Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlock
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наша история > Вклад промышленных предприятий Чувашии в достижение Победы
Реклама
Вклад промышленных предприятий Чувашии в достижение Победы
Автор: Елена Сухова
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "Наша история" |
C первых дней Великой Отечественной войны была поставлена задача перевода промышленности на военные рельсы, на максимальное обеспечение потребностей фронта оружием, боеприпасами и другой необходимой продукцией, для чего было необходимо мобилизовать все ресурсы промышленных предприятий тыла, а также производственные мощности предприятий, эвакуированных в тыловые районы страны. Конкретные меры по обеспечению наращивания выпуска военной продукции были определены в принятом 30 июня 1941 г. мобилизационном плане на третий квартал, а затем – в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 августа 1941г. «О военно-хозяйственном плане на IV квартал 1941г. и на 1942г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии», которое стало боевой программой действий и для тружеников промышленности Чувашии.
К этому времени в Чувашии была создана значительная промышленная база. Как по числу промышленных предприятий, так и по темпам их строительства Чувашская АССР опережала соседние республики (Марийскую, Мордовскую). Индустриальное лицо республики определяли такие предприятия, в большинстве построенные в годы первых пятилеток, как Канашский вагоноремонтный, Алатырский паровозоремонтный, Вурнарский фосфоритный, Шумерлинский деревообрабатывающий и Козловский домостроительный комбинаты, Мариинско-Посадская судоверфь. В Чебоксарах велось строительство завода № 320 (резино-технических изделий), давшего первую предназначенную для фронта продукцию осенью 1941года.
Состояние промышленности Чувашии незадолго до войны было охарактеризовано в докладе председателя СНК ЧАССР А.В.Сомова на юбилейной сессии Верховного Совета Чувашской АССР в июне 1940 года, посвященной празднованию двадцатилетия республики: «Валовая продукция крупной промышленности республики в 1939 г. в ценах 1926 г. составляла 125 млн. руб., т.е. в 9,5 раз больше, чем в 1913 году. Число рабочих в ней составляет 26,2 тыс. чел., т.е. по сравнению с 1913 г. выросло почти в четыре раза. Основные производственные фонды крупной промышленности по сравнению с 1927 г. выросли почти в 40 раз и составляют 107,4 млн. рублей. В 1939 г. заводы и фабрики, выстроенные и реконструированные за годы двух пятилеток, дали 74% всей годовой продукции крупной промышленности. Созданы и освоены новые отрасли промышленности: фосфоритно-апатитовая, канифольно-скипидарная, полиграфическая, производство дубильных экстрактов, стройдеталей, кирпича, крахмально-паточная и сланцевая. В Чувашской Республике развивается и ведущая отрасль народного хозяйства – машиностроение». Была развита местная промышленность, представленная в значительной части производственными кооперативными и артелями, получившими в то время широкое распространение.
Что касается структуры промышленности, то в 1940 году она выглядела следующим образом. В лесной и деревообрабатывающей промышленности, которая по-прежнему, занимала главенствующее место, было занято 54,3% общего числа работников, доля машиностроения и металлообработки составляла 13,9%, пищевой промышленности - 11,4%, легкой - 8,6%, производства строительных материалов - 3,8 %, торфодобычи - 2,3%.
С началом Великой Отечественной войны и прибытием во второй половине 1941 - начале 1942 годов в Чувашию производственных мощностей, специалистов и рабочих 28 эвакуированных предприятий, структура промышленности резко изменилась в сторону увеличения доли машиностроения, приборостроения и производства боеприпасов, значительно расширился и производственный потенциал легкой промышленности, которая также была полностью ориентирована на производство продукции, предназначенной для удовлетворения оборонных потребностей. Были созданы одиннадцать новых предприятий: Чебоксарский электроаппаратный завод, 5 текстильных, чулочная, лентоткацкая, обувная, две табачные фабрики; кроме того, за счет оборудования эвакуированных родственных предприятий была значительно расширена производственная база Канашского вагоноремонтного и Алатырского паровозоремонтного заводов.
