17.07.2014 – 20.07.2014
Недалеко от города Пенза, в живописных местах Пензенской земли на берегу пресных рек и озер мы (организаторы) очень сильно надеемся, что ежегодно будут проводятся слёты радиолюбителей Пензенской области которые задуманы для того, чтобы радиолюбители могли встретиться и пообщаться "вживую", лицом к лицу, познакомиться с теми, кого знают только по позывным, увидеть лицо того, чей голос давно знаком. Кроме общения и отдыха на природе, на слете можно посмотреть (показать) новые виды радиосвязи, поделиться опытом, узнать что-то полезное. Мы будем очень рады видеть всех, кто сможет приехать или заехать к нам в гости.!!!
Местом для второго радиолюбительского слёта (Слет №2 2014 Лермонтов-200) выбрана турбаза "Белая гора".
Как добраться:
Автотрасса Пенза-Тамбов 59 км, затем поворот налево, проезжаете 1 км, потом еще один поворот налево и еще 1 км. по новой асфальтированной дороге. И Вы на месте! На протяжении дороги Вас будут сопровождать указатели, чтобы Вы не потерялись и дежурный радист на частоте 145.500 МГц.
Координаты для навигатора: N 53007,084` E 44007,801`
Возможно, кто-то заедет попутно, кто-то приедет на велосипеде или придет пешком. Также просто уехать с базы отдыха можно заказать такси, а для большой компании "Газель". О «Белой Горе» ходят легенды. Уникальная база отдыха с чудесным ландшафтом известна и москвичам, и мурманчанам. Вы только представьте: на берегу пруда живописный пейзаж, кряканье уточек… Прелестные милые домики, баньки, беседки, кафе. Здесь можно арендовать мангал, катамараны, лодки, будет работать русская банька, прокат квадроциклов, пентбол!!!!!!!!!!!
Рыбакам - раздолье! Сиди, лови сколько хочешь рыбы, благо выбор есть: карп, сазан, белый амур, карась, красноглазка.А еще на базе есть верблюды Вася, Василиса и верблюжонок Веснушка. Чтобы увидеть их, не обязательно ехать в далекий Египет. Они и с удовольствием участвуют в фотосессиях. Уютные номера, обустроенная территория, развлекательный комплекс и приветливый персонал сделают загородный отдых интересным и запоминающимся.
Не забудьте взять с собой:
1. Подходящую по погоде одежду. Погода бывает лётной, нелётной и улётной!
2. Средства индивидуальной защиты от насекомых, индивидуальную аптечку, средства личной гигиены (влажные салфетки и пр.)!
3. Видеокамеру, и (или) фотоаппарат + запасные аккумуляторы или батарейки.
4. Переносные УКВ радиостанции для мини-теста!
5. Палатки по желанию.
6. Индивидуальную посуду по желанию.
7. Трансивер и антенны, по желанию + сетевую переноску для подключения к общей электросети.
8. Будет работать «барахолка» Привозите на продажу или обмен!
9. Фокусы, шутки, песни, чем больше, тем лучше!
10. Хорошее, летнее, настроение обязательно!
Участие в слете: 350 руб. (бэйдж+участие в беспроигрышной лотереи)
Участие в слете: 700 руб. (фирменная майка слета+бэйдж+участие в беспроигрышной лотереи)
Проживание:
• Свои палатки – 150 р/сут. Рекомендуются и приветствуются!
• Деревяные домики или юрты 2-3-4 местные (холодная вода, туалет на улице, холодильник, мангал.) - 500 р./сут. с чел.
• Коттедж деревянный 6-8-12 местные (холодная вода, туалет на улице, холодильник, телевизор, мангал) - 600р/сут. с чел.
• Элит жилье 4-местное (телевизор, холодильник, душ, туалет в доме, холодная и горячая вода, мангал)- 3500 р/сут, с 4 чел./сут.
Питание:
Свое привезенное с собой - бесплатно
Трехразовое комплексное кафе «Бригантина» - 500 р/чел. или любое меню на Ваш выбор.
Выпивка: (горячительные и прохладительные напитки)
Своя привезенная с собой - бесплатно
В магазине разнообразные напитки - газированная вода, соки, пиво от 50 рублей.
Так же в 15 км от турбазы в городе Каменка работает супермаркет и банкомат.
Стоянка:
Оплачивается только въезд на територию - 50р/4 дня.
Банька:
Русская на дровах с выходом в пруд = 1500 за 2 часа на 10 человек!
Если, несмотря не на что, Вы решили приехать (отлично! поздравляем с правильным выбором!) зарегистрируйтесь на сайте: r4f.name в разделе "НАШ СЛЕТ"
Оргкомитет Слёта:
Сергей Доманин UA4FKT 8-937-424-22-20
Игорь Борунов RU4FM 8-902-207-00-88
Василий Самарин RA4FSL 8-937-435-70-70
Если у Вас возникли вопросы по работе турбазы "Белая гора"
Администратор Равиль 8-927-387-67-27
Директор Сафура Умяровна 8-927-289-01-32
Мы все постараемся встретить Вас или более подробно объяснить, как к нам добраться!
