Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке Союза Радиолюбителей России (СРР) и при участии СРВС с 17 июля 2021 по 20 июля 2021 года проводит дни активности, посвященные 105-летию со дня создания Морской авиации России.
17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 г. на Балтике произошёл воздушный бой четырёх самолётов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолётами. Через 80 лет после данного события, приказом Министра обороны РФ № 253 от 15.07.1996 г., 17 июля 1916 года было определено Днём рождения Морской авиации России.
30 ноября 1916 года вышел указ Императора Николая II о формировании воздушных дивизий Балтийского и Чёрного морей. Одновременно с ним приказом начальника Морского штаба ставки Верховного Главнокомандующего адмирала А. И. Русина № 428, вместо устаревшего положения «О Службе авиации в Службе связи» (учреждённого в 1914 г.), было введено в действие новое положение «О Службе Морской авиации и воздухоплавании» Императорского Российского флота. Согласно ему, определялась структура частей и соединений Морской авиации: 4-8 самолётов составляли отряд, 2-4 отряда образовывали воздушный дивизион, 2-4 дивизиона — бригаду, а 2 и более бригад — воздушную дивизию моря. Данное «Положение» фактически придало отечественной Морской авиации статус рода сил флота. Оно было подготовлено с учётом опыта применения авианесущих кораблей Черноморского и Балтийского флотов в кампаниях 1915—1916 годов. В тот же день было утверждено «Положение о дивизионе корабельной авиации», в котором были чётко прописаны взаимоотношения корабельных и авиационных командиров и начальников.
Морская авиация внесла значительный вклад в боевую деятельность флотов, в разгром фашисткой Германии и милитаристской Японии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Сегодня Морская авиация Военно-морского флота (МА ВМФ) — род сил ВМФ России (ВВС и ПВО ВМФ), предназначенный для поиска и уничтожения боевых сил флота противника, десантных отрядов, конвоев и одиночных кораблей (судов) в море и на базах; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолётов, вертолётов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, противоминным действиям, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море.
Морская авиация условно делится на корабельную (палубную) авиацию и авиацию берегового базирования (в настоящее время почти вся авиация ВМФ — берегового базирования).
Морская авиация до 2011 года состояла из ракетоносной, штурмовой, истребительной, противолодочной, поисково-спасательной, транспортной и специальной авиации.
Ракетоносцы и штурмовики предназначены для противоборства с группировками надводных кораблей в океанской и прибрежной зонах, для нанесения ракетных и бомбо-штурмовых ударов по портам, береговым базам, аэродромам и другим военным и промышленным объектам противника.
Противолодочная авиация предназначена для поиска, обнаружения, слежения и поражения подводных лодок.
Истребительная авиация предназначена для контроля обширного воздушного пространства и завоевания превосходства в воздухе над морскими ТВД.
Поисково-спасательная авиация предназначена для спасения и оказания помощи терпящим бедствие экипажам морских и воздушных судов.
Военно-транспортная авиация ВМФ осуществляет парашютное десантирование морской пехоты, пассажирские перевозки личного состава ВМФ и военных грузов.
Специальная авиация выполняет специальные задачи в интересах ВМФ, других видов Вооружённых Сил и родов войск.
В настоящее время Морская авиация состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.
Стратегическая и тактическая авиация предназначены для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.
Палубная (корабельная) авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Её основными боевыми задачами в вооружённой борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. Палубные вертолёты морской авиации используются для целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолётов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса «воздух-поверхность» и другое вооружение, они могут использоваться для огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.
При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.
17 июля 2021 года исполняется 105 лет со дня создания Морской Авиации России. Это профессиональный праздник летного состава: пилотов, штурманов, бортмехаников, всех тех, кто служил и продолжает служить в Морской Авиации России.
В честь этого события клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан» при поддержке Союза Радиолюбителей России (СРР) и при участии СРВС проводит дни активности с 17.07.2021 г. по 20.07.2021 г. Советом клуба «Пятый Океан» учрежден диплом «Морские Звезды». Из г. Брянска и Брянской области с 17 по 20 июля 2021 года будет звучать специальный временный позывной сигнал R105MA, посвященный этому событию.
Приглашаются радиолюбители всех стран мира для проведения радиосвязей/наблюдений с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан»на диапазонах 1,8 - 28 MHz и УКВ.
Связи на диплом засчитываются с 17.07.2021 года по 31.08.2021 года
Срок действия диплома – ежегодный.
Условия выполнения диплома «Морские Звезды».
Необходимое число очков, которое необходимо набрать для выполнения условий диплома, равно количеству лет со дня создания Морской Авиации: в 2021 году в период с 17.07.2021 по 31.08.2021 соискателям необходимо набрать – 105 очков, в 2022 году с 17.07.2022 по 31.08.2022 – 106 очков и т.д.;
Начисление очков:
- За связи с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», работающими специальным временным позывным сигналом R105MA – 10 очков;
- За связи с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», проходившими службу в Морской авиации: R2FВ - 10 очков;
- За связи с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан», работающими позывным …/AM - 3 очка;
- За связь с радиолюбителями членами клуба «Пятый Океан» - 3 очка.
- За связь с радиолюбителями членами клуба «СРВС» - 1 очко.
- За проведение связей на УКВ и диапазоне 160 м добавляются 1 очко к выше перечисленным.
- За 1 связь через ИСЗ или ЕМЕ выдается диплом.
Множитель для соискателей, в зависимости от Регионов:
- Россия, Беларусь, Украина, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Грузия, Армения, Азербайджан – 1;
- Европа (кроме перечисленный стран) – 2;
- Азия, включая радиолюбителей России из 19 зоны (кроме перечисленный стран) – 3;
- Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания, Антарктида – 5.
Повторные QSO разрешены только на разных диапазонах и разными видами излучения.
Все виды цифровых связей (RTTY, PSK, MFSK, SSTV, JT65, FT8 и др.) засчитываются как один вид DIGI.
В дни активности (с 17.07.2021 г. по 20.07.2021 г.) очки за проведенные радиосвязи удваиваются.
17 июля 2021 г. в день основания МА очки за проведенные радиосвязи утраиваются.
Диплом выдается бесплатно в электронном виде через ресурс https://aviaham.hamlog.ru/diplom/.
Активаторам, членам клуба «Пятый Океан», диплом с номером по порядку с индексом «А», выдается в зависимости от количестваQSO, проведенных в дни активности:
- 3 класс диплома за 100 QSO.
- 2 класс диплома за 250 QSO;
- 1 класс диплома за 500 QSO;
- диплом «Мастер» – за 1000 QSO;
Члены клуба «Пятый Океан» после окончания дней активности, могут получить диплом, как соискатели в общем порядке.
Клуб радиолюбителей-авиаторов «Пятый Океан»:
https://www.aviaham.org
https://www.aviaham.ru
https://www.aviaham.club