Канашский вагоноремонтный завод в наши дни
Работники промышленных предприятий Чувашии, как и всей советской страны, с негодованием восприняли весть о нападении на СССР фашистских захватчиков и были охвачены горячим стремлением сделать все возможное, чтобы скорее дать достойный отпор врагу. Общее настроение достаточно отчетливо выражает письмо рабочих и служащих Алатырской гармонной фабрики Центральному Комитету ВКП(б), в котором было подчеркнуто: «До сих пор наша фабрика работала на культурном фронте. Наступил момент, когда необходимо подчинить всю работу советских людей интересам фронта для достижения полной победы над врагом. Поэтому мы просим нашу партию, наше правительство переключить работу фабрики на выпуск продукции, необходимой для обеспечения полного разгрома озверевших банд». Эта просьба была одобрена, и в производственном помещении гармонной фабрики были размещены производственные мощности одного из эвакуированных предприятий.
Тогда же стахановцы-двухсотники и инженерно-технические работники (далее – ИТР) Канашского вагоноремонтного завода обратились к труженикам промышленности Чувашии с призывом крепить оборонное могущество родной страны: «Никогда еще не был так высок накал трудовой энергии, никогда еще железнодорожники не работали с таким могучим творческим напряжением, никогда еще так не бурлила инициатива масс, как в наши дни, дни священной Отечественной войны с озверелым фашизмом. Мы, стахановцы-двухсотники и инженерно-технические работники, в день 6-ой годовщины стахановского движения по примеру лучших стахановцев-многостаночников обязуемся еще больше увеличить темпы наших работ, давать за смену не ниже двух норм, работать без брака, передавать свой опыт отстающим товарищам, помогать рабочим в увеличении производительности труда и таким образом в несколько раз увеличить ряды двухсотников».
Таково было настроение людей. Но одного энтузиазма, пусть даже самого пламенного, было недостаточно. Требовалась умелая, настойчивая, кропотливая организаторская и политическая работа. Октябрьский (1941г.) пленум Чувашского обкома ВКП(б) принял, по существу, программу скорейшего перевода народного хозяйства республики на военные рельсы и непрерывного наращивания темпов выпуска продукции, которая требовалась фронту. В постановлении объединенного пленума Чувашского обкома и Чебоксарского горкома ВКП(б) от 13 февраля 1942 г. «О задачах партийно-политической работы в области промышленности» было подчеркнуто: «Важнейшей задачей партийных, советских и хозяйственных организаций республики является быстрейшее восстановление, пуск в эксплуатацию и полное освоение производственных мощностей эвакуированных предприятий, строительство ряда важнейших объектов (Чебоксарская электростанция, завод резино-технических изделий, мост через р.Суру, расширение заводов №№ 320, 494, 471, Канашского вагоноремонтного завода)». Пленум потребовал оказать действенную помощь руководителям эвакуированных предприятий, новостроек и предприятий строительных материалов в обеспечении их транспортными средствами, рабочей силой, материалами, в организации нормальных культурно-бытовых условий для рабочих, ИТР и служащих.
Каждое предприятие республики выполнило свое оборонное задание. Канашский вагоноремонтный и Алатырский паровозоремонтный заводы значительно увеличили объем ремонта вагонов и паровозов, что было важно в связи с тем, что транспорт, особенно железнодорожный, во время войны становился значительным фактором обороны; на этих же предприятиях было налажено производство боевой техники и боеприпасов.
Производственная мощность Канашского вагоноремонтного завода значительно увеличилась за счет пополнения 727 единицами оборудования из эвакуированных Дарницкого, Жмеринского, Полтавского и Борисоглебского ВРЗ. Для увеличения выпуска боеприпасов здесь были построены новые цеха – чугунолитейный, отделочно-комплектовочный, расширены другие цеха. Серьезное значение имело введение на КВРЗ в строй первой в Чувашии крупной кислородной станции, необходимой для обеспечения успешной работы оборонного производства. В результате не только отпала необходимость завозить кислород из Мурома, но и станция смогла обеспечить кислородом предприятия промышленности и транспорта, расположенные в Канаше, Чебоксарах, Алатыре, Саранске, Ульяновске, Бугульме.
В 1942-1943 годах на Канашском вагоноремонтном заводе на средства, собранные трудящимися Чувашии, в том числе и коллективом самого КВРЗ, были построены бронепоезда «Комсомол Чувашии» и «За Родину!» Кроме того, завод выполнил задания по строительству бронетранспортеров и формированию спецпоездов. Уже к концу 1941 года в общем объеме производимой заводом продукции доля военной продукции составляла 71,3%.
