно знать его обороты. Прибор, позволяющий проводить такие измерения, называется тахометром. Для измерения числа оборотов часто используются импульсы прерывателя или напряжение от свечи, так как их частота линейно связана с частотой вращения вала двигателя. Можно также обеспечить индуктивную связь с этой цепью, что и сделано в приборе, схема которого показана на рис. 5.66. Основой этой схемы является одновибратор (DA1), запуск которого производят импульсы от работающей системы зажигания, наведенные в катушке L1. Входная клемма Х1 может использоваться для настройки прибора или же для подачи сигнала с прерывателя, как это показано пунктиром. Для четырехцилиндрового 4-тактного двигателя, имеющего 3000 об/мин, частота прерывания составит 100 Гц, а для 1500 об/мин — 50 Гц, что позволяет калибровать прибор по частоте сети.

Схема простого тахометра на LM555

 

Рис. 5.66. Схема простого тахометра

Импульсы с выхода 3 микросхемы поступают на стрелочный прибор — миллиамперметр РА1, который их интегрирует и показывает действующее напряжение в цепи. Атак как длительность у всех импульсов на выходе одновибратора одинаковая, напряжение, которое покажет прибор, будет пропорционально частоте образования искр. Шкалу РА1 можно проградуировать в частоте вращения вала (обороты в минуту). В качестве датчика (катушки L1) можно использовать магнитную головку от магнитофона, расположенную вблизи от высоковольтной катушки, или же потребуется сделать намотку на проводе, идущем от катушки зажигания к распределителю (укрепляется изоляционной лентой). Для защиты входа микросхемы от высоковольтных выбросов напряжения в качестве VD2 лучше использовать TVS-диод на напряжение ограничения 12 В.

Литература: Радиолюбителям: полезные схемы, Книга 5. Шелестов И.П.

Партнеры