Будем работать в эфире с турбазы «Белая гора» юбилейным позывным R200LM на КВ и УКВ
Вызывная частота 145500, также работают два Пензенских репитера
145,725-600 тон 123 Гц
434,600-1600тон 107,2 Гц
Любимые Спонсоры:
1) ОАО «Спорттехника» в лице Чернева Л.Е. UA4FB, Королькова И.А. UA4FER
2) ООО «Пенза-Медиа»
3) ОАО «Ростелеком»
Информационные Спонсоры:
1) ТРК Наш Дом. Авто-радио Пенза, Юмор-FM-Пенза, Русское радио-Пенза
2) Турбаза «Белая гора»
17.07.2014 – Четверг
12:00
Заезд волонтеров и инициативной группы участников Слёта.
Развертывание лагеря, установка антенн коллективной радиостанции RZ4FWA.
15:00
Обед, благоустройство территории и рабочих позиций.
Подготовка к соревнованиям, настройка антенн, будет проходить добровольной группой участников Пензы и Пензенской области. Для этого были проведены пробные выезды на площадку проведения соревнований, очищена прилегающая территория, сварена площадка флагштока для торжественного открытия слета, построения, а также награждения лучших участников, и победителей в различных номинациях и классах.
19:00
Ужин
Отдых, общение по интересам, обмен мнениями и опытом, подготовка к встрече гостей.
Активный отдых, прогулки по территории с осмотром местных достопримечательностей.
18.07.2014 – Пятница
09:00
Первый день заезда, знакомство, регистрация участников Слёта. Размещение в палаточном лагере или в комфортабельных номерах на любой вкус, цвет и конечно материальный достаток. Общение по интересам, обмен мнениями и опытом. Активный отдых, прогулки по территории с осмотром местных достопримечательностей.
Работа в эфире юбилейным позывным R200LM, посвященным 200 летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова на КВ и УКВ на частотах. Работа проводится для выполнения диплома «Лермонтов-200» и популяризации радиоспорта в России. Гарантируется рассылка памятных юбилейных дипломов всем корреспондентам. Условия выполнения диплома «Лермонтов-200» опубликованы на сайтах Пензенских радиолюбителей: r4f.name и rz4fwa.ru
Председатель оргкомитета юбилейных радиолюбительских мероприятий – Коровин Геннадий Николаевич, личный позывной UA4FU. Руководитель радиоклуба «Кристалл» RZ4FWE
8-909-316-48-48
12-00
Обед. Активный отдых, купание, прогулки по территории с осмотром местных достопримечательностей. Так же день планируется быть выходным, малооблачным, относительно жарким, судя по календарю июльским.
13:00
По желанию дополнительные экскурсии см. буклет, предоставленные турбазой «Белая гора»
Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»
Музей живой воды источника «Кувака»
Стоимость доставка на микроавтобусе - (7000 руб/20чел. 350 руб./чел) экскурсовод– 210 руб./чел
19:00
Ужин. Отдых, общение по интересам, обмен мнениями и опытом, активный отдых, прогулки по территории с осмотром местных достопримечательностей.
20:00
Специальная программа организации досуга
Выступление музыкальных коллективов, зажигательная дискотека.
19.07.2014 – Суббота
09:00
Завтрак.
Второй день заезда, продолжение знакомства и размещение в палаточном лагере или в комфортабельных номерах на любой вкус, цвет и конечно материальный достаток. Общение по интересам, обмен мнениями и опытом. Активный отдых, прогулки по территории с осмотром местных достопримечательностей.
Работа в эфире юбилейным позывным посвященным 200 летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова R200LM на КВ и УКВ на частотах.
11:00
Официальное открытие Слёта «Лермонтов-200»
Выступление организаторов.
Работает радиорынок (Радиал, ПРОФИ, Связь-3000)
Выставка военного железа (организатор RA4FER Андрей.)
11:30
фото на память.
11:45
Выступление RK4FC, Евгений расскажет о радиохобби на двух колесном спутнике – велосипеде.
12:00
Выступление Пензенских и областных коллективных станций RZ4FWA, RA4FWA, RT4F, RM4F.
12:30
Мастер-Класс от RA4FER, Андрей расскажет о программе «дни активности JT-65» на УКВ.
13-00
Обед. Шашлычок под коньячок
14-00
Конкурсы для взрослых и детей.
Викторины с призами
Соревнование по стрельбе из пневматического оружия.
15-30
Beercontest - как всегда КВ против УКВ.
