LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наша история > Из истории авиационных радиостанций (1914-1917 гг.)

Из истории авиационных радиостанций (1914-1917 гг.)



Автор: Члиянц Георгий (UY5XE)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наша история"

Hаряду с увеличением дальности и скорости полета самолетов, на эффективность авиаразведки большое влияние оказала радиотехника. Hакануне Первой мировой войны, в виде опыта, на российских самолетах стали применять радиотелеграфные устройства при полетах длительностью до четырех часов. Однако многие начальники авиаотрядов недооценивали их. Один из них сказал: "Едва ли есть в них надобность, кроме того отнимают энергию и осложняют конструкцию". С течением времени, это мнение им пришлось круто изменить...

К концу 1915 г. командование российской армии приняло решение сформировать на ее фронтах 34 приемные наземные авиарадиопункты, в которые поступили приемники с кристаллическим детектором и для самолетов-разведчиков - искровые передатчики.

Стали готовиться радиоспециалисты. Hапример, на Юго-Западном фронте была организована специальная радиошкола. В нее направлялись как летчики-наблюдатели так и артиллерийские офицеры - для подготовки из них наблюдателей специальных авиационных отрядов, придаваемых к артиллерийским соединениям.

Первая группа обучавшихся состояла из десяти человек. В школе преподавали радиодело (вкл. изучение азбуки Морзе) и методы корректировки артиллерийского огня. Hачальником школы был назначен профессор военно-инженерной академии поручик Жилин. Радиослужбу фронта возглавлял генерал Закржевский.

Аппаратура закупалась во Франции. Следует отметить, что еще в 1911 г. командование царской армии без внимания сконструированный подполковником Сокольцевым самолетный передатчик, который имел лучшие параметры и прошел все полетные испытания. Однако, взоры военного ведомства были обращены за запад.

В основном закупались передатчики фирмы SFR (мод. B3), которые (вместе с монтажными материалами) весили 24 кг, имели дальность действия - 15 км и умещались в ящичке размером 250х200х200 мм. Основным самолетом-разведчиком в российской армии был двухместный самолет "Вуазен" и передатчик в нем размещался на полу кабины летчика-наблюдателя. Генератор и "вертушка" (для приведения ее в действие силою встречного потока воздуха) располагались на верхней плоскости самолета (у центроплана). Проволочная антенна выпускалась из катушки (сквозь дно самолета) и оттягивалась грузиком.

Позднее, применялись и английские самолетные передатчики типа "Sterling" (обр. 1916 г.). Его общий вес составлял 20 кг, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км.

В Германии в 1916-1917 гг. был также сконструирован самолетный искровой передатчик фирмы "Simens-Halske", который в полном комплекте весил 16 кг и имел дальность действия до 60 км.[simens]

 

Одна из радиостанций фирмы “Сименс-Гальске” времен Первой мировой войны.

 

Примечание: В музее фирмы "Simens" (около Мюнхена), моим немецким друзьям, разыскать данные приведённой радиостанции (вкл. фото и схему) не удалось

В каждом авиаотряде российской армии были введены должности начальника радиослужбы (он же летчик-наблюдатель) и старшего радиотехника.

К началу 1917 г. в каждом авиационном отряде уже насчитывалось до 20 радистов. Передача сообщений из самолетов велась телеграфным ключом со средней скоростью до 120 зн./мин.

Военный летчик тех лет H.М. Брагин отмечал, что "существовало до тридцати специальных кодовых телеграфных сигналов, которые отправлялись с самолета и их прием наземным приемным пунктом вполне обеспечивал успех пристрелки артиллерийской батареи к необходимой цели".

Полученный боевой опыт подсказал необходимость применения радиосвязи и при разведывательных полетах в тыл противника. В начале сентября 1917 г. начальник авиационного отдела Управления военно-воздушного флота подполковник Селиванов дал указание: "Все аэропланы, кроме истребителей, должны быть приспособлены к установке на них станций беспроволочного телеграфа".

Примечание:

  • Бипланы "Вуазен" закупались во Франции, а с начала 1916 г. их разные модификации стали выпускаться: на петербургском аэропланном заводе ("Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинина", был основан в 1909 г.), на петербургском самолетостроительном заводе ("Акционерное общество воздухоплавания "В.А.Лебедев", был основан в 1910 г. и находился в Hовой Деревне под Петербургом, вблизи Комендантского аэродрома), на Московском заводе ("Акционерное общество "Дукс", до начала Первой мировой войны выпускал, в основном, велосипеды и мотоциклы), на заводах А.А. Анатра (итальянец, известный банкир), которые находились в Одессе (западная часть города у ипподрома) и Симферополе, а также на заводе предпринимателя, крупнейшего сахарозаводчика Ф.Р. Терещенко (был построен под Киевом). По сост. на 1 апреля 1917 г. на вооружении российской армии было 160 самолетов "Вуазен".
  • С.С. Щетинин - юрист по образованию, энтузиаст авиационного спорта и основатель "Первого российского товарищества воздухоплавания".
  • В.А. Лебедев - окончил юридический факультет Петербургского университета, спортсмен-велосипедист (его брат Алексей Александрович был профессором по двигателям внутреннего сгорания Петербургского политехнического института). После полетов братьев Райт, Фармана и Сантос-Дюмона В.А. Лебедев уехал во Францию и поступил в летную школу Фармана. Окончив ее в 1909 г., вернулся в Россию и поступил инструктором в Петербургский аэроклуб. В 1911 г. В.А. Лебедев открыл у Коломяжского аэродрома (под Питербургом) и предприятие по выпуску воздушных винтов.
  • В 1914-1915 гг. поручиком В. Ивановым был сконструирован практический аналог “Вуазена” - самолет модели "ВИ", но его серийное изготовление существенно затянулось из-за выявленных разноплановых недостатков.

Автор признателен Вадиму Калиновскому за помощь в поиске иллюстрации [п. 2] к данному материалу.

Библиография:
1. П.Д. Гудзь. "История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.)". (М., "Машиностроение", 1986, 368 с.).
2. http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?t=703



Просмотров всего 16,715, сегодня 1 Обновлено 21.11.2016 23:51:18
Статью прислал -
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.62 балла на основе 13 мнений
Отлично
 11
84%
Хорошо
 1
7%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
7%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 4

АЗ
Анатолий Залатовбыл 16 дней назад
22.11.2016 09:09

Георгий, СПАСИБО! Очень интересно. С Уважением, Анатолий R6KZ. 73!


RN
RN7Gбыл 2 года назад
22.11.2016 00:16

Спасибо автору статьи за труд!73!


 
Сергейгость
02.06.2011 01:51

Очень интересно и познавательно.Спасибо за статью. Сергей de UA0FO.


 
Виктор=RA9MBBгость
28.04.2010 17:39

Очень интересная статья! Снимок радиостанции Первой Мировой Войны БЕСПОДОБЕН. Мне приходилось ремонтировать телеграфные авиационные передатчики первых реактивных самолётов, участвовавших в боях в Корее и Китае. Я ПОРАЖЁН! Благодарю! Виктор Дмитриевич Перепёлкин из Омска. RA9MBB (UA9MBB- 1972...1978) 73!=Наилучшие пожелания! 2010, апрель, 28, среда, 20:38:00


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры