Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Схема прерывателя для стеклоочистителя в автомобиле
Непрерывное действие стеклоочистителя автомобиля при незначительных осадках вызывает излишнее утомление водителя и приводит к бесполезному износу щеток. Сделать работу стеклоочистителя периодической поможет несложное устройство.
Схема устройства
Когда устройство выключено (разомкнуты контакты выключателя S1), стеклоочиститель работает, как обычно, в одном из двух режимов — замедленного движения щеток, или ускоренного.
При включении устройства щетки стеклоочистителя совершают по одному циклу движения через каждые 5 с; в этом случае переключатель режима работы стеклоочистителя, расположенный на приборном щитке автомобиля, должен быть установлен в положение Стоп.
Устройство подключают параллельно контактам конечного выключателя стеклоочистителя. При переводе стеклоочистителя в прерывистый (цикличный) режим замыкают контакты выключателя S1. Конденсатор С2 быстро заряжается (через электродвигатель), а конденсатор С1 заряжается медленно (через резистор R2).
Через несколько секунд напряжение на конденсаторе достигает примерно 1,8 В. При этом откроется транзистор V2, а вслед за ним — тринистор V1. Поскольку открытый тринистор оказывается включенным параллельно разомкнутым контактам конечного выключателя, ротор электродвигателя начинает вращаться, приводя в движение щетки стеклоочистителя. Скорость движения щеток соответствует ускоренному режиму работы.
После нескольких оборотов ротора двигателя замыкаются контакты конечного выключателя, конденсаторы быстро разряжаются (С1— через диод VЗ), а транзистор V2 и тринистор V1 закрываются. В конце цикла движения щеток (двойного хода) контакты конечного выключателя размыкаются, щетки останавливаются, а конденсаторы С1 и С2 снова заряжаются — начинается новый цикл работы устройства. Конденсатор С2 защищает контакты конечного выключателя от обгорання.
Рекомендации
Если автомобиль оборудован двухскоростным устройством движения щеток, такой прерыватель устанавливать нельзя, а следует воспользоваться другим (рис. б). При замыканий контактов выключателя S1 восстанавливается обычная схема стеклоочистителя.
Замена одного резистора в зарядной цепи конденсатора С1 двумя, из которых один — переменный (R2), позволяет регулировать время паузы между взмахами щеток в зависимости от погодных условии. При указанных на схеме номиналах резисторов это время можно изменить в пределах 3 - 10 с.
Электродвигатели стеклоочистителей в момент пуска потребляют значительный, ток. Поэтому цепь нагрузки тринистора Y1 следует монтировать проводами достаточно большого сечения, подключая их непосредственно к выводам тринистора, а не к печатным дорожкам платы. Выключатель S1 должен быть рассчитан на ток не менее 6 А.
Источник: Борноволоков Э. П., Фролов В. В. - Радиолюбительские схемы.