Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Связь в Арктике
Автор: Эдуард Прудкий RA3III
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "Заметки радистов" |
Про связь на Крайнем Севере
Гидрометеорологическое обеспечение населения, органов власти, морского транспорта и различных организаций, ведущих свою деятельность по Северному морскому пути и занятых освоением природных богатств Арктической зоны РФ, составляет значительную долю в производственной деятельности Северного Управления Росгидромета. Всё это требует внедрения новых информационных технологий как в части повышения точности прогнозов, так и создании современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для оказания услуг населению и промышленным предприятиям.
На полярных метеостанциях в Арктической зоне РФ уже активно эксплуатируется абонентская аппаратура для передачи метеоданных и аппаратно-программные комплексы для двухсторонней голосовой связи от научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии «Планета». Эта система сбора данных с наблюдательской сети Росгидромета работает с использованием спутников серии ЭЛЕКТРО и ЛУЧ. Это российские спутники, предназначенные для гидрометеорологического обеспечения и ретрансляции сигналов от аварийных радиобуёв системы КОСПАС-САРСАТ. В сентябре 2015 года были проведены успешные испытания аппаратно-программного комплекса. С помощью этого комплекса теперь можно осуществлять передачу метеоинформации круглосуточно в непрерывном режиме, что очень важно при возникновении чрезвычайных ситуаций - наводнений, пожаров и других стихийных бедствий, несчастных случаев и т.д. Этот аппаратно-программный комплекс также позволяет осуществлять передачу данных объёмы, которых значительно превышают классическую метеоинформацию. Речь идёт про данные от аэрологических и геофизических станций, а также и другие пользовательские файлы.
Кроме того, этим комплексом может быть обеспечено дистанционное управление автоматическими метеорологическими станциями и автоматическими гидрометеорологическими комплексами: получение информации по запросу, проверка работоспособности оборудования, синхронизация времени, изменение настроек станции и т.д. Работа этой системы в первую очередь внедрялась на тех полярных станциях, где оперативной радиосвязи на коротких волнах не было по тем или иным причинам или она была неустойчивой. Внедрение новых спутниковых систем связи российской разработки позволило повысить надёжность сбора метеоданных в сети полярных станций Росгидромета и сократить расходы на её содержание.
Спутниковая система сбора данных с наблюдательской сети Росгидромета
Подробнее ЗДЕСЬ
Для полноценного обмена e-mail, доступа к видеохостигнам, социальным сетям и мессенджерам полярники Северного УГМС используют VSAT, т.е. спутниковые системы с антеннами небольшого размера:
● ФГУП КОСМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ - спутники серии ЭКСПРЕСС;
● АО ГАЗПРОМ КОСМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ - спутники серии ЯМАЛ.
Провайдеры:
● ООО «Старблайзер»;
● «КайтНэт» от ООО «РуСат».
В 2014 году при участии специалистов Службы радиообеспечения РГО был впервые организован телемост Москва - Антарктида с использованием отечественной аппаратуры спутниковой связи. В 2019 году наша команда приняла участие в научно-исследовательской работе по Северному морскому пути на судне ледового класса «Академик Намёткин» Севморнефтегеофизики.
Это научно-исследовательское (инженерно-геологическое/сейсмическое) судно 1988 года постройки с автономностью 70 дней. Целью нашей работы было проведение научно-исследовательского эксперимента в соответствии с ГОСТ 15.101-1998 по выявлению возможности, оценки надёжности и качества каналов спутниковой связи для обмена данными с объектами в Арктической зоне РФ при работе с российскими космическими аппаратами. Для этой работы мы использовали спутниковый терминал российской разработки «Телеком-60КМ» от партнёрской организации ООО «ВизКом». Для эффективного проведения широкого спектра геологоразведочных работ в Арктике необходимо обеспечивать устойчивую связь по каналам спутниковой связи в режиме 24/7.
Задачами научно-исследовательского эксперимента было:
● оценить качество каналов спутниковой связи для обмена данными с объектами в Арктической зоне РФ;
● оценить качество сервисов, предоставляемых по спутниковым каналам;
● подвести итоги выполненной работы, оформить научно-техническое отчёты согласно ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 2.105-95, а также сделать заключение.
Трекинг APRS через спутниковый канал связи с использованием терминала «Телеком-60КМ»
Состав и краткие характеристики оборудования для проведения эксперимента:
● Морской корабельный терминал спутниковой связи «Телеком-60КМ». Включающий в себя два антенных поста спутниковой связи, внешний блок антенного поста, внутренний блок управления, приёмник и передатчик, радиопрозрачное укрытие, а также спутниковый маршрутизатор и соединительные кабели.
