Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 04 января 2025 по 12 января 2025 года проводит дни активности, посвященные 115-лет со дня рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского, генерал-майора, советского инженера, генерального директора и генерального конструктора АО НПО "Молния", ведущего разработчика российской программы "Спираль" и "Буран", доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и двух Сталинских премий.
Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился 7 января 1910 года (25 декабря 1909 года по старому стилю) в Киеве, в дворянской семье дипломированного юриста - присяжного поверенного в окружном суде и учительницы математики. Февральская и Октябрьская революции 1917 года застали семью в Кременчуге. Там Глеб получал хорошее домашнее образование, благодаря которому пошел сразу в 7-й класс «трудовой школы». После ее окончания еще два года учился на слесаря.
В возрасте 20 лет он окончил Харьковский механико-машиностроительный институт с квалификацией инженера-механика и специальностью «паротехник». Два года проработал в Харьковском турбогенераторном заводе, а в 1932 году стал инженером научно-испытательной станции Харьковского авиационного института, где специализировался на авиационном двигателестроении и даже создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного авиационного двигателя.
В 1941 года эвакуировался в Куйбышев (ныне Самара), где поступил на работу в эвакуированное туда же ОКБ-155 Артема Микояна и принял участие в организации серийного производства МиГ-9, а позже и других самолетов. В ОКБ Микояна Глеб Лозино-Лозинский проработал до 1976 года. Артем Микоян (младший брат представителя высшего руководства СССР Анастаса Микояна), характеризую своего подчиненного, говорил: «Он трудный парень, но дело сделает.» И тот делал…
В 1965-м конструкторскому бюро Микояна минобороны поставило задачу создать космический истребитель способный вести разведку территории вероятного противника на недосягаемой для ПВО высоте, а также выводить на орбиту спутники. Решение этой задачи поручили Лозино-Лозинскому. В 1966 году был готов технический проект «Спирали», состоящей из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета с ракетным двигателем. Отделение орбитального самолета от самолета-разгонщика предполагалось производить на высоте 24-30 километров при скорости в 6 Махов. После выполнения задачи оба самолета совершали посадку на аэродром.
Работы продолжились ускоренными темпами. Были разработаны варианты орбитального самолета: разведчик, истребитель-бомбардировщик (ударный самолет с ракетой класса "Орбита-Земля") и инспектор космических объектов. Был создан дозвуковой аналог орбитального самолета «Спираль», из-за своей необычной формы прозванный "Лаптем". Он подвешивался снизу к бомбардировщику Ту-95. Летчик-испытатель уже во время полета перелезал в его кабину и выполнял посадку на аэродромную полосу, для снижения трения покрытую арбузными корками.
В начале 1970-х проект решением министра обороны был свернут, однако летные испытания «Лаптя» со сбрасыванием с Ту-95 продолжались до 1976 года. После шестого полета, когда «Лапоть» из-за ошибки диспетчеров аэродрома приземлился не на арбузные корки, а на «стиральную доску», испытания прекратились.
Глеб Евгеньевич - участник организации серийного производства истребителей от «МиГ-9» до «МиГ-31». Главный конструктор с 1971 года. Принимал непосредственное участие в создании фронтового истребителя «МиГ-29» (1977) и «МиГ-31» (1975).
Руководитель проекта аэрокосмического истребителя-бомбардировщика «Спираль».
С 1975 года ведущий разработчик МТКК «Буран».
17 февраля 1976 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР запустило процесс разработки и создания многоразовой космической системы, позже получившей открытое название «Энергия-Буран». Головным было назначено НПО «Энергия», а для создания планера космического самолета было создано новое предприятие - НПО «Молния» во главе с генеральным директором - главным конструктором Лозино-Лозинским. Правда по настоянию министра и генерального конструктора головного предприятия НПО «Энергии» орбитальный самолет стал очень похож не на «Лапоть», а на американский шаттл.
Это был звездный час главного конструктора "Бурана" Глеба Лозино-Лозинского. Но несмотря на очевидный успех программу «Буран» закрыли…
Но Глеб Евгеньевич не пал духом и стал пробивать Многоразовую авиационно-космическую систему (МАКС), в которой в качестве «летающего космодрома» должен быть использован сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 «Мрия», созданный для транспортировки кораблей «Буран» из Москвы на космодром.
