Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Ремонт и реставрация магнитофона «Весна-202»
Приятель попросил «посмотреть» магнитофон Весна-202. Судя по датам на радиоэлементах аппарат выпуска 1981 года. Для приведения магнитофона в рабочее состояние были устранены неисправности, сделано два изменения схемы и настройка магнитофона. Когда вскрыл магнитофон, то увидел, что аппарат несколько раз ремонтировали. Многие элементы отпаивались (видимо для проверки) или поменяны. Со стороны печатных проводников на плате в районе монтажа деталей блока питания куча навесных проводов взамен оторванных печатных проводников. Плата не из лучшего материала гетинакса, да ещё сказалось время. Пятаки и проводники легко отскакивают при нагреве паяльником. Я паял «народным» китайским паяльником с регулятором температуры и выставил её минимальную, при которой приемлемо плавился припой на плате, чтобы не перегревать проводники.
Монтажная плата магнитофона имеет ремонтное положение. Для этого на её правой стороне по краю металлический уголок имеет специальные ушки. Плата отворачивается от стоек и поворачивается на 90 градусов относительно лентопротяжного механизма. Эти два ушка прикручиваются к стойке с одного края и к ушку лентопротяжного механизма (ЛПМ) с другой.
Решил восстановить оторванные печатные дорожки. Для этого взял провод от телефонного кабеля и содрал изоляцию. Хотел делать вместо пятаков колечки-барашки, но посчитал, что ножки деталей будут «вихляться». С прежних времён остались пистоны диаметром 1,2 мм. Рассверливал отверстия в пятаках и вставлял туда сначала конец одножильного провода, а следом пистон с расчётом, что они в отверстии будут соприкасаться, а потом ещё облудятся. Попытка делать на концах провода барашки приводило к тому, что при развальцовке пистона провод выдавливался из-под пистона. Поставил десятка полтора пистонов, вдавливал их шилом и развальцовывал силой рук навстречу двумя кернами. Можно было вместо пятаков делать барашки проводов без пистонов, но так надёжнее. Проводники провёл по прежним дорожкам и промазал клеем БФ-2. Для приклейки и быстрого схватывания клея проводники прогревал паяльником.
Естественно заменил, кроме крупных конденсаторов (оказались хорошие), во всём магнитофоне все мелкие электролитические конденсаторы (они потеряли ёмкость (высохли) или имеют внутренний обрыв, - разложились) на китайские маленькие керамические выводные конденсаторы. Но они выпускаются ёмкостью до 10 мкФ. Ёмкостью выше использовал керамические безвыводные конденсаторы SMD 1206 и 1210 номиналом до 100 мкФ, которые паял как со стороны деталей к пистонам, так и со стороны печатных проводников к пятакам. Со стороны некоторых пятаков печатных проводников из-за проходившего между ними проводника невозможно было припаять SMD деталь (из-за возможного КЗ под деталью). Приходилось специально для таких мест для детали вставлять пистоны, чтобы её припаять с обратной стороны платы.
Проверил ЛПМ и двигатель. Двигатель плохой. Сильно шумит, трёхфазный и неоправданно сложный. Лучше его заменить коллекторным двигателем. Но у меня не было необходимости это делать. Смазал его, проверил плату генератора двигателя. На плёнке кассеты сделал перпендикулярный сгиб плёнки пальцами. Затем на расстоянии 46,7 см сделал второй сгиб. Сгиб установил точно на тонвал и включил магнитофон, глядя на секундомер. По секундомеру на часах через десять секунд нажал «стоп». Подкручивая на генераторе потенциометр R9, добился точной остановки второго сгиба на тонвалу. Так регулировал скорость протяжки. Подстроил на кассете с хорошей японской деки наклон головки по максимуму высоких частот.