- диаметр зеркала антенны 600 мм;
- диапазон перемещения по азимуту 60 градусов;
- диапазон перемещения по углу места: от минус 10 градусов до 80 градусов;
- Ku диапазон частот. RX: 11-12ГГц/TX: 14-15ГГц;
- канальная пропускная способность обмена данными RX/TX до 20/2 Мбит/c;
- потребляемая мощность не более 500 Вт.
● Две точки доступа WI-FI, сетевой маршрутизатор и портативный ноутбук.
Терминал «Телеком-60КМ» показал отличные результаты и в будущем будет использоваться как штатный на этом и других судах.
Штатно на НИС «Академик Намёткин» ранее использовался спутниковый терминал Иридиум работающий с зарубежными космическими аппаратами, а также зарубежный корабельный аппаратный комплекс «SAILOR» для организации радиосвязи на ПВ-КВ и УКВ диапазонах частот и организации радиосвязи в ГМССБ.
Корабельный аппаратный комплекс «SAILOR»
Немного про атомный ледокол Ямал, на котором в сентябре 2009 года приняли сигнал бедствия и затем организовали эвакуацию группы археологов из бухты Ледяная Гавань архипелага Новая Земля.
Радиорубка ледокола Ямал. Используется морской коротковолновый транствер IC-M802 и отечественный корабельный аппаратный комплекс в составе которого радиоприёмное устройство "Циклоида", а также аппаратура для организации радиосвязи в ГМССБ.
Электронный ключ ЭКМ-4 типа Б3029. Всё в нём работоспособно, но он не используется.
Судовой Иридиум.
Временной график обмена частной корреспонденции для судовой команды. Члены команды могут передать информацию на Большую землю или поговорить с родными и близкими, стоимость спутникового трафика вычтут из зар.платы.
Практически в каждом помещении есть телефон. Есть возможность поддерживать связь с экипажем из любого помещения на ледоколе.
Служебно-вспомогательное судно класса река-море "Гидрограф"
Это катер типа Ярославец проекта 376 с шифром "Север" и модификацией РВН376У, в настоящее время работает как научно-экспедиционное судно. ПВ-КВ радиостанция VX-1700, антенна типа "Наклонный луч" и в точке питания антенны автоматическое согласующее устройство FC-40.
Проверка связи на КВ
Первое с чего нужно начать свой путь в море – это с осознания опасности и рисков, и принятия персональной ответственности за жизнь и здоровье людей, которые идут с вами, свою ответственность за сохранность судна. Море не всегда бывает спокойным и ласковым, и находясь вдали от помощи вам самим придется принимать решения и разбираться с всевозможными проблемами – от поломки двигателя или системы канализации до выпавшего за борт пассажира или посадки на мель.
Современные технологии позволяют получать информацию множеством разных способов. Оснащать судно нужным оборудованием следует исходя из четко определенных целей и имеющихся возможностей.
Все устанавливаемое сертифицированное оборудование должно надёжно работать в сложных условиях (качка, повышенная влажность) и обеспечивать надёжное получение требуемой для безопасности мореплавания информации.
Чтобы выйти в море, требуются сертификаты. Чтобы вернуться, нужны знания.
Это хорошее наставление от наших друзей из Ассоциации шкиперов R3CY "VHF: радиооператор морской связи УКВ". Там конечно же кроме УКВ указаны и КВ частоты для аварийной радиосвязи, а ещё много всего полезного по теме.
Корабельные радисты остались в прошлом, теперь на их место пришли помощники капитана по радиоэлектронике. Помощник капитана по радиоэлектронике является начальником радиотехнической службы судна, отвечающим за радиосвязь и аварийную связь в ГМССБ. Подчиняется непосредственно капитану. В случае отсутствия на судне или болезни помощника капитана по радиоэлектронике его функции выполняет вахтенные помощники капитана, имеющие диплом оператора по ГМССБ.
Рабочий диплом помощника капитана по радиоэлектронике
Согласно должностной инструкции на судне служебные обязанности помощника капитана по радиоэлектронике: Несение ходовой вахты, ведение судовой документации. Эксплуатация радиолокационной аппаратуры. Приём метеорологической и навигационной информации.