Но после распада СССР и отделения Украины единственна «Мрия» оказалась в другом государстве. Лозино-Лозинский стал разрабатывать ей замену с лучшими характеристиками. Разработанный эскизный проект самолета-триплана «Молния-1000» предполагал грузоподъемность 450 тонн. Но госзаказа на него организовать не удалось и работы над его проектированием в 1995 году были свернуты. Проект так и остался в чертежах.
Пробить финансирование уже далеких от космоса самолетов-такси «Молния-1» и «Молния- 400» тоже не удалось. Глеб Евгеньевич серьезно переживал по поводу того, что труд его и коллег по предприятию, грандиозные замыслы и идеи не находят воплощения. Тем не менее, бодрость духа, блестящую память и остроту ума Лозино-Лозинский сохранил до конца. Он не дожил 40 дней до своего 92-детия. Похоронен на Донском кладбище Москвы.
За разработку и освоение новых технологических процессов при производстве самолётов, за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народам, за большой личный вклад в развитие авиационно-космической техники Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский награжден многочисленными государственными и правительственными наградами : Золотой Звездой Героя Социалистического Труда (1975); Ленинской премией (1962); Сталинской премией второй степени (1950); Сталинской премией первой степени (1952); орден ом«За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997); двумя орденами Ленина; орденом Октябрьской революции; орденом Трудового Красного Знамени; орденом Красной Звезды и медалями.
07 января 2025 года исполняется 115 лет со дня рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Вся жизнь этого выдающегося конструктора была посвящена разработке самолетов и крылатых многоразовых космических систем - в частности, космического боевого ракетоплана «Спираль». Вершиной творчества возглавляемого им коллектива стало создание советского ответа американскому космическому челноку - орбитального самолета «Буран».
Отдавая дань памяти и уважения выдающемуся конструктору, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 04 января 2025 года по 12 января 2025 года Учрежден диплом «Отец Бурана», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz, включая WARC диапазоны.
Условия выполнения диплома «Отец Бурана».
Связи на диплом засчитываются с 04 января 2025 г. по 31 декабря 2025 года.
Для выполнения условий диплома необходимо набрать – 115 очков.
Порядок начисления очков:
- За проведение QSO/SWL с почетными членами клуба «Пятый Океан» - EU1EU, LZ1HM, OK8KO, R2AJ, R2ALE, R2ANX, R2DAV, R3DL, R5DU, RA3YV, RA6ADQ, RK3BJ, RN3YN, RV3YR, RU3KO, RW3WR, RA4AO, RA9LY, SV1AHH, U4MIR, UA1ZZ, UA3DJ, UA3RA, UA3YPS. UA4AM - 10 очков;
- За проведение QSO/SWLс молодежными коллективными радиостанциями клуба «Пятый Океан» - EU1XA, EU1ZA, EV5SL, EW1ZR, EW1ZL, R3RA, R0AK, RA5AD, RA5R, RA6X, RK3DYB, RK3G, RK3IXB, RK3YWS, RO5F, RY1Y, RZ3QWE- 10очков.
- За проведение QSO/SWL с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан», - 7 очков.
- За проведение QSO/SWLв диапазоне 160 м с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» добавляется 1 очко к выше перечисленным;
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения.
Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT65, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
В день рождения Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского 07.01.2025 г. – очки за проведенные радиосвязи удваиваются.
ВНИМАНИЕ! Члены клуба «Пятый Океан», могут получить диплом только как активаторы в дни активности 04.01.2025 года по 12.01.2025 года
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количества QSO, проведенных в дни активности 04.01.2025 года по 12.01.2025 года:
- 3 класс диплома за 100 QSO.
- 2 класс диплома за 250 QSO;
- 1 класс диплома за 500 QSO;
- диплом «Мастер» за 1000 QSO.
Диплом выдается бесплатно в электронном виде через ресурс: http://www.hamclub.ru/ или https://rv6amz.ru/
Наблюдателям диплом выдается в ручном режиме на основании письменной заявки в виде выписки из аппаратного журнала, заверенной двумя действующими радиолюбителями, направленной на адрес admin@aviaham.org.
Обязательным условием для всех участников является подтверждение QSO на ресурсе http://www.hamclub.ru/ или https://rv6amz.ru/