LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Новости > Клуб "Пятый Океан" - дни активности к 135-летию А.Н.Туполева 11-19 ноября 2023 года

поставить закладку

Клуб "Пятый Океан" - дни активности к 135-летию А.Н.Туполева 11-19 ноября 2023 года

10.11.2023 17:58:00
Источник:


Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 11 ноября 2023 г. по 19 ноября 2023 года проводит дни активности, посвященные 135-летию со дня рождения трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственных премий, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, авиаконструктора, генерал-полковника-инженера, академика АН СССР Андрея Николаевича Туполева, человека, которого знают во всем мире как гения, оставившего заметный след в истории человечества.

А.Н. Туполев родился 10 ноября 1888 года в дворянской семье. На протяжение всей своей дальнейшей жизни данный факт авиаконструктором тщательно скрывался.

В 1908 году Туполев поступил в Московское Императорское техническое училище и обучался под руководством Николая Жуковского. В училище молодой студент выделялся тягой к знаниям и стал первым слушателем Воздухоплавательного кружка, основанного Жуковским, где занялся разработкой планера. На нем, в 1910 году, Туполев совершил свой первый полет.

За годы обучения конструктор прославился созданием первых аэродинамических труб. А в 1918 году, после успешного окончания МГТУ, вместе с Жуковским организовал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).

Первыми разработками Туполева были не самолеты. Свою деятельность в ЦАГИ молодой ученый начал с создания аэросаней для нужд Красной Армии. Уже в то время конструктор был одержим идеей цельнометаллической авиации и при создании саней самостоятельно внедрил в конструкцию металлические элементы. Смешанные деревянно-металлические аэросани оказались очень удачными, при весе на 20-30 процентов меньше деревянных конструкция отличалась прочностью и надежность. Следом были разработаны цельнометаллические речные глиссеры и торпедные катера, полностью подтвердившие возможность использования алюминия в самолетостроении.

Только благодаря целеустремленности и настойчивости Туполева, в 1922 году была создана комиссия по металлическому самолетостроению под его председательством и в стране были построены специализированные металлургические заводы. Началось производство кольчугалюминия, как раньше называли алюминий, для нужд авиации.

26 мая 1924 года в воздух поднялся первый советский цельнометаллический самолет АНТ-2 конструкции Туполева. Самолеты из алюминия стали визитной карточкой ОКБ Туполева.

В 1925 году был создан самолет АНТ-3 , который первым в советской истории был показан на международных авиасалонах. АНТ-3 доказал всему миру, что СССР умеет строить самолеты из металла.

Самолет АНТ-4 стал первым в мире свободнонесущим монопланом с толстым профилем крыла, внутри которого размещались топливные баки и имеющий двигатели, расположенные на передней кромке крыла. Вскоре такая схема стала основной в мировой авиации. АНТ-4 принадлежит еще один рекорд. Самолет, названный «Страна Советов» в 1929 году преодолел нашу страну с запада на восток, перелетел через Тихий океан и приземлился в Америке. Перелет Москва - Омск - Хабаровск - Петропавловск-Камчатский - Атту - Сиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк протяженностью 21242 км был совершен за 137 летных часов.

В том же 1929 году Туполев выпустил лучший в мире цельнометаллический пассажирский самолет АНТ-9, способный на равных конкурировать с большинством зарубежных одноклассников. Самолет поставил мировой рекорд дальности полета с пассажирами, преодолев 9000 км чуть больше чем за 2 дня.

В 1933 году началась разработка самого большого в мире пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький», который взлетел в 1934 году. Пассажировместимость самолета достигала 70 человек, а взлетная масса 40 тонн. Это было невероятно для того времени! На самолете впервые в мировой истории авиации была применена электро-дистанционная система управления. Самолет стал первым в мире, электроснабжение которого осуществлялось переменным током, впоследствии ставшим стандартом в авиации.

Вообще, строительство самолетов с рекордными характеристиками - отличительная черта Туполева. В 1933 году в воздух поднялся фантастический, на тот момент, АНТ-25. Машина известная во всем мире, первый самолет, который доказал возможность беспосадочного перелета из СССР в США через Северный полюс. 18 июня 1937 года АНТ-25 совершил полет по маршруту СССР (Москва) - Северный полюс - США (Ванкувер). Самолет, под командованием Валерия Чкалова, преодолел 9130 км за 63 часа и доказал, что регулярная связь между двумя великими странами, расположенными в разных полушариях, по кратчайшему расстоянию через Северный полюс возможна.