Проверил полупроводники. Включил аппарат, выставил резистором R73 в блоке питания напряжение для схемы аппарата 9,3 В. Из динамика шёл шум, фон переменного тока. Предварительно настроил усилитель мощности (УМ). Для этого подал синусоиду 1000 Гц с генератора через конденсатор С48 на базу первого транзистора V27. Амплитуду сигнала повышал до ограничения полуволн на нагрузке (динамике). Резистором R82 выставил симметрию ограничения полуволн синусоиды на экране осциллографа. Включил музыкальную кассету, пошёл очень тихий звук. При лёгком покачивании платы или надавливании на неё концом пластиковой пишущей ручки звук иногда прорывался. Поиск привёл к входной микросхеме (её кто-то уже менял) у которой одна ножка имела «холодную» пайку. Появился звук, но недостаточно громкий и искажённый. Дополнительным признаком искажения было то, что при регулировке одного из тембров звук сначала изменял окраску, а ближе к максимуму поворота ручки резко падала… громкость звука! На осциллографе синусоида, поданная через конденсатор на базу V15 входного транзистора универсального усилителя, на линейном выходе (розетка Х1), имела неровную форму с многочисленными размытыми участками и выбросами. Проще говоря, имелось возбуждение в тракте. Покаскадный поиск привел к тому же входному V15. Он являлся источником возбуждения. В некоторых редакциях схемы магнитофона есть, а в некоторых редакциях на схеме нет конденсатора С49. Он на схеме включён к базе и эмиттеру транзистора V15, а на плате для него не предусмотрено штатное место и он припаян со стороны проводников к пятакам ножек транзистора. Видимо на производстве так боролись с выявившимся возбуждением. Мною экспериментально было выявлено, что конденсатор С49 лучше подпаять не к базе и эмиттеру, а к базе и коллектору V15, после чего звук стал чистый.
Звук стал чистый, но явно не дотягивал до номинала мощности. Мощность такая же была и при возбуждении. Замер на динамике максимального напряжения показал, что в положении переключателя 2 Вт и расчёт по формуле показал мощность около 1,2 Вт, а в положении 1 Вт максимум был чуть больше 300 мВт. Номинальное напряжение на нагрузке по таблицам напряжений из литературы 2,8 В. Поиски и эксперименты показали, что мощность теряется в первом каскаде усилителя мощности УМ из-за конструкторской недоработки схемы. Цифровые значения амплитуды сигнала после первого транзистора УМ не совпадали со схемными и табличными. Для поднятия мощности было решено устранить обратную связь по переменному току в каскаде на транзисторе V27. Для этого со стороны проводников к его коллектору и общему проводу был припаян конденсатор на 10 мкФ. Громкость подскочила выше двух ватт, но появились хрипы и искажения в динамике. Для снижения мощности до номинала последовательно с этим добавочным конденсатором был припаян резистор, примерно 10-12 Ом. Хрипы пропали, а выходная мощность стала 1,9 с копейками ватта.
Резистором R57 ставил стрелку индикатора на край красного сектора, показывающего уровень напряжения батарей магнитофона. Резистором R42 выставил стрелку на край зелёного сектора при подаче синусоиды на входе Х4 (разными цифрами обозначен на разных редакциях схемы) магнитофона «звукосниматель» 500 мВ в режиме запись. Резистором R45 выставлен максимальный подъём высоких частот в фонограмме музыки. Резистор R54 устанавливает порог срабатывания шумоподавителя. Реально работа его не заметна и положение движка было поставлено по центру подковки. Шумоподавитель в теории закрывает канал воспроизведения, если сигнал и шумы меньше нескольких милливольт переменного тока.
Пришлось ремонтировать поломанные ушки крепления крышки кассетоприёмника. Ушки вместе с кронштейнами длинные и пружинят немного. Для восстановления функции из 0,5 пружинящей латуни вырезал накладки по прежней форме длиной, примерно в половину длины кронштейнов. В эти металлические накладки вставил штыри по форме прежних. Ступенчатый хвостовик штыря точил надфилем в тисочках Хвостовик вставил в отверстие ушка, немного расклепал и облудил. Саму накладку приклепал тремя клёпками из 1 мм отожженной и охлаждённой в воде медной проволокой к боковинам кронштейнов крышки.
У ручек громкости и тембров развалились внутренние втулки. Их выломал и выбрал фрезой микродреммеля. Для втулок взял подходящего диаметра колено от телескопической антенны. На таком же, как в магнитофоне потенциометре втулку обжал пассатижами в районе лыски оси. Края этой сплюснутой части втулки не полмиллиметра развел в стороны, чтобы она крепко сидела в ручке. Втулки одел на оси потенциометров. поставленных в крайнее минимальное положение «0» до конца. В ручки капнул клея «Момент» и одел их на втулки, совместив риску ручки с нулём на шкале рисок на фальшпанели. После аккуратно нож подсунул под ручки, и лезвие упёр во втулки и стянул их с осей потенциометров. После ручки поставил вверх втулками и в пространство между втулкой и углублением ручки залил эпоксидную смолу. Втулки крепко сидят в ручке.
Трактом записи, выставлением подмагничивания сигнала не занимался. Просто проверил детали. Они исправны. Посмотрел сигнал с генератора подмагничивания на осциллографе. Он есть на головках. Приятель сказал, что запись ему не нужна. Магнитофон звучит прилично и громко для таких аппаратов.
05.2023 г. PAMIH