16-00
Мини тест на УКВ (3 тура по 5 минут диапазон 144-146 МГц)
16:30
Музыка, песни, танцы.
Общение по интересам, обмен мнениями и опытом.
17:00
Беспроигрышная лотерея !!! (только для зарегистрированных участников)
18-00
Эксклюзивное выступление Баяниста
19-00
Праздничный банкет!
Бардовские песни.
Эксклюзивное выступление Саксофониста.
Награждение победителей Мини теста на УКВ.
22-00
Праздничный салют!!!
Зажигательная дискотека!!!
20.07.2014– Воскресенье
09:00
Завтрак.
10:00
Фото на память. Подведение итогов слета.
11:00
Торжественное закрытие слёта, отъезд участников. 73!
Михаил Юрьевич Лермонтов
15 октября 1814 - 27 июля 1841
Великий русский поэт. Родился в Москве, в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю), в доме генерала Толя. Весной 1815 года, в возрасте полугоду, он был привезен родителями в имение бабушки, Е.А. Арсеньевой, в Тарханы Пензенской губернии (ныне село Лермонтово Белинского района Пензенской обл.).
Рос Лермонтов больным ребенком, до четырех лет плохо ходил, "Предпочитал ползать", и бабушка несколько раз возила его на Кавказ, на минеральные воды. Здесь Лермонтов пережил свою первую любовь. "Кто мне поверит, что я знал любовь, имея 10 лет от роду?" писал юный поэт.
Осенью 1827 г. он переехал в Москву, а в следующем году поступил в 4-й класс Благородного пансиона при Московском университете. Это было среднее учебное заведение для детей дворянства, известное сво¬ими культурными традициями; их поддерживали такие преподаватели, как С.Е. Раич, Д.Н. Дубенский, А.Ф. Мерзляков. Они, несомненно, повлияли на развитие литературных интересов и способностей юного Лермонтова. Именно в пансионе он, по собственному признанию, в 1828 г. "начал марать стихи". В 1830 в журнале "Атеней" было напечатано его стихотворение "Весна". Тогда же были написаны первые ученические поэмы и сделан первый набросок "Демона". Талантливая натура Лермонтова проявлялась во всем. Его воспитатель А. З. Зиновьев отмечал в своих воспоминаниях: "Миша учился прекрасно, вел себя благородно, особенные успехи оказывал в русской словесности". В марте 1830 года пансион, после посещения его Николаем I, был преобразован в гимназию. Программа сокращалась, вводились телесные наказания. Лермонтов не захотел оставаться в этом учебном заведении. В это время Лермонтову суждено было пережить и глубокую личную драму: в Середникове начинаются его сложные отношения с Е.А. Сушковой, чуть позже в Москве - с Н.Ф. Ивановой, нашедшие отражение в циклах его любовной лирики.
Осенью 1830 г. он поступил на нравственно-политическое отделение Московского университета, который был в те годы одним из центров культурной жизни страны. Плодотворное воздействие на формирование мировоззрения Лермонтова оказала студенческая среда. Одновременно с поэтом в университете учились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв. В студенческих кружках горячо обсуждались политические и философские вопросы, здесь говорили о тяжёлом положении народа, о недавно подавленном восстании декабристов; среди студентов широко распространялись запрещённые политические стихи. "Мы были уверены,— вспоминал позднее Герцен,— что из этой аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым, и что мы будем в ней". В юношеской драме "Странный человек" Лермонтов с большим воодушевлением выразил чувства, владевшие в ту пору участниками студенческих кружков,— возмущение крепостничеством, нена¬висть к произволу помещиков. Лермонтов написал свою драму в то самое время, когда среди студентов распространялась рукописная пьеса Белинского "Дмитрий Калинин", также насыщенная гневным протестом против крепостного гнёта. В университетские годы Лермонтовым были написаны многочисленные стихотворения, поэмы, драмы — "Испанцы", "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти") и др.
Летом 1832 г. после нескольких столкновений с реакционной профессурой Лермонтов покинул университет и переехал в Петербург для поступления в университет. Но здесь отказались зачесть Лермонтову годы, проведенные в Московском университете. Не желая начинать все сначала, по совету родственников он поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерий¬ских юнкеров, где провёл, по его словам, "два страшных года". В школе господствовала военная муштра, запрещалось чтение художественной ли¬тературы. Но и в этих условиях Лермонтов урывками и тайком продолжал свои литературные занятия, работал над романом "Вадим" из эпохи пугачёвского восстания. Окончив школу, Лермонтов получил офицерский чин и был определён в лейб-гвардии гусарский полк, стоявший в Царском Селе. В 1835 в журнале "Биб¬лиотека для чтения" появилась (без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек". Вслед за тем Лермонтов создал поэму "Боярин Орша", драму "Маскарад", которую он безуспешно пытался провести через цензуру и поставить на сцене, роман "Княгиня Лиговская", стихотворение "Бородино".
Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели А.С. Пушкина. По выражению А.И. Герцена, "пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова". Потрясённый смертью великого поэта, Лермонтов написал стихи, в которых выразил чувства всех передовых людей того времени. По словам современника, "навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление". Стихи "Смерть поэта" разошлись по всей стране в многочисленных списках. Молодой поэт с суровой прямотой обличал придворную знать и самого царя как подлинных виновников только что разыгравшейся трагедии. Он предсказывал справедливую месть сановным палачам свободы: "И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь". Как только эти смелые стихи стали известны во дворце, Лермонтов был немедленно арестован. Во время допросов он не отрицал авторства и писал по поводу своих стихов: "Отрекаться от них... я не мог: правда всегда была моей святыней". По "высо¬чайшему повелению" Лермонтов был выслан в Нижегород¬ский драгунский полк, находившийся на Кавказе и участвовавший в военных действиях против горцев. По пути в полк Лермонтов останавливался в Пятигорске, был в Ставрополе. В это время он познакомился со многими декабристами, переведёнными сюда рядовыми солдатами из Сибири; особенно подружился он с поэтом А.И. Одоевским, с М.А. Назимовым, а позднее с В.Н. Лихаревым. Встречаясь с декабристами на Кавказе, Лермонтов удивлял их резкостью и остротой своих суждений по литературно-общественным вопросам. "В сарказмах его слышалась скорбь души, возмущенной пошлостью современной ему великосветской жизни и страхом неизбежного влияния этой пошлости на прочие слои общества". Среди кавказских знако¬мых Лермонтова был и доктор Е.В. Майер (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери",) человек радикальных взглядов, враждебно отно¬сившийся к самодержавию. Недолгое пребывание в Тифлисе помогло Лермонтову сблизиться с лучшими пред¬ставителями местной интеллигенции; множество свидетельств о том, что он общался с выдающимся грузинским поэтом А.Г. Чавчавадзе и его дочерью Н.А. Грибоедовой, с поэтами Г. Орбелиани и Н. Бараташвили, с азербайджанским учёным и поэтом М.Ф. Ахундовым. Лермонтов изучал азербайджанский язык. Странствуя по Кавказу, он записал азербайджанскую сказку "Ашик-Кериб". Всё это обогатило творчество Лермонтова, нашло яркое отражение в его зрелых поэмах, написанных по возвращении из ссылки: "Беглец", "Мцыри", "Демон". Во время пребывания на Кавказе Лермонтов создал большинство своих живописных произве¬дений, главным образом пейзажей. В его картинах и рисунках чувствуются большое композиционное мастер¬ство и зоркий взгляд художника, умеющего безоши¬бочно выделить наиболее важное и характерное. Эти качества присущи и более поздним батальным композициям Лермонтова, исполненным в содруже¬стве с художником Г.Г. Гагариным, в которых правдиво изображены эпизоды военных действий на Кавказе.
После настойчивых ходатайств Е.А. Арсеньевой и поэта В. А. Жуковского Лермонтов был переведён с Кав¬каза в Гродненский гусарский полк, стоявший вблизи Новгорода. В апреле 1838 г. ему разрешили вернуться в лейб-гвардии гусарский полк. С этого времени начинается его сближение с друзьями Пушкина. В 1838 в печати появилась (без имени автора) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашни¬кова", вызвавшая восторженный отклик В. Г. Белинского. В 1839, прочитав новые стихи Лермонтова, в том числе "Три пальмы", Белинский писал Н. В. Станке¬вичу: "На Руси явилось новое могучее дарование"; упомя¬нув в письме к В.П. Боткину "Терек" и "Казачью ко¬лыбельную песню", великий критик писал: "...а мне кажется, что в этом юноше готовится третий русский поэт, и что Пушкин умер не без наследника" В 1839 — 40 гг. в журнале "Отечественные записки" появились главы романа "Герой нашего времени". В 1840 роман вышел от¬дельным изданием. Вскоре появился и первый сборник "Стихотворений" Лермонтова. Обе книги высоко оценил Белинский.
В феврале 1840 произошли ссора и дуэль Лермонтова с сыном французского посла в Петербурге Э. Барантом. Военный суд приговорил Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ.
Летом 1840 Лермонтову пришлось стать участником военных действий на Кавказе. Он проявил исключительную храбрость в боях и был дважды представлен к награде, но все ходатайства об этом были отклонены. Добившись разрешения на короткий отпуск, Лермонтов в начале февраля 1841 г. приехал в Петербург, но преследуемый властями, вынужденный выслушивать унизительные выговоры, опальный поэт с величайшим трудом получил возможность провести в Петербурге около трёх месяцев. В это время он хлопотал о публикации "Демона", создав уже седьмую редакцию поэмы, общался с писателями, бывал в редакции "Отечественных записок", где регулярно печатались его стихи, обдумывал план издания собственного журнала, встречался с Белинским, который уже давно оценил Лермонтова и возлагал на него большие надежды. У Лермонтова созревали новые, обширные литературные замыслы. По словам Белинского, "уже затевал он в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые; он сам говорил нам, что замыслил написать романическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества (века Екатерины II, Александра I и настоящего времени), имеющие между собою связь и некоторое единство..."
