Работникам полярных станций, труженикам Северного морского пути, высокоширотным морякам, лётчикам и спасателям, силовикам северных подразделений федеральной службы безопасности, участникам экспедиций в Заполярье, исследователям полярных районов, руководству и сотрудникам Северного управления Росгидромета и всех его филиалов, инженерам и общественным деятелям оказывающим техническую поддержку полярным станциям, участникам испытаний техники и средств связи в Арктике, а также всем кто имеет профессиональное отношение к высоким широтам:
С профессиональным праздником – Днём Полярника!
Друзья и коллеги!
Поздравляем вас с профессиональным праздником – Днём полярника!
21 мая Россия уже в 10-й раз отметит профессиональный праздник бесстрашных исследователей высоких широт планеты. В День полярника мы вспоминаем славные дела первопроходцев прошлого, расширявших границы обитаемого мира и прославлявших своё Отечество. Мы поздравляем ветеранов и современных героев, самоотверженных тружеников, мужественных покорителей ледовых просторов, моряков и лётчиков, учёных и строителей, врачей и связистов, геологов и географов, представителей всех профессий, чья жизнь и работа связана с Арктикой и Антарктикой.
День полярника был учреждён указом Президента Российской Федерации в 2013 году. С инициативой учреждения этого профессионального праздника выступил Первый Вице-президент Русского географического общества, депутат Государственной думы Российской Федерации, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров.
Российская история освоения Арктики началась около 400 лет назад, во времена, когда наши предки выходили в беспокойные воды Студёного моря на небольших деревянных судах. Весь мир знает имена Семёна Дежнёва, Витуса Беринга, Харитона Лаптева, Семёна Челюскина и многих других отважных путешественников прошлого. Сейчас их дело продолжают потомки, в распоряжении которых есть самые современные атомные ледоколы и специальные научные суда, всепогодная авиация и точнейшие приборы, последние достижения науки и техники. Но главным активом настоящего полярника по-прежнему остаётся личное мужество, верность долгу и стремление к поставленным целям.
Для празднования Дня полярника была выбрана знаменательная дата в отечественной истории. 21 мая 1937 года на льдину в районе Северного полюса совершил посадку самолёт АНТ-6 под управлением лётчика Михаила Водопьянова. На борту крылатой машины находились участники первой советской дрейфующей полярной станции.
Беспримерный дрейф четвёрки полярников — Ивана Папанина, Петра Ширшова, Эрнста Кренкеля и Евгения Фёдорова — продолжался 274 дня. За это время льдина прошла более 2000 км. В крайне тяжёлых условиях, каждый день рискуя жизнью, борясь с холодом и штормами, подтоплениями и разрушением льда, советские исследователи первыми в мире собрали уникальный научный материал. За свой подвиг папанинцы и лётчики, доставившие экспедицию на льдину, были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.
Экспедиция "Северный полюс — 1" стала первой в программе советских дрейфующих полярных станций. С тех пор они практически без перерывов вели круглогодичные исследования в области океанологии, динамики льдов, метеорологии, геофизики, гидрохимии и гидрофизики, биологии и других наук. В среднем на льдине за год производились около 600 измерений глубины океана, почти 4 тыс. погодных наблюдений, до 1,3 тыс. измерений температуры и заборов проб морской воды для анализа, запускалось более 600 метеозондов.
В 2003 году по инициативе руководства и команды Экспедиционного центра РГО была организована, отдрейфовала и была эвакуирована первая Российская дрейфующая станция «СП-32». Далее эстафета была передана в Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. После «СП-32» последовали 33-я, 34-я и так далее, вплоть до 2015 года, когда Институт объявил, что больше уже не будет разворачивать дрейфующие станции: нерентабельно и опасно из-за того, что площадь льда в Арктике уменьшается. Было очень печально, потому что освободившееся место могут быстро занять зарубежные партнёры.… Было организовано обращение представителей Русского географического общества в Минприроды с просьбой создать комиссию и поддержать создание сезонной дрейфующей станции, и это предложение было поддержано.
В октябре 2018 г. Министр природных ресурсов РФ Дмитрий Николаевич Кобылкин обратился к правительству России с просьбой восстановить и поддержать практику организации научных дрейфующих станций «Северный полюс» на государственной основе, что будет важно для российского присутствия в Арктике. Об этом заявил глава Министерства в ходе совещания о приоритетных задачах развития Арктической зоны РФ.
По словам Министра, работа государственного проекта «СП» позволит обеспечить научное присутствие России в высоких широтах и наблюдать за ключевыми климатическими процессами в Центральной Арктике на достойном уровне.
