Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» с 25.03.2022 г. по 27.03.2022 г. дни активности, посвященные Истребительной авиации (25 марта 1916 года).
Истребительная Авиация - род фронтовой авиации, предназначенный для уничтожения самолётов и беспилотных средств противника с целью завоевания господства (превосходства) в воздухе, прикрытия войск и объектов тыла, обеспечения боевых действий других родов и видов авиации. Может применяться также для действий по наземным (морским) объектам (целям) и ведения воздушной разведки.
Истребительная авиация зародилась во времена Первой мировой войны 1914—1918 гг., когда в армиях воевавших государств были созданы специальные самолёты—истребители, которые обладали лучшими скоростными и манёвренными характеристиками по сравнению с бомбардировщиками и разведчиками, имели на вооружении пулемёты и предназначались для уничтожения воздушных целей противника. К концу войны Истребительная авиация приобрела большое значение в ВВС воевавших государств, её численность и удельный вес систематически увеличивались. В русской императорской армии в мае 1917 года Истребительная авиация составляла свыше 50 % всей военной авиации,
В 20—30-е годы XX века продолжалось развитие Истребительной авиации. В этот период на вооружение советских ВВС поступали новые, более совершенные типы истребителей отечественного производства, обладавшие высокими боевыми качествами: И-2, И-5, И-15, И-16. И-153. Опыт боевых действий в Испании, Китае, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол показал важное значение завоевания господства в воздухе и ведущую роль Истребительной авиации в решении этой задачи. Особенно значительный качественный и количественный рост Истребительной авиации произошёл в период Второй мировой войны Перед войной на вооружение ИА ВВС РККА начали поступать новые типы истребителей ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1. В ходе войны Истребительная авиация была перевооружена самолётами Як-7, Ла-5, Як-9, Ла-7, Як-3, имевшими более высокие боевые качества.
Опыт боевых действий в первые месяцы Великой Отечественной войны потребовал изменения тактики действий и организационной структуры Истребительной авиации. Родилась знаменитая формула воздушного боя: «Высота — скорость — манёвр — огонь». Постоянной огневой и тактической единицей в Истребительной авиации стала пара истребителей. Соответственно звенья 3-самолётного состава были заменены на 4-самолётные. Боевые порядки эскадрилий, полков и дивизий Истребительной авиации стали включать несколько групп, каждая из которых имела своё тактическое назначение (ударная, прикрытия, подавления, ПВО, резервная и др.). Это позволяло осуществлять чёткое взаимодействие истребителей в воздушных боях, стремительно наносить по противнику внезапные удары и добиваться победы над его не только равными, но и превосходящими по численности силами. Массовое применение авиации, ожесточённая борьба за господство в воздухе, возрастание влияния результатов ударов авиации на ход боя и операции потребовали массирования усилий Истребительной авиации на главных направлениях. В связи с этим были созданы истребительные авиационные корпуса (иак), входившие в состав воздушных армий. В важнейших фронтовых и стратегических операциях в воздушных боях участвовали многие сотни самолётов-истребителей. Групповые воздушные бои по своему размаху нередко перерастали в воздушные сражения (Воздушные сражения на Кубани). В битвах под Москвой и за Кавказ, Сталинградской и Курской битвах Истребительная авиация в ожесточенных боях нанесла крупное поражение немецко-фашистской авиации и летом 1943 года захватила стратегическую инициативу. С этого времени ВС СССР при решающей роли Истребительной авиации прочно удерживали завоёванное стратегическое господство в воздухе до победоносного завершения Великой Отечественной войны.
После Второй мировой войны продолжалось дальнейшее развитие Истребительной авиации. Появление мощных реактивных двигателей в конце 40-х гг. XX века позволило истребителям превзойти скорость звука. Развитие радиоэлектроники обеспечило вооружение их в начале 50-х гг. XX века радиолокационными прицелами, что сделало истребители всепогодными. Создание в конце 50-х гг. XX века ракет класса «воздух—воздух» резко повысило дальность и эффективность огня истребителей. С этого момента Истребительная авиация стала сверхзвуковой, всепогодной, способной уничтожать воздушного противника ракетами и пушечным огнём во всём диапазоне высот и скоростей полёта воздушных целей.
