Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Индикатор напряжения бортовой сети автомобиля на микросхемах
Это устройство (рис. 119), размещаемое іа приборном щитке, позволяет с достаточно высокой точностью определять напряжение в бортовой сети автомобиля. Световым индикатором .служит двухцветный светодиод HL1. При напряжении 12... 13 В постоянно светится красный, а при 13... 14 зеленый светодиод. Если же напряжение отличается от номинального, то светодиод начинает мигать с частотой 1... 3 Гц, іпри напряжении меньше 12 В — красные вспышки, при напряжении более 14 В — зеленые. Индикатор сохраняет работоспособность при напряжении питания ъ пределах 6... 20 В, потребляемый ток — не более 15... 20 мА. Четырех градаций измерения вполне достаточно для уверенного контроля за напряжением бортовой ісети автомобиля. По желанию автолюбителя эта градации можно установить произвольно, в зависимости от конкретной ситуации.
Индикатор состоит из трех компараторов напряжения на элементах микросхемы DD1: первый — на DD1.1 и DD1.4, второй — на DD1.2 и DD1.5, третий — на DDI.3. На элементах микросхемы DD2 собраны два идентичных генератора импульсов.
При подаче на устройство питающего напряжения менее 12 В на выходах элементов DD1.4 и DD1.5 появляется напряжение низкого уровня, поэтому генератор на элементах DD2.1 ,и DD2.3 работает, транзистор VT1 открывается в такт с выходным напряжением генератора и светодиод красного свечения вспыхивает. Второй генератор при этом не работает, и светодиод зеленого свечения яе горит.
Если напряжение достигает 12 В, то срабатывает первый компаратор, на его выходе появляется напряжение высокого уровня и первый генератор перестает работать, но на выходе элемента DD2.3 появляется напряжение высокого уровня, поэтому транзистор VT1 открыт и светодиод красного свечения горит постоянно.
Рис. 119. Схема индикатора напряжения бортовой сети автомобиля
Рис. 120. Монтажная плата индикатора напряжения бортовой сети автомобиля
При достижении питающим напряжением значения 13 В срабатывает второй компаратор, при этом транзистор VT1 закрывается и светодиод красного свечения гаснет, но открывается транзистор ѴТ2 и загорается светодиод зеленого свечения. Второй генератор при этом не работает, так как третий компаратор еще не сработал и на его выходе напряжение высокого уровня.
Но когда питающее напряжение достигает 14 В, настает черед третьего компаратора, начинает работать второй генератор и светодиод зеленого свечения начинает вспыхивать. При уменьшении напряжения питания эти процессы повторяются, но в обратном порядке.
Монтажная плата индикатора показана на рис. 120. Налаживание сводится к установке требуемых порогов срабатывания компараторов подстроечными резисторами R1—R3.
Литература: И. А. Нечаев, Массовая Радио Библиотека (МРБ), Выпуск 1172, 1992 год.