Исследователи хорошо передают моральную атмосферу, в которой жил и работал коллектив завода: КВРЗ «каждый год получал удвоенные задания по выпуску валовой продукции, особенно военной. Это потребовало не только мобилизации внутренних резервов, напряжения инженерно-технической мысли и физических сил всех тружеников, но и коренной перестройки производства и партийно-политической работы на военный лад. Завод буквально стал фронтовым предприятием. По мере необходимости то один цех, то другой переводились на казарменное положение. Партийное бюро, завком профсоюза и комитет комсомола стали подлинными штабами, активно помогая выполнить задания Государственного комитета обороны (далее – ГКО). С этой целью проводились общественные смотры организации труда, развертывалось соревнование за строжайший режим экономии и массовую рационализаторскую работу, за образцовое содержание оборудования. Широко был подхвачен почин комсомольцев работать за себя и за ушедших на фронт. Это инициатива затем переросла в движение двухсотников, которых, например, в ремонтно-механическом цехе тогда насчитывалось 97% к числу работающих.
В июле 1942 года завод был впервые награжден переходящим Красным Знаменем Народного Комиссариата путей сообщения СССР. В 1942 году КВРЗ выработал продукции в четыре раза больше, чем в 1941 году. Количество отремонтированных вагонов увеличилось с 2534 в 1941 г. до 4075 в 1943 году. В три раза повысилась производительность труда. На 6% снизилась себестоимость продукции. Большую роль в этом сыграл перевод ряда участков производства на поточно-конвейерные линии, максимальное использование отходов металла для изготовления металлоизделий. В 1944 г. КВРЗ увеличил объем выпуска продукции по сравнению с показателем 1940 г. в 5 раз.
Алатырский механический (ранее - паровозостроительный) завод
На Алатырском паровозостроительном заводе на базе эвакуированного оборудования в сентябре 1941 г. был организован специальный цех по обработке заготовок артиллерийских снарядов, который возглавил В. К. Кабаевский. Сюда были направлены свыше шестидесяти лучших производственников-стахановцев. В сентябре-октябре в новом цехе было смонтировано более 300 станков и агрегатов. Быстро освоив производство, коллектив цеха уже в ноябре 1941 г. выполнил план выпуска продукции на 131,6%, в декабре – на 184%. В результате установки и монтажа оборудования, поступившего с Гайворонского, Великолукского и Полтавского имени Шевченко паровозоремонтных заводов мощность механического парка АПРЗ выросла на 37%, энергооборудования - на 43%, электростанции – на 56%. В целом производственная мощность завода утроилась. В 1941 году на нем был создан литейный цех с двумя отделениями – чугунного и медного литья. Если медное литье осуществлялось на заводе и ранее, то все чугунное литье поступило с Муромского и других заводов, что ставило АПРЗ в зависимое положение. С вводом в строй нового цеха предприятие стала независимым от поставок извне и снабжало чугунным литьем не только себя, но и железную дорогу, отливая детали для ремонта механизмов. Вскоре литейный цех стал одним из передовых на заводе, план первого полугодия 1942 г. он выполнил на 113,1%.
После реконструкции АПРЗ получил ответственное задание – наладить капитальный ремонт паровозов. До 1942 года завод осуществлял только текущий и средний ремонт. Капитальный ремонт отличался тем, что включал ряд очень сложных операций, таких как смена топочных частей. Но и с новым заданием алатырские паровозоремонтники успешно справились. В ноябре - декабре 1942 года завод вышел по итогам соревнования на первое место среди родственных предприятий страны, дважды был награжден переходящим Красным Знаменем наркомата. Готовый план по валовому выпуску продукции он выполнил на 109,7%, увеличив производство продукции по сравнению с 1941 года на 44%, а производительность труда – на 56%.
Чебоксарский электроаппаратный завод, созданный на базе эвакуированных производственных мощностей Харьковского электромеханического завода и Ленинградского завода «Электрик», вскоре стал флагманом оборонной промышленности Чувашии. Он дал первую продукцию в декабре 1941 года и специализировался на выпуске электроаппаратуры, прежде всего – военного назначения. Успехи завода в выполнении оборонных заказов были отмечены газетой «Правда» уже в июне 1942 года: «Вступая во Всесоюзное соревнование танкостроителей, коллектив завода-смежника, где директором товарищ Бенский, обязался досрочно выполнить заказы танковых заводов и перевыполнить майский план. Слово свое коллектив сдержал. Уже к 20 мая завод досрочно закончил поставки танковой промышленности по майскому плану, а 25 мая досрочно выполнил заказы Кировского завода на второй квартал. Майское задание по заказам Наркомтанкопрома перевыполнено на 56%».
В 1942 году на заводе были успешно внедрены в производство контакторы постоянного тока в обычном и морском исполнении, контакторы переменного тока, 6 типов электромагнитных реле постоянного тока в обычном и морском исполнении, 3 типа реле переменного тока. В ходе выполнения специального правительственного задания были разработаны и внедрены в производство модификации контакторов и реле уменьшенных габаритов. В области комплексных устройств автоматики коллектив заводов в том же году разработал и внедрил в производство станции управления синхронными и асинхронными двигателями специального назначения, станции управления синхронными и асинхронными двигателями постоянного тока для Военно-морского флота и другую аппаратуру. Если в 1942 г. коллектив завода в основном освоил выпуск установочных изделий для танков и самолетов, реле и изделий автоматики, то в следующем, 1943 году, более значительное внимание было уделено разработке и внедрению специальной морской электроаппаратуры, новых типов реле. Завод обеспечивал реле и автоматикой не только предприятия авиа- и танкостроения, флот, но и почти все отрасли народного хозяйства; выполнил задания по содействию восстановлению в восточных регионах страны эвакуированных и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, которые, в свою очередь, тоже производили продукцию оборонного назначения. Поэтому обеспечение электроаппаратурой этих предприятий было равнозначно работе на удовлетворение непосредственных потребностей фронта. Так, ЧЭАЗ участвовал в оснащении новой аппаратурой Челябинского и Липецкого металлургических комбинатов. Завод из года в год расширял выпуск всех основных наименований продукции, а так же их ассортимент - в соответствии с новыми требованиями. Так, число изготовленных реле возросло с 16945 в 1942 году до 32643 в 1943 году, 38486 в 1944 году, 35857 в 1945 году. Аналогично выглядит рост объема производства контакторов и магнитных станций. Всего за 1942-1945 годы завод произвел 112931 реле, 20620 контакторов и 8116 магнитных станций, а также продукцию народнохозяйственного назначения.
В течение 1943 года Чебоксарский электроаппаратный завод был 8 раз награжден переходящим Красным Знаменем ГКО СССР, 11 раз – переходящим Красным Знаменем ВЦСПС и Наркомата; 21 января 1944 г. трудовой подвиг коллектива завода был отмечен орденом Трудового Красного Знамени. 30 рабочих и ИТР были также награждены орденами и медалями, 95 – удостоены Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Чувашской АССР.
Козловский и Шумерлинский деревообрабатывающие комбинаты, переданные в ведение Народного комиссариата авиационной промышленности, начали в декабре 1941 года производство боевых самолетов и планеров. За счет использования внутренних резервов эти предприятия тоже добились непрерывного наращивания выпуска продукции, занимая передовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. Так, по сравнению с уровнем 1941 года Козловский комбинат увеличил выпуск товарной продукции: в 1942 году - в 1,23 раза, в 1943 году - в 1,61 раза, в 1944 году - в 3,1 раза. В период с августа 1943 года по февраль 1945 года комбинат 5 раз занимал третье и 13 раз второе место в социалистическом соревновании по наркомату.
Успешно выполняло оборонные заказы и еще одно предприятие машиностроительной промышленности Чувашии - Мариинско-Посадская судоверфь. Так, в 1942г. она произвела для Сталинградского фронта и отправила 320 понтонов, предназначенных для перевозки людей и грузов через Волгу в районе Сталинграда.
