Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Радиоэкспедиция на маяк "Железный Рог"
Автор: Николай Безуглый RV6CU
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "DX-экспедиции" |
Маяк Железный Рог, RLE-067, ERU-310, Loc – KN85IC, расположен на берегу Черного моря в районе поселка Волна, RDA KR-55, Темрюкского района, Краснодарского края. Он долгое время оставался не активированным нашей командой, так как нас манили дальние и труднодоступные маяки, маяки Крыма. И в 2020 году мы планировали весенний выезд в Крым, для активации маяков Меганомский и Ялтинский. Как альпинистов манят непокоренные высокие горные вершины, так и для нас маяк Меганомский, который не покорился нам в 2019 году по причине того, что была размыта дорога на мыс Меганом весенними дождями. А маяк Ялтинский дразнит нас своей зактрытостью территории, так как он размещен на территории Ялтинского морского порта, на самой оконечности причальной стенки.
Мы командой провели большую подготовительную работу для активации маяков Крыма в 2020 году, но нашим планам не суждено сбыться из-за введенного карантина по COVID-2019. По этой причине было принято решение после снятия карантинных ограничений активировать маяк Железный Рог в период 14 - 17 июля 2020г. За десять дней до выезда была оповещена команда о сроках выезда. Размещено объявление на радиолюбительских сайтах, о предстоящей радиоэкспедиции. Проверено и подготовлено оборудование. Закуплены продукты питания. Анатолий UA6BQU подготовил всю кухонную утварь. Леонид R6DCU проработал маршрут движения команды, с тем, чтобы избежать задержки в дороге из-за пробок. Закуплен бензин для большого бензогенератора (6 КВт). Словом выполнен полный комплекс подготовительных работ каждым членом команды, согласно предварительной договоренности и штатному расписанию.
Для всех членов команды заказаны и изготовлены вымпелы.
А это оборотная сторона вымпела
И 14 июля в 10:00 команда опять в полном составе RV6CU – я, R6DCU – Леонид, RW6AON - Александр, R6CS - Сергей, R6DB - Виталий, и UA6BQU - Анатолий встретилась в точке сбора – кафе Саров в пригороде Славянска-на-Кубани. Традиционное место сбора команды