В апреле 1841 г. Лермонтов получил приказ в 48 часов оставить Петербург и отправиться в полк, на Кавказ. С дороги он писал одной из своих знакомых: "Пожелайте мне счастья и легкого ранения, это самое лучшее, что только можно мне пожелать". Во время путешествия и после него Лермонтов испытал необычайный подъём творческой энергии. Записная книжка, подаренная ему В. Ф. Одоевским, была заполнена стихами, принадлежащими к числу самых совершенных образцов русской лирики: "Утес", "Спор", "Сон", "Сви¬данье", "Морская царевна", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу", "Дубовый листок оторвался от ветки родимой"...
По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения. Здесь и произошла ссора Лермонтова с Мартыновым.
С Николаем Мартыновым Лермонтов познакомился, когда учился в юнкерской школе. По окончании школы Лермонтов вышел корнетом в лейб-гвардии Гусарский, а Мартынов в Кавалергардский полк. Они считались приятелями. Бывая в Москве, Лермонтов часто навещал семью Н.С. Мартынова. В мае 1840 г. его мать, Е.М. Мартынова, сообщала сыну: "Лермонтов у нас чуть не каждый день. По правде сказать, я его не особенно люблю: у него слишком злой язык... эти дамы (сестры Н.С.Мартынова, их было четыре) находят большое удовольствие в его обществе...".
За Мартыновым с легкого языка Лермонтова на Кавказе закрепилось прозвище "горец с большим кинжалом", которое и стало причиной их ссоры.
Эмилия Клингенберг вспоминала:
"По воскресеньям бывали собрания в ресторации, и вот именно 13 июля собралось к нам несколько девиц и мужчин, и порешили не ехать в собрание, а провести этот вечер дома, находя это и приятнее и веселее. Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин, который также отличался злоязычием, и принялись они вдвоем острить свой язык наперебой... Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его "горцем с большим кинжалом"... Надо же было так случиться, что когда Трубецкой "ударил последний аккорд, слово "горец" раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: "Сколько раз просил я Вас оставить свои шутки при дамах?" - и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на мое замечание: "Язык мой - враг мой", - Михаил Юрьевич отвечал спокойно: "Это ничего, завтра мы будем добрыми друзьями". Танцы продолжились, я думала, что тем кончилась вся ссора".
Однако на этом ссора не кончилась. Дуэль была назначена на 15 июля.
Один из секундантов на этой дуэли, князь А.И. Васильчиков писал так: "Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: "Сходись!" Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста ... Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана, в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие".
В воспоминаниях Васильчиков ничего не писал о том, выстрелил ли Лермонтов в воздух или нет. На следствии он показал, что поэт не успел выстрелить, и его пистолет разрядил Васильчиков уже после дуэли. Однако многочисленные свидетельства современников, сохранившиеся в дневниковых записях и письмах, датированных июлем-августом 1841 г. утверждают, что выстрел в воздух со стороны Лермонтова был. В связи с этим поступок Мартынова дружно расценивался как подлое убийство не желавшего в него стрелять Лермонтова.
Московский почт–директор А.Я. Булгаков, ссылаясь на письмо В.С. Голицына из Пятигорска, полученное в Москве 26 июля, записал в своем дневнике: "Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило никогда в голову его обидеть, даже огорчить, что все это была одна шутка, а что ежели Мартынова это обижает, он готов просить у него прощения не только тут, но везде, где он только захочет! ... Стреляй! Стреляй! был ответ исступленного Мартынова. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил на воздух, желая все же кончить глупую эту ссору дружелюбно, не так великодушно думал Мартынов, он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику своему, и выстрелил ему ... прямо в сердце. Удар был так силен и верен, что смерть была столь же скоропостижна, как выстрел. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух. Удивительно, что секунданты допустили Мартынова совершить его зверский поступок. Он поступил против всех правил чести и благородства и справедливости. Ежели он хотел, чтобы дуэль совершилась, ему следовало сказать Лермонтову: извольте зарядить опять Ваш пистолет. Я Вам советую хорошенько в меня целиться, ибо я буду стараться Вас убить. Так поступил бы благородный храбрый офицер, Мартынов поступил как убийца".
Только около 11 часов вечера тело Лермонтова было привезено в Пятигорск, 17 июля было проведено освидетельствование тела Лермонтова. В медицинском свидетельстве значилось: "При осмотре оказалось, что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, ... пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между 5 и 6 ребром левой стороны и прорезала мягкие части плеча, от которой раны поручик Лермонтов мгновенно на месте поединка помер".