Коллектив Чебоксарского завода резинотехнических изделий (далее - РТИ) внес существенный вклад в производство боеприпасов. С вводом в эксплуатацию в конце 1941 года двух новых заводов, одним из которых был Чебоксарский завод РТИ, - советская промышленность стала быстро наращивать объем выпуска пиротехнических боеприпасов. В 1942 году их было произведено почти в 7 раз больше, чем до войны. Это было результатом непрерывного совершенствования технологических процессов и организации труда. Завод РТИ 8 раз был отмечен среди лучших по наркомату, 42 рабочих и специалиста этого предприятия еще во время войны за доблестный труд были награждены орденами и медалями.
Вурнарский фосфоритный завод начал выпускать оборонную продукцию в 1942 году. В январе-октябре 1942 года завод, в кратчайшие сроки переключившийся на выпуск совершенно нового для себя ассортимента, произвел 6800 тонн зажигательной смеси - термита. Производительность труда, достигнутая заводом, позволяла выработать 100 тонн термита в смену или 200 тонн в сутки (завод работал в 2 смены) в то время, как, например, специализированный на выпуске данной продукции Московский 401-й термитный завод производил 200-300 тонн термита в месяц. Вурнарское предприятие в эти месяцы стало одним из крупнейших производителей термита в стране. Оно полностью обеспечивало сырьем два завода, одним из которых был Чебоксарский завод РТИ. Исследователи истории завода Ю.П.Смирнов и В. Р .Степанов отмечали: «Вурнарцев самыми теплыми словами благодарили за то, что в тяжелый период они успешно освоили производство и обеспечивали оборонные заводы термитом». Затем Вурнарский фосфоритный завод получает новое ответственное правительственное задание и снова успешно справляется с ним. В 1943-1945 годах он выпускал (в количестве до 2000 тонн) карбюризатор – вещество, необходимое для термической обработки деталей из малоуглеродной стали. Крупнейшими потребителями этой продукции являлись заводы Наркомавиапрома. К концу войны вурнарские труженики снабжали карбюризатором 5 авиационных и 5 танковых заводов.
В выполнение оборонных заказов включилась лесная промышленность нашей республики. Число леспромхозов выросло с 11 в 1940 – 1942 годах до 28 в 1943 году и до 30 в 1944 году. План по заготовке древесины лесозаготовители Чувашии выполнили (в натуральных показателях): по заготовке древесины: в 1941 году – на 113,1%, в 1942 году - на 159,9%, в 1943 году - на 210,4%, в 1944 году- на 191,8%; по вывозке: в 1941 году – на 82,7% (это было вызвано проблемами с транспортом), в 1942 году – на 141,9%, в 1943 году – на 256,9%, в 1944 году – на 212,1%. Лесная промышленность Чувашии готовила для фронта древесину специальных авиационных и других сортаментов (20 наименований). Железнодорожному транспорту за время войны было поставлено 2 млн. куб. м. топливных дров. На июльском (1944г.) пленуме обкома ВКП(б) отмечалось, что в 1943 году лесозаготовительные предприятия республики в 3 раза увеличили объем заготовки и вывозки авиационного, крепежного и судостроительного леса, ружейной болванки и обозных изделий для артиллерии. Они увеличили в 1943 году по сравнению с уровнем 1941 года объем заготовок авиасосны в 4,5 раза, авиафанерной березы в 3 раза.
На выработку продукции для фронта переключились также многие предприятия местной, пищевой и кооперативной промышленности. Чебоксарская швейная фабрика имени В.И.Ленина, мастерские индивидуального пошива одежды, артели «Вышивка», «Красный кустарь» и другие с первых же дней войны начали шить для фронтовиков белье, маскировочные костюмы, ватные куртки, меховые куртки, телогрейки, теплые варежки и другое обмундирование. Чебоксарские промысловые артели, промкомбинат, лесокомбинат изготовляли для армии валенки, рукавицы, патронные сумки, лыжи и лыжные палки, тару для боеприпасов. Караньяльская промартель «Труд» выработала десятки тысяч овчин для полушубков. Хлебопекарни, пищекомбинаты, пивоваренный завод сушили сухари, картофель, овощи. На армию работали маслозаводы и мясокомбинаты.
В Шумерле лесопромысловая артель «Труженик» выпускала лыжи, снарядные ящики, санитарные сани, черенки для саперных лопат и другие изделия. Артели «Партизан» и имени Ширшова перешли на пошив белья и одежды для бойцов Красной армии. Артель «Обод», входившая в состав промкооперации, выпускала для фронта сани, колеса, снегоступы, лыжи, обозные принадлежности, упряжь и другую продукцию.