Программа возобновилась после постройки уникального научного судна — ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс".
В 2022 году в День полярника платформа "Северный полюс" впервые вышла с Адмиралтейских верфей на ходовые испытания. Минувшей осенью стартовала новая экспедиция, получившая свой уникальный порядковый номер — "Северный полюс — 41".
Фото: Александр Зубков / ААНИИ
— Сегодня наш институт продолжает фундаментальные и прикладные исследования полярных областей Земли и организует практически все крупнейшие российские высокоширотные экспедиции. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт продолжает традиции поколений смелых и отважных полярников, исследуя их опыт, привнося самые современные разработки и технологии в освоение высоких широт, которые находятся в центре внимания мирового сообщества, — подчеркнул директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
Новое судно существенно облегчило жизнь полярников, хотя основные исследования, как и 86 лет назад, проводятся на льду. Однако после трудной работы их ждёт практически домашний уют: комфортабельные каюты, столовые, спортзал, современный медицинский центр и многие другие блага цивилизации.
Сейчас экспедиция "Северный полюс — 41" поднялась выше 87° с. ш. Предполагаемый маршрут дрейфа проходит через приполюсный район в Гренландское море. После выхода из пролива Фрама научно-исследовательское судно "Северный полюс" своим ходом должно вернуться в Мурманск.
В преддверии Дня полярника Русское географическое общество открыло памятную доску в честь одного из героев дрейфа станции "Северный полюс — 1" Евгения Фёдорова. Мемориальный знак установлен на фасаде жилого дома на Ленинском проспекте в Москве.
В этот день стоит вспомнить и про проект "Барнео"
Это комплексная высокоширотная арктическая экспедиция, ежегодно организуемая Экспедиционным центром Русского географического общества. Также именуется как дрейфующий ледовый лагерь и официально «Ледовая база им. А.В. Орлова» — база экспедиции дислоцируется в непосредственной близости от Северного полюса. База названа в честь Александра Валентиновича Орлова, который занимался в последние годы организацией этого ледового лагеря и внёс огромный вклад в развитие многих высокоширотных научных проектов. После его внезапной смерти в 2017 г. команда Экспедиционного центра РГО объявила о продолжении дела А.В. Орлова и теперь ежегодно осуществляет весь комплекс работ по данному проекту. Ранее ответственным за организацию ледового лагеря «Барнео» была команда от ООО "Северный Свет". С 2018 года по 2023 год был перерыв в деятельности ледового лагеря по разным причинам.
Ледовая база организовывается на коммерческой основе с 2000 года на 1-1,5 месяца, как правило, в апреле, когда полярный день уже наступил, но солнце не растопило лед. В это время года на Северном полюсе нет сильного ветра, а температура не опускается ниже -30 градусов.
Подходящее место для строительства базы и ВПП определяют с учетом дрейфа льдов на основании данных со спутника в пределах координат от 88.5 до 89.5 градусов северной широты и от 90 до 140 градусов восточной долготы. Затем на обозначенной льдине организовывают ледовый аэродром, который принимает рейсы на АН-74. Здесь же располагаются вертолеты Ми-8 на случай, если понадобится срочная эвакуация.
Когда заканчивается строительство базы, здесь есть все необходимое: жилые палатки, две кают-компании, баня, походная кухня, медицинский пункт. База полностью автономная - необходимой электроэнергией обеспечивают два дизель-генератора и один запасной бензиновый.
Здесь проводятся исследования физических характеристик верхних водных масс, толщин и термических характеристик льда, оптических свойств торосов, живых организмов льда и верхней водной толщи, озонового слоя атмосферы. Полученные данные крайне важны для мониторинга колебаний климата в полярных областях Земли и при разработке задач для развития арктической науки. Ведь результаты наблюдений поступают в мировую базу данных и являются основой для погодных и ледовых прогнозов.
Дрейф ледового лагеря
Сезон 2023 года
Про проект "Снежинка" поброднее ЗДЕСЬ
Про белых медведей рекомендуем почитать ЗДЕСЬ, а про реальную историю с белым медведем из Диксона можете ознакомиться ЗДЕСЬ
Спасибо за силу духа, за искреннюю любовь к полярной тематике, за труд, необходимый России! В этот день мы от всей души желаем тепла и надежной связи, удачи во всём, любви и внимания близких, счастливого возвращения домой из каждой экспедиции и командировки.
Полный текст поздравления представлен ˃˃ ЗДЕСЬ