Контроль за соблюдением персоналом всех судовых служб Правил радиосвязи морской подвижной и морской подвижной спутниковой служб, соблюдение Правил технической эксплуатации аппаратуры радиосвязи и электрорадионавигации, - по технике безопасности, - пожарной безопасности, заводских инструкций по эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры.
Осуществление, с разрешения капитана, временный вывод радиоэлектронной аппаратуры из эксплуатации для проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту.
Обеспечение работы радиотехнической службы: ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к действию судовой аппаратуры радиосвязи и спутниковой связи, аппаратуры для местоопределения в случае бедствия (аварийных радиобуев, радиолокационных ответчиков); резервных источников питания технических средств по своему заведованию; штатных судовых электрорадионавигационных приборов, персональных компьютеров применяемых в технических средствах судовождения и связи; судовой радиотрансляционной сети; судовой телевизионной сети; судовой компьютерной сети; штатных судовых приёмных и передающих антенных устройств и такелажа антенного хозяйства; инвентарной оргтехники, бытовой теле, видео и аудиоаппаратуры, находящейся на судне в соответствии с заведованием; ответсвенность за организацию радиосвязи в ГМССБ, в том числе оперативной радиосвязи с судовыми операторами ГМССБ.
Подробнее про ГМССБ ЗДЕСЬ
Возвращаясь снова к теме арктических метеостанций, следует отметить и то, что классическая радиосвязь до сих пор имеет место быть. На многих полярных станциях в Арктике ещё очень активно используются коротковолновые трансиверы в качестве резервного, и даже основного, средства связи. Речь идёт про использование сертифицированных трансиверов VX-1700, в т.ч. и с различными моделями тех или иных модемов для пакетного обмена данными. В арктической тундре оленеводами и геологами активно используются носимые сертифицированные трансиверы VX-1210, аналогично, как и спасателями МЧС России во время поисково-спасательных работ на труднодоступных территориях.
Полярная станция Марресаля. Приём радиограммы из Амдермы с поздравлениями ко дню Народного единства.
На территории метеостанции полярники до сих пор используют портативные ультракоротковолновые радиостанции GP-300, но уже с новыми аккумуляторами и антеннами. Чаще всего они используют УКВ радиосвязь именно в расположении. Речь идёт о том, когда полярники выходят к морю, на метеоплощадку (проверить/починить электронные датчики) или в дизельную. Это всё это шаговая доступность, но белые медведи часто заходят на территорию. Поэтому быть на связи это, прежде всего безопасность!
Портативные УКВ радиостанции GP-300 на полярной станции Марресаля.
Коротковолновая связь до сих пор является надёжным средством связи для обмена информацией на большие расстояния без интернета, а также там, где нет зоны покрытия сотовой сети, где нет WI-FI и проводных и спутниковых сетей связи. На труднодоступных территориях от надёжности радиосвязи и сейчас зачастую зависят человеческие жизни, аналогично и во время ЧС когда сотовая сеть может перестать работать в любое время и на неопределённый срок.
Служба радиообеспечения РГО периодически организовывает регламентные мероприятия по проверке средств связи в полевых условиях. Оптимальным способом проверки надёжности аппаратуры радиосвязи является проведение регулярных комплексных испытаний, которые наиболее полно имитируют действительные условия эксплуатации. Эти мероприятия имеют важность и по взаимодействию с подразделениями МЧС России - организация современной комплексной радиосвязи на УКВ-КВ диапазонах частот и с использованием спутниковых систем отечественного производства при проведении поисково-спасательных работ и во время ЧС.
Подробнее ЗДЕСЬ
Регламентные мероприятия по проверке средств связи в полевых условиях. Январь 2024 г.
Согласно “Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года” Служба радиообеспечения РГО регулярно участвует в комплексных испытаниях техники и средств связи, а также осуществляет техническую поддержку полярников на Крайнем Севере.
Для организации двухсторонней радиосвязи наша команда использует сертифицированные коротковолновые средства связи - в базовом расположении VX-1700, а в полевых условиях VX-1210. Для получения погодной информации и мониторинга сетки аварийных частот мы преимущественно используем абонентский терминал Аксимут-20м. В запасе у нас ещё есть в некотором количестве радиостанции Ангара-1У-1 и обновлённые Карат-2Н.