Эффективной работе способствовало изыскание и введение в действие всех имевшихся резервов повышения производительности труда, качества продукции, экономии всех видов ресурсов. Яркий пример этого - внедрение поточной системы организации производства на многих предприятиях республики. Так, на Канашском ВРЗ такой метод был внедрен, начиная с 1942 года. В инструментальном цехе его коллектив в течение 15 дней переставил оборудование строго по схеме технологического процесса обработки деталей, изготовил и установил оборудование для транспортировки изделий по потоку. Вся работа проводилась работниками цеха после окончания смены. Труженики не жалели сил, не считались со временем. Реконструкция цеха была завершена в назначенный срок. В результате внедрения поточной системы количество рабочих в цехе было уменьшено на 30%, подсобных рабочих - на 70%. Освободившиеся рабочие были направлены на другие участки завода. После этого на одном станке начали вырабатывать на 30% больше деталей. Время прохождения изделий от первичной до конечной обработки было сокращено вдвое. Аналогичные результаты были получены на Чебоксарском электроаппаратном и других заводах. На Козловском деревообрабатывающем комбинате благодаря внедрению поточного метода в феврале 1944 года по сравнению с февралем 1943 года было достигнуто увеличение продукции на 307%, выработки на одного рабочего - на 272%, снижение затраты времени на произведение одной единицы продукции на 45%, себестоимости продукции почти наполовину, намного улучшилось качество.
В постановлении пленума Чувашского обкома ВКП(б) от 18 июня 1944 года о работе промышленности и транспорта были поставлены такие задачи: «Широко внедрять сдельную оплату труда, массовое развертывание технической учебы, рационализации и изобретений, оснащение станков различными приспособлениями, улучшение инструментального хозяйства, внедрение малой механизации, особенно на погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке сырья и топлива. Эти источники и рычаги должны быть полностью использованы для решения основной задачи - с меньшим количеством рабочих непрерывно увеличивать выпуск продукции».
Труженики промышленных предприятий Чувашии обеспечивали фронт необходимой продукцией и одновременно развивали индустриальный потенциал республики. В докладе Председателя СНК ЧАССР А. М .Матвеева на юбилейной сессии Верховного Совета ЧАССР 7 июля 1945 г. отмечалось: «За годы Отечественной войны в Чувашии возник ряд новых отраслей промышленности, работающих на дело обороны. Валовая продукция крупной промышленности в 1944 году по сравнению с 1939 годом выросла в 23 раза – в основном за счет новых отраслей промышленности, возникших за годы Отечественной войны».
В условиях, когда пришлось срочно и коренным образом перестраивать производство на выпуск новых видов продукции, при острой нехватке оборудования, техники, материалов, специалистов и кадровых рабочих, ушедших добровольцами на фронт или мобилизованных в армию, предприятия всех отраслей промышленности Чувашии выпускали необходимую для фронта продукцию, перевыполняли производственные планы, одновременно развивали и технически совершенствовали производство.
Таким образом, за годы войны Чувашия превратилась в индустриально-аграрную республику с многоотраслевой экономикой, современными промышленными предприятиями, разветвленной производственной инфраструктурой. Была создана основа для ее успешного развития в послевоенный период. Война стала для республики не только мобилизационным, но и модернизационным фактором, способствовавшим глубоким качественным преобразованиям в социально-экономической сфере.
В трудовом подвиге убедительно раскрылись лучшие качества работников промышленности Советской Чувашии: горячая любовь к Родине, высокое понимание общенародных, общегосударственных интересов, трудолюбие и настойчивость в достижении поставленных задач, самоотверженность во имя высшей цели – свободы Родины и счастья народа.
Сухова Елена Васильевна, кандидат исторических наук, профессор,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе филиала
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г. Чебоксары
заместитель директора по учебно-воспитательной работе филиала
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического
университета в г. Чебоксары
Просмотров всего 12,849, сегодня 5 |
Обновлено 10.05.2017 11:04:17 Статью прислал - Елена Сухова Источник: http://rk4yyy.ru/articl ... 015-02-20-17-05-04.html |
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии