Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Из истории авиационных радиостанций (1914-1917 гг.)
Автор: Члиянц Георгий (UY5XE)
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "Наша история" |
Hаряду с увеличением дальности и скорости полета самолетов, на эффективность авиаразведки большое влияние оказала радиотехника. Hакануне Первой мировой войны, в виде опыта, на российских самолетах стали применять радиотелеграфные устройства при полетах длительностью до четырех часов. Однако многие начальники авиаотрядов недооценивали их. Один из них сказал: "Едва ли есть в них надобность, кроме того отнимают энергию и осложняют конструкцию". С течением времени, это мнение им пришлось круто изменить...
К концу 1915 г. командование российской армии приняло решение сформировать на ее фронтах 34 приемные наземные авиарадиопункты, в которые поступили приемники с кристаллическим детектором и для самолетов-разведчиков - искровые передатчики.
Стали готовиться радиоспециалисты. Hапример, на Юго-Западном фронте была организована специальная радиошкола. В нее направлялись как летчики-наблюдатели так и артиллерийские офицеры - для подготовки из них наблюдателей специальных авиационных отрядов, придаваемых к артиллерийским соединениям.
Первая группа обучавшихся состояла из десяти человек. В школе преподавали радиодело (вкл. изучение азбуки Морзе) и методы корректировки артиллерийского огня. Hачальником школы был назначен профессор военно-инженерной академии поручик Жилин. Радиослужбу фронта возглавлял генерал Закржевский.
Аппаратура закупалась во Франции. Следует отметить, что еще в 1911 г. командование царской армии без внимания сконструированный подполковником Сокольцевым самолетный передатчик, который имел лучшие параметры и прошел все полетные испытания. Однако, взоры военного ведомства были обращены за запад.
В основном закупались передатчики фирмы SFR (мод. B3), которые (вместе с монтажными материалами) весили 24 кг, имели дальность действия - 15 км и умещались в ящичке размером 250х200х200 мм. Основным самолетом-разведчиком в российской армии был двухместный самолет "Вуазен" и передатчик в нем размещался на полу кабины летчика-наблюдателя. Генератор и "вертушка" (для приведения ее в действие силою встречного потока воздуха) располагались на верхней плоскости самолета (у центроплана). Проволочная антенна выпускалась из катушки (сквозь дно самолета) и оттягивалась грузиком.
Позднее, применялись и английские самолетные передатчики типа "Sterling" (обр. 1916 г.). Его общий вес составлял 20 кг, длина излучаемой волны составляла от 100 до 340 м, а дальность действия - до 30 км.
В Германии в 1916-1917 гг. был также сконструирован самолетный искровой передатчик фирмы "Simens-Halske", который в полном комплекте весил 16 кг и имел дальность действия до 60 км.[simens]
Одна из радиостанций фирмы “Сименс-Гальске” времен Первой мировой войны. |
Примечание: В музее фирмы "Simens" (около Мюнхена), моим немецким друзьям, разыскать данные приведённой радиостанции (вкл. фото и схему) не удалось
В каждом авиаотряде российской армии были введены должности начальника радиослужбы (он же летчик-наблюдатель) и старшего радиотехника.
К началу 1917 г. в каждом авиационном отряде уже насчитывалось до 20 радистов. Передача сообщений из самолетов велась телеграфным ключом со средней скоростью до 120 зн./мин.
Военный летчик тех лет H.М. Брагин отмечал, что "существовало до тридцати специальных кодовых телеграфных сигналов, которые отправлялись с самолета и их прием наземным приемным пунктом вполне обеспечивал успех пристрелки артиллерийской батареи к необходимой цели".
Полученный боевой опыт подсказал необходимость применения радиосвязи и при разведывательных полетах в тыл противника. В начале сентября 1917 г. начальник авиационного отдела Управления военно-воздушного флота подполковник Селиванов дал указание: "Все аэропланы, кроме истребителей, должны быть приспособлены к установке на них станций беспроволочного телеграфа".
Примечание:
- Бипланы "Вуазен" закупались во Франции, а с начала 1916 г. их разные модификации стали выпускаться: на петербургском аэропланном заводе ("Первое российское товарищество воздухоплавания С.С. Щетинина", был основан в 1909 г.), на петербургском самолетостроительном заводе ("Акционерное общество воздухоплавания "В.А.Лебедев", был основан в 1910 г. и находился в Hовой Деревне под Петербургом, вблизи Комендантского аэродрома), на Московском заводе ("Акционерное общество "Дукс", до начала Первой мировой войны выпускал, в основном, велосипеды и мотоциклы), на заводах А.А. Анатра (итальянец, известный банкир), которые находились в Одессе (западная часть города у ипподрома) и Симферополе, а также на заводе предпринимателя, крупнейшего сахарозаводчика Ф.Р. Терещенко (был построен под Киевом). По сост. на 1 апреля 1917 г. на вооружении российской армии было 160 самолетов "Вуазен".
- С.С. Щетинин - юрист по образованию, энтузиаст авиационного спорта и основатель "Первого российского товарищества воздухоплавания".
- В.А. Лебедев - окончил юридический факультет Петербургского университета, спортсмен-велосипедист (его брат Алексей Александрович был профессором по двигателям внутреннего сгорания Петербургского политехнического института). После полетов братьев Райт, Фармана и Сантос-Дюмона В.А. Лебедев уехал во Францию и поступил в летную школу Фармана. Окончив ее в 1909 г., вернулся в Россию и поступил инструктором в Петербургский аэроклуб. В 1911 г. В.А. Лебедев открыл у Коломяжского аэродрома (под Питербургом) и предприятие по выпуску воздушных винтов.
- В 1914-1915 гг. поручиком В. Ивановым был сконструирован практический аналог “Вуазена” - самолет модели "ВИ", но его серийное изготовление существенно затянулось из-за выявленных разноплановых недостатков.
Автор признателен Вадиму Калиновскому за помощь в поиске иллюстрации [п. 2] к данному материалу.
Библиография:
1. П.Д. Гудзь. "История воздухоплавания и авиации в России" (июль 1914 г. - октябрь 1917 г.)". (М., "Машиностроение", 1986, 368 с.).
2. http://rt20.mybb2.ru/viewtopic.php?t=703
Просмотров всего 16,715, сегодня 1 |
Обновлено 21.11.2016 23:51:18 Статью прислал - |
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Комментарии 4
Георгий, СПАСИБО! Очень интересно. С Уважением, Анатолий R6KZ. 73!
Спасибо автору статьи за труд!73!
Очень интересно и познавательно.Спасибо за статью. Сергей de UA0FO.
Очень интересная статья! Снимок радиостанции Первой Мировой Войны БЕСПОДОБЕН. Мне приходилось ремонтировать телеграфные авиационные передатчики первых реактивных самолётов, участвовавших в боях в Корее и Китае. Я ПОРАЖЁН! Благодарю! Виктор Дмитриевич Перепёлкин из Омска. RA9MBB (UA9MBB- 1972...1978) 73!=Наилучшие пожелания! 2010, апрель, 28, среда, 20:38:00