Сразу после Великой Отечественной войны в ОКБ Туполева был разработан стратегический бомбардировщик Ту-4. Самолет являлся копией американского B-29, но при этом имел совершенно другое бортовое оборудование и вооружение. Освоение серийного производства самолётов Ту-4 обеспечило переход в кратчайшие сроки советского самолетостроения на новый технологический уровень. Начиная с Ту-4, все элементы оборудования были сведены в системы. На самолете был установлен первый советский бортовой компьютер, сопряженный с автопилотом и осуществляющий счисление пройденного пути и непрерывно вычисляющий координаты местоположения. На самолете впервые была применена БРЛС, позволяющая осуществлять бомбометание не в видимости цели, а также система дозаправки топливом в воздухе.

Всего за 8 месяцев, в начале 50-х годов, был спроектирован межконтинентальный бомбардировщик-ракетоносец Ту-95. Самолет, который вот уже 70 лет является основой стратегической авиации СССР и России и входит в ядерную триаду. Сейчас осуществляется модернизация самолета, что позволит ему быть в строю практически сто лет!

В начале 50-х годов, на основе реактивного бомбардировщика Ту-16, был спроектирован и запущен в серийное производство пассажирский лайнер Ту-104, ставшим первым в СССР вообще и первым в мире успешно эксплуатирующимся реактивным пассажирским самолетом. Перелет из Москвы в Иркутск с одной посадкой стал занимать всего 7 часов, вместо суток на поршневых.

Одним из последних самолетов, разработанных под руководством А.Н. Туполева, стал пассажирский самолет Ту-154. Самолет-легенда, выпущенный в количестве более 1000 экземпляров, один из самых красивых самолетов в истории мировой авиации. Реактивный лайнер, поднявший на новую высоту уровень комфорта для пассажиров и на 40 лет ставший основным магистральным пассажирским самолетом СССР.

Лебединой песней гениального авиаконструктора стало создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль, A.A. Туполев, С.А. Лавочкин, А.С. Шенгардт, также под руководством Туполева учился и работал выдающийся авиаконструктор и основоположник советской космонавтики С. П. Королев.

Заслуги ученого были высоко оценены советским правительством. Авиаконструктор был одним из немногих, кому было присвоено звание Академика АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда, награжден многими орденами и медалями. Заслуженный деятель науки. Лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий и Государственной премии СССР.

10 ноября 2023 года исполняется 135 лет со дня рождения Андрея Николаевича Туполева.

В честь этого события, отдавая дань глубокого уважения гениальному авиаконструктору, клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 11 ноября 2023 г. по 19 ноября 2023 г. Учрежден диплом «Летать выше, дальше и быстрее».

Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.

Условия выполнения диплома «Летать выше, дальше и быстрее»

Связи на диплом засчитываются с 11 ноября 2023 по 31 декабря 2023 года.

Число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома, равно количеству лет со дня рождения А.Н. Туполева, соискателям необходимо набрать – 135 очков.

Порядок начисления очков:

- За QSO/SWL с молодежной коллективной радиостанцией спортивной школы № 1 им. А.Н. Туполева RK3IXB, членом клуба «Пятый Океан», - 10 очков.

- За QSO/SWLс молодежными коллективными радиостанциями клуба «Пятый Океан» - EU1XA, EU1ZA, EV5SL, EW1ZR, EW1ZL, R3RA, R0AK, RA5AD, RA5R, RA6X, RK3DYB, RK3G, RK3YWS, RO5F, RY1Y, RZ3QWE, - 7 очков.

- За QSO/SWL с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан», - 5 очков.

- За проведение QSO/SWL на УКВ и диапазоне 160 м с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» добавляется 1 очко к выше перечисленным;

Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения.

Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT65, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.

ВНИМАНИЕ! Члены клуба «Пятый Океан», могут получить диплом только как активаторы в дни активности с 11.11.2023 г. по 19.11.2023 г.

Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количества QSO, проведенных в дни активности с 11.11.2023 г. по 19.11.2023г.:

- 3 класс диплома за 100 QSO.

- 2 класс диплома за 250 QSO;

- 1 класс диплома за 500 QSO;

- диплом «Мастер» за 1000 QSO.

Диплом выдается бесплатно в электронном виде через ресурс: http://www.hamclub.ru/ или https://rv6amz.ru/

Наблюдателям диплом выдается в ручном режиме на основании письменной заявки в виде выписки из аппаратного журнала, заверенной двумя действующими радиолюбителями, направленной на адрес admin@aviaham.org.

Обязательным условием для всех участников является подтверждение QSO на ресурсе http://www.hamclub.ru/ или https://rv6amz.ru/



Сообщите вашу новость для QRZ.RU

Вы можете предложить свое сообщение для публикации в ленте новостей QRZ.RU. Для этого вам необходимо заполнить форму и отправить сообщение. Текст сообщения должен соответствовать требованиям к публикации

Партнеры