Сертифицированная носимая КВ радиостанция VX-1210
Системы связи используемые Службой радиообеспечения РГО для обмена данными по коротковолновым каналам, аварийного уведомления, получения погодной информации и слежения за объектами находящимся в движении:
● Общепринятая международная аварийная система «ВинЛинк» (WinLink global email radio system) для обмена e-mail на КВ через базовую станцию в г. Тарко-Сале ЯНАО
● Отечественная коротковолновая комплексная система связи (КСС) через мобильную базовую станцию разворачиваемую в рамках конкретного мероприятия
В качестве проверки было отправлено информационное сообщение через систему связи находящуюся пока ещё на стадии функционального макета и именуемой КВ-ПЕЙДЖЕР
Информационное сообщение было принято шлюзом роль которого выполняет многофункциональная коротковолновая базовая станция расположенная в г. Тарко-Сале ЯНАО. Используемое отправителем средство связи VX-1210, антенна штатный штырь, рабочий диапазон 30 метров.
Российская наука уверенно идёт вперёд, а опытом в тех или иных направлениях мы всегда делимся в ходе различных конференций и на комплексных совещаниях.
Про востребованные современные возможности в коротковолновой связи и про методы метеонаблюдения в Арктике:
Несколько примеров того как через КВ связь была передана важная информация:
● Весной 2004 года Анатолий RA3GCB (now R3GY) передавал на Большую землю важную информацию от механика научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-32» через радиста этой экспедиции;
● Осенью 2017 года наша команда R3CG была на полярной станции «Марресаля» и когда там спутниковый терминал вышел из строя, то мы передавали важную информацию на двадцатиметровом диапазоне через радиолюбительскую аварийную службу (РАС) и конечно же с помощью обычных неравнодушных коротковолновиков;
● Весной 2021 года команде UA8K была нужна помощь в арктической тундре и важную информацию в штаб экспедиции мы передали на двадцатиметровом диапазоне через Владимира RU0SD
● Летом 2022 года Службой радиообеспечения R3CG была принята важная информацию из острова Диксон и оперативно была передана в Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО, информация была необходима для спасения белого медведя;
● Летом 2022 года через Службу радиообеспечения R3CG была передана информация про аварийное дрейфующее российское судно в Индийском океане. Двигатель судна неисправен, береговые службы на 16-том канале морской УКВ связи откровенно игнорировали просьбы наших моряков оказать им хоть какую-то помощь. Там ситуация была уже сильно за пределами “затянувшийся беззаботный отпуск”, т.к. продовольствие давно закончилось, необходимых медикаментов не было для лечения заболевших. Спутниковая связь локально блокировалась, хорошо хоть на коротких волнах капитан успел сообщить о проблеме. Спасибо нашему МИД – быстро отреагировали и помогли морякам вернуться домой в Таганрог. Информацию в МИД оперативно передал по моей просьбе видный общественный деятель Вячеслав Александрович Фетисов.
Важной составляющей обеспечения национальных интересов России в Арктике является широкое развитие российских надёжных комплексных систем связи и информационного обеспечения по всем направлениям — от создания современных спутниковых и коротковолновых систем связи, навигации и разветвленной коммерческой сети мобильной связи до дистанционного компьютерного консультирования при оказании оперативной медицинской помощи. Необходимо создание надёжной системы оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, обеспечивающих эффективный контроль хозяйственной деятельности в Арктике, прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба в случае их возникновения.
Надёжная связь - когда она есть сегодня и сейчас!
73! Эдуард Прудкий RA3III
Руководитель Службы радиообеспечения РГО
RRC#1069
r3cg.ru
Просмотров всего 5,219, сегодня 3 |
Обновлено 03.04.2024 17:11:18 Статью прислал - Эдуард Прудкий RA3III Источник: https://rgo-pro.ru |
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Комментарии 3
Интересная и познавательная статья. Спасибо.
Очень интересная статья, как вроде я, вернулся на суда торгового флота, которому отдал более 50 лет, работая в должностях начальника радиостанции, помощника капитана по радиоэлектронике и нач.службы связи судоходной компании. С судов работал позывным UA0LKM/mm. В 2000 году работая на судне, в р-не Шри Ланки, были захвачены вооруженной группировкой. Капитан был блокирован, я по спутнику передал судовладельцу инфо о захвате, те быстро сообщили в МИД, и к нам навстречу, был выслан корабль ВМФ Шри Ланки. Все рарешилось хорошо. В такой ситуации от радиста нужна быстрота действий. Настоящее время на торговых судах сокращена должность радиоспециалиста и техника электрорадионавигации без присмотра, только приходом порт, вызывают специалиста. Продолжаю работаь в эфире, подходите друзья de UA0LKM ex/mm 73
Спасибо за интересный материал! Очень познавательно. De EW4IDP