17 июля Лермонтова хоронили. П.Т. Полеводин, петербуржец, лечившийся в Пятигорске, в письме от 21 июля 1841 г. писал: "Все, что было в Пятигорске, участвовало в его похоронах. Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли штаб и обер-офицеры, и все без исключения шли пешком до кладбища. Сожаление и ропот публики не умолкали ни на минуту. Тут я невольно вспомнил о похоронах Пушкина. Теперь шестой день после этого печального события, но ропот не умолкает, явно требуют предать виновного всей строгости закона как подлого убийцу. Пушкин Лев Сергеевич, родной брат нашего бессмертного поэта, весьма убит смертью Лермонтова, он был лучший его приятель. Лермонтов обедал в этот день с ним и прочею молодежью в Шотландке (в шести верстах от Пятигорска) и не сказал ни слова о дуэли, которая должна была состояться через час. Пушкин уверяет, что эта дуэль никогда бы состояться не могла, если б секунданты были не мальчики, она сделана против правил и чести".
Только через 9 месяцев тело Лермонтова, благодаря хлопотам его бабушки, было перевезено из Пятигорска в Тарханы и 23 апреля 1842 г. захоронено там, в семейном склепе, над которым в том же 1842 г. усилиями бабушки была воздвигнута часовня.
История музея Тарханы
После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы. Вскоре Соколова сменил другой управляющий – Горчаков. Судя по свидетельству И.Н. Захарьина-Якунина, побывавшего в Тарханах в 1859 году, при жизни А.А. Столыпина барская усадьба поддерживалась в порядке. Прошло еще восемь лет, на протяжении которых управляющим в Тарханах оставался Горчаков. Барский дом постепенно ветшал. В 1867 году Горчаков снял с дома мезонин, опасаясь, что старое уже строение не выдержит его тяжести. В том же году Тарханы посетил известный в пензенских кругах врач и краевед Н.В. Прозин. Он писал: "Одноэтажный деревянный дом был прежде с мезонином, но мезонин очень давно снят и стоит еще не разобранным тут же, на барском дворе. Лермонтов провел здесь немало времени и жил в том самом мезонине, который теперь снят... Расположение комнат в доме остается и до нынче то же, какое было прежде, когда в нем жил поэт...".
Очень скоро, в том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде.
Конечно, в эти годы тарханская усадьба уже была не столь ухоженной, но она неизменно привлекала к себе почитателей творчества Лермонтова и покоряла тех, кто приезжал в родные места поэта. Первый биограф Лермонтова Павел Александрович Висковатов, по его словам, "заболевший Лермонтовым" с детства и создавший "Лермонтову нерукотворный памятник намогильный ко дню 50-летия его кончины", впервые обратился к тарханскому периоду жизни поэта, детству и отрочеству. И, естественно, собирая материалы к биографии Лермонтова, посещая все места, связанные с пребыванием в них поэта, каждый уголок, "где можно было отыскать писанные им строки", биограф посетил и Тарханы. П.Н. Журавлев помогал ему в собирании материалов. "Сведениями я обязан Петру Николаевичу Журавлеву, которому приношу искреннюю благодарность, - пишет П.А. Висковатов. – Ему я обязан данными о бабушке, отце и матери поэта и юности его. Рассказы старожилов, выписки из метрик, надписи могильных памятников и различные указания были им доставлены мне с готовностью и точностью, много облегчившими мои поиски". При А.Н. Журавлеве, вероятно, по инициативе общественности, в Тарханах был впервые отмечен день гибели поэта в 1891 году.
П.Н. Журавлев управлял тарханским имением 35 лет, умер в 1902 году и был похоронен возле церкви Михаила Архистратига. На смену ему пришли другие. Сначала место Журавлева занял Татищев, отставной офицер. Он не отличался хозяйственностью, и, судя по отзывам людей, посещавшим Тарханы, барская усадьба все более и более приходила в запустение. Управляющие часто менялись. В 1906 году Татищева сменил – совсем ненадолго – Змиев. В 1907-1914 годах управляющим былФ.А. Козьмин, правил недолго всего 7 лет, но память среди тарханских крестьян оставил недобрую. По рассказам старожилов, "посередь" Круглого сада был аллея с толстыми вековыми деревьями (свидетельницами детских лет поэта). "Хорошая была аллея. Ее уничтожил управляющий Ф. Козьмин в 1908-1910 годах. Деревья пошли на доски", - рассказывали тарханские крестьяне. Следует отметить, что при Козьмине ни местные жители, ни люди, прибывавшие в Тарханы издалека поклонится праху любимого поэта, в усадьбу не допускались. Козьмин жестоко обращался с крестьянами, и они, как вспоминают старожилы, "сговорились отомстить управляющему... поджечь помещичьи ометы, а потом и сам дом. Когда дом загорелся, Нехай тушить не велел, а все кричал "Нехай горит!" За это его и прозвали Нехаем".
