Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке клуба Союз Радиолюбителей Вооруженных Сил (СРВС) с 02.09.2023 г. по 10.09.2023 г. проводит дни активности, посвященные 110 годовщине со дня, когда русский летчик Петр Нестеров первым в истории выполнил «мертвую петлю», положив начало высшему пилотажу.
Петр Николаевич Нестеров родился в Нижнем Новгороде 15 (27) февраля1887 года, сын дворянина, офицера, воспитателя кадетского корпуса Николая Фёдоровича Нестерова (1863—1890). После неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Его мать, Маргарита Викторовна, не имея средств на оплату жилья, была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми в нижегородский Вдовий дом.
26 августа 1897 года Нестеров поступил в Нижегородский кадетский корпус, где в своё время его отец занимал должность воспитателя.
После окончания в 1904 году кадетского корпуса, в числе шести лучших выпускников, был зачислен в Михайловское артиллерийское училище. В 1906 году, отлично выдержав экзамены, произведён в подпоручики и выпущен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду, расквартированную во Владивостоке.
С 31.12.1906 — в бригаде, с 27.04.1907 — делопроизводитель 2-й батареи. С 1 сентября 1909 года — поручик.
В 1909 году был командирован во Владивостокскую крепостную воздухоплавательную роту. Совершив несколько подъёмов на аэростате, лично разработал правила корректирования артиллерийской стрельбы из аэростата.
В июле—августе 1911 года, находясь в отпуске в Нижнем Новгороде, Пётр Николаевич познакомился с учеником профессора Н. Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания.
Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 году Пётр Николаевич построил планёр и летал на нём. Позже, на основе изучения полёта птиц, он разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину.
В 1912 году 25-летний поручик 9-й Восточно-Сибирской стрелковой артиллерийской бригады Пётр Нестеров был командирован на учёбу в Офицерский класс Офицерской Воздухоплавательной школы в Гатчине и уже в сентябре 1912 года совершил свой первый самостоятельный полёт на аэроплане.
В мае 1913 года, по окончании учебного курса в Авиационном отделе той же школы и сдачи экзамена на звание «военный лётчик», был назначен в формировавшийся в Киеве авиационный отряд с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте (затем — с прикомандированием ко 2-му авиационному отряду, переименованному 23.06.1913 в 11-й авиационный отряд, с 08.08.1913 — в 11-й корпусной авиационный отряд).
С 29.06.1913 по 20.11.1913 Пётр Нестеров — временно исполняющий должность начальника отряда, с 21.02.1914 — начальник 11-го корпусного авиационного отряда. С 31.08.1913 — штабс-капитан.
В 1913 году Пётр Нестеров разработал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением. Позже авиатор занимался строительством одноместного скоростного самолёта, закончить которое помешала война.
Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П. Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. После назначения командиром отряда Нестеров ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключённым двигателем на заранее намеченную площадку.
Он также разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты. В августе 1913 года возглавил групповой перелёт (в составе трёх машин) по маршруту Киев — Остёр — Козелец — Нежин — Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время перелёта впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъёмка. В первой половине 1914 года Пётр Николаевич осуществил два перелёта: Киев — Одесса за 3 часа 10 минут и Киев — Гатчина за 9 часов 35 минут. Для того времени это было большим достижением.
Знаменитую «петлю Нестерова» предсказал русский учёный, один из родоначальников авиации (хотя сам он поднимался в воздух только один раз) Николай Егорович Жуковский. В 1890 году Жуковский написал две научные работы: «К теории летания» и «О парении птиц». Анализируя способность птиц держаться в воздухе с распростёртыми крыльями, учёный теоретически обосновал не только конструкцию будущего планёра, но возможность выполнения им «мёртвой петли». Двадцать с лишним лет спустя Нестеров, впервые в мире выполнив на своём самолёте эту фигуру, воплотил на практике научное пророчество Жуковского.
Идея «мёртвой петли» зародилась у Нестерова ещё до 1912 года, но в этом году, будучи учеником гатчинского авиационного отряда, он уже теоретически доказал возможность её выполнения. «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолёт при правильном управлении им», — писал он. Для доказательства своей идеи, согласно которой «в воздухе для самолёта всюду опора», 27 августа (9 сентября) 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном Gamma» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу.
«Мёртвая петля» создала Нестерову широкую известность не только в России, но и за границей.
Отдавая должное уважение и признательность авиаторам старшего поколения, российские лётчики сегодня продолжают умножать боевые традиции, готовы в полном объеме показывать преимущества российской авиационной техники правительственным, иностранным военным делегациям на земле и в воздухе.
Высокое мастерство лётчиков позволяет выполнять высший пилотаж на предельных режимах в большом диапазоне высот и скоростей полёта. Уникальные технические возможности авиатехники дают новый импульс развитию высшего пилотажа. В сочетании с высочайшим мастерством летчиков они позволяют не только превратить полет пилотажных групп в захватывающее зрелище, но и в боевых условиях завоевывать превосходство в небе..
09 сентября 2023 года исполняется 110 лет со дня когда русский летчик Петр Нестеров первым в истории выполнил «мертвую петлю». В честь этого события клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке клуба Союз Радиолюбителей Вооруженных Сил (СРВС) проводит дни активности с 02.09.2023 г. по 10.09.2023 г. Учрежден диплом «Петля Нестерова – 110 лет», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Петля Нестерова – 110 лет».
Связи на диплом засчитываются с 02 сентября 2023 годапо 30 сентября 2023 года.
Для выполнения диплома необходимо набрать 110 очков
Порядок начисления очков:
- За проведение QSO/SWLс радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» - 5 очков.
- За проведение QSO/SWL с радиолюбителями, членами клуба «СРВС» - 3 очка.
- За проведение QSO/SWL на УКВ и диапазоне 160 м с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» добавляются 1 очко к выше перечисленным;
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения (CW, DIGI, SSB).
Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT65, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
В день активности 09.09 2023 года очки за проведенные QSO/SWL удваиваются.
ВНИМАНИЕ! Члены клуба «Пятый Океан», могут получить диплом только как активаторы в дни активности с 02.09.2023 г. по 10.09.2023 г.
Обязательным условием является подтверждение QSO
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количества QSO, проведенных в дни активности с 02.09.2023г. по 10.09.2023г.:
- 3 класс диплома за 100 QSO.
- 2 класс диплома за 250 QSO;
- 1 класс диплома за 500 QSO;
- диплом «Мастер» за 1000 QSO.
Диплом выдается бесплатно в электронном виде через ресурсы: https://rv6amz.ru/ или https://hamclub.ru
Обязательным условием является подтверждение QSO на ресурсах https://rv6amz.ru/ или https://hamclub.ru
Наблюдателям диплом выдается в ручном режиме на основании письменной заявки в виде выписки из аппаратного журнала, заверенной двумя действующими радиолюбителями, направленной на адрес admin@aviaham.org .