Сегодня Истребительная авиация России представлена многоцелевыми и фронтовыми истребителями, а также истребителями-перехватчиками. Ее предназначение заключается в уничтожении самолетов, вертолетов, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов противника в воздухе, а также наземных и морских целей. Современный самолетный парк истребительной авиации составляют следующие типы самолетов:
- фронтовые истребители МиГ‑29 различных модификаций, в том числе МиГ‑29С, Миг‑29 М и МиГ‑29УБ, а также новейшие варианты МиГ‑29СМТ и МиГ‑29УБТ;
- перспективный многоцелевой истребитель МиГ‑35;
- фронтовые истребители Су‑27 различных модификаций, в том числе 52 Су‑27УБ, Су‑27 СМ и Су‑27 СМ3; - фронтовые истребители Су‑35 С.
- многоцелевые истребители Су‑30 различных модификаций, в том числе 16 Су‑30 М2 и 32 Су‑30 СМ;
- истребители-перехватчики МиГ‑31 нескольких модификаций, в том числе МиГ‑31 БС, МиГ‑31 БСМ, МиГ‑31 Б, МиГ‑31 БМ;
- перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации — ПАК ФА — включает многоцелевой истребитель пятого поколения СУ-57, который по совокупности характеристик превосходит все зарубежные аналоги и в ближайшем будущем, после принятия на вооружение, станет основным самолетом истребительной фронтовой авиации ВВС России.
ПАК ФА предназначен для завоевания господства в воздухе и перехвата средств воздушного нападения противника во всех диапазонах высот, а также нанесения ударов высокоточным оружием по наземным (надводным) целям без входа в зону ПВО днем и ночью в любых погодных условиях, может привлекаться для ведения воздушной разведки с использованием бортовых средств. Самолет полностью отвечает всем требованиям к истребителям пятого поколения: малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, высокая маневренность с большими перегрузками, передовая электроника, многофункциональность.
Основными перспективными направлениями развития Истребительной авиации являются поддержание и наращивание возможностей по выполнению поставленных задач за счет проведения модернизации существующих самолетов, дальнейшее развитие перспективного авиационного комплекса ПАК-ФА., создание новых перспективных самолетов.
25 марта 2022 года исполняется 106 лет Истребительной Авиации. Это профессиональный праздник летного состава: пилотов, штурманов, бортмехаников, всех тех, кто служил и продолжает служить в Истребительной Авиации.
В честь этого события клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» проводит дни активности с 25.03.2022 г. по 27.03.2022 г. Учрежден новый диплом «Истребитель – Боец», посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Условия выполнения диплома «Истребитель – Боец»
Связи на диплом засчитываются с 25 марта 2022 по 30 апреля 2022 года.
Срок действия диплома – ежегодный.
Необходимое число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома, равно количеству лет Истребительной Авиации: в 2022 году в период с 25.03.2022 г. по 30.04.2022 г. соискателям необходимо набрать – 106 очков, в 2023 году – 107 очков и т.д..
Порядок начисления очков:
- За QSO/SWL с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан», служащих или ранее служившими в Истребительной Авиации в качестве пилотов, штурманов, бортрадистов, бортинженеров, бортмехаников и т.д. R1TZ, R2DNW, R3DAG, R3KCC, R6BH, R6UAC, R9WG, RK3IR, RU3VQ, UA3VSX, UB3B, OK8KO - 10 очков.
- За QSO/SWL с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» - 7 очков.
- За проведение QSO/SWL на УКВ и диапазоне 160 м с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» добавляются 1 очко к выше перечисленным;
- За 1QSO/SWL через ИСЗ или ЕМЕ с радиолюбителями, членами клуба «Пятый Океан» выдается диплом.
Множитель для соискателей, в зависимости от Регионов:
- Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Грузия, Армения, Азербайджан – 1;
- Европа (кроме перечисленный стран) – 2;
- Азия, включая радиолюбителей России из 19 зоны (кроме перечисленный стран) – 3;
- Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида – 5.
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения. Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT65, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количества QSO, проведенных в дни активности:
- 3 класс диплома за 100 QSO.
- 2 класс диплома за 250 QSO;
- 1 класс диплома за 500 QSO;
- диплом «Мастер» – за 1000 QSO.
Обязательным условием является подтверждение QSO на ресурсе https://hamlog.online
Диплом выдается бесплатно в электронном виде через ресурс https://aviaham.hamlog.online/diplom/.
Члены клуба «Пятый Океан» могут получить диплом как соискатели после окончания дней активности.