Крестьяне дают объяснение и, казалось бы, странному поведению управляющего во время пожара: "Дом-то застрахован был". В "Пензенских губернских ведомостях" №35 за 25 июня 1908 года было сообщение о том, что в ночь с 13 на 14 июня в Тарханах сгорел господский дом. Владелицей имения в те годы была М.В. Каткова, внучатая племянница Е.А. Арсеньевой, внучка А.А. Столыпина. Мария Владимировна жила в Петербурге, в свое имение наведывалась редко. Накануне 100-летнего юбилея со дня рождения поэта по ее распоряжению на усадьбе были проведены работы по благоустройству. В 1914 году в селе была построена школа в память о Лермонтове, к 100-летию со дня рождения.
У М.В. Катковой были воспитанники – Даша Гусарова и Саша Беликов. Оба они остались сиротами, и Мария Владимировна приняла живое участие в их судьбе, дала им воспитание, образование. Жили они в Тарханах и с благословения Катковой повенчались. Беликов пользовался уважением среди крестьян, по их поручению он писал М.В. Катковой в Петербург письмо с просьбой убрать жестокого управляющего Козьмина. Помещица настолько доверяла Беликову, что заменила управляющего.
Новым управляющим стал Григорий Александрович Игнатьев. Он оказался и последним управляющим тарханским имением: в 1918 году, узнав о грозящем ему как дворянину аресте, Игнатьев вынужден был Тарханы покинуть. Барская усадьба, осталась беспризорной.
5 октября 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, по которому все памятники старины объявлялись народным достоянием. В сентябре 1918 года А.П. Луначарский, нарком просвещения, пригласил к себе на беседу председателя Чембарского (ныне г. Белинский) уездного комитета РКП(б) Е.Н. Барышева и поручил ему взять под охрану усадьбу Тарханы и навести в ней порядок. В октябре того же года по инициативе Барышева Чембарский исполком объявил усадьбу Тарханы достоянием Советского государства.
Идея создания музея прозвучала гораздо раньше: в 1905 году в "Пензенских губернских ведомостях" неизвестный автор, описывая "отталкивающий" в своем запустении вид тарханской усадьбы, восклицал: "Как обидно за поэта! Так у нас чтут память о гениальных людях. Тут следовало открыть даже музей... должны были сберечь комнату с прошлой ее обстановкой, поддерживать, а не запускать известную липовую аллею".
Тарханы стихийно воспринимались как национальное культурное достояние со второй половины XIX века. Скромная могила поэта в Тарханах стала местом паломничества почитателей поэта. В 1914 году, в год 100-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова, в часовне была заведена памятная книга. Небольшая, в 70 страниц, в твердом черном переплете с тиснением "Тарханы 1914". Первая запись сделана 2-го октября 1914 года: "2-е октября 1914 года. По случаю столетнего юбилея со дня рождения великого поэта — москвича Михаила Юрьевича Лермонтова — посетил село Тарханы и могилу в часовне знаменитого писателя Гласный Московской городской думы Николай Андреевич Шамин.
По поручению Московской Городской Управы совместно с Гласным Н.А. Шаминым возложил на могилу поэта венок от Московского Городского Управления помощник члена Городской Управы Петр Андреевич (подпись неразборчива)".
Всего 2-го октября 1914 года в книге отзывов сделано одиннадцать записей.
Но до официального открытия музея оставалось еще долгих 25 лет. Несмотря на то, что в октябре 1918 года Тарханы были объявлены достоянием Советского государства как памятник культуры, владельцем усадьбы оставался сельский совет. В 1925 году Лермонтовский совхоз с усадьбой и всем имуществом был передан в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу "Лермонтовский рысак". В очень короткое время были снесены почти все хозяйственные постройки, а в барском доме расположилась контора. С 1928 по 1930 годы в лермонтовском доме размещалась школа колхозной молодежи, а потом нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а верхний (мезонин) — для содержания домашней птицы.
В книге отзывов тех лет встречаются записи, пронизанные болью за судьбу памятных мест. "Век во времени и форма бытия нас отдаляют от гения, пророка жизни... Людская алчность истребила твое жилище, невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник. Но мысль твоя жива, живы бессмертные образы и краски, а вместе с ними вечно будет жить твое имя и память о тебе!" — такая запись сделана в памятной книге на могиле поэта в 1923 году.
Пензенская музейная комиссия била тревогу, во все инстанции направляя тревожные письма, доказывая, что над лермонтовскими святынями "нависла угроза целостности и сохранности".
Но только в 1934 году Президиум Средне-Волжского крайисполкома (куда относилась тогда Пензенская область) объявил усадьбу Тарханы заповедником. И опять прошли годы, прежде чем были предприняты практические меры по реализации этого постановления. В Памятной книге в 1930-е годы такие записи: "...могила находится в забытом состоянии, окна без стекол, само помещение полно снегу...", "как местные власти допустили столь ужасно обезобразить часовню, в которой покоится прах Лермонтова? Разваленная церковь, опустевший сад, поломанная ограда...". На фотографии 1932 года мы видим барский дом в самом неприглядном виде: разрушены балконы, нет печных и водосточных труб, окна выбиты, облицовка выщерблена.
В 1936 году начались ремонт и реставрация, сбор экспонатов, работы по организации лермонтовского музея. Для детального обследования склепа Лермонтова и барского дома была создана специальная комиссия, в ее состав вошел Александр Иванович Храмов — первый директор музея Лермонтова. А.И. Храмов обратился в Нарком с просьбой о необходимости создания музеев Лермонтова и Белинского, переписывался с заместителем наркома народного образования Н.К. Крупской, которая принимала живейшее участие в организации музея. Как первый директор музея, А.И. Храмов много сделал и по сбору экспонатов. Их было собрано около полутора тысяч: гравюры и литографии лермонтовского времени, подлинные иллюстрации к лермонтовским произведениям, старинные книги, бронза, мебель, заказаны копии с фамильных портретов и т.д. Среди собранного были поистине уникальные веши. Реставрационные работы были закончены в 1938 году. Об этом свидетельствует "Постановление ВЦИК от 3 февраля 1938 г.": "...реставрационные работы по домам Лермонтова и Белинского, по восстановлению памятников, могил и другие работы, связанные с именами М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского, полностью закончены".
Одновременно с ремонтом и реставрацией велась подготовка к открытию в доме Лермонтова первой экспозиции. В конце 1936 года в Тарханах побывала известная поэтесса Мариэтта Шагинян. Вскоре в "Известиях" была опубликована статья, в которой она писала: "...ремонт дома и благоустроительные работы в парке идут полным ходом, однако все выполняется со страшной безвкусицей: стены комнат в доме увешаны огромными картинами, изображающими Лермонтова, работы местных "мастеров".
После этого Наркомпрос обратился к директору Гослитмузея В.Д. Бонч-Бруевичу с просьбой помочь дому-музею М.Ю. Лермонтова создать первую экспозицию. 11 августа 1937 года Бонч-Бруевич писал А.И. Храмову: "Экспозиционным отделом Гослитмузея уже начата работа над экспозиционным планом музеев Лермонтова и Белинского. Общее руководство работой, разработка экспозиционного плана и разработка основных экспозиционных тем включены в производственный план Гослитмузея". Создателями первой экспозиции в доме Лермонтова стали сотрудники Гослитмузея: М.Д. Беляев — главный хранитель фондов, Т.А. Иванова, Н.П. Пахомов — консультант, Е.К. Рылова — художник-оформитель.
1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу Лермонтова, а 30 июля 1939 года был торжественно открыт дом-музей Лермонтова. На площади перед часовней состоялся торжественный митинг в честь открытия музея, на котором присутствовали более 2 тыс. человек. 31 июля 1939 года газета "Вечерняя Москва" сообщала: "Вчера село Лермонтово пережило радостный день. Здесь торжественно открыт музей Лермонтова".
В первые годы существования музея М.Ю. Лермонтова единственным экспозиционным зданием на усадьбе был барский дом, обстановка которого рассказывала о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В 1944 году дом-музей Лермонтова преобразовали в музей-усадьбу; директором назначили В.А. Корнилова (А.И. Храмов стал директором музеи В.Г. Белинского). Сразу же В.А. Корнилов поднял вопрос о признании музея-усадьбы Государственным заповедником. В марте 1948 года было принято решение Совета Министров СССР "об отводе музею-усадьбе М.Ю. Лермонтова для организации Лермонтовского заповедника 9,6 га земли". В 1960 году музей был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения (РСФСР), в 1969 году он был преобразован в Государственный Лермонтовский музей-заповедник (площадь заповедника в настоящее время 97,5 га).
В состав музея-заповедника сейчас входят барская усадьба в Тарханах с комплексом мемориальных памятников начала XIX века, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю. Лермонтов часто бывал в семье своей тетушки М.А. Шан-Гирей.
В 1997 году Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В 70—80-е годы в музее-заповеднике "Тарханы" был проведен первый этап капитальной реставрации заповедных объектов, создан комплекс музейных экспозиций. В 90-е годы были проведены масштабные работы по завершению восстановительных мероприятий, расширению инфраструктуры музея. В заповеднике постоянно ведутся работы по комплектованию и сохранению фондовой коллекции, обновлению экспозиций, изучению жизни и творчества М.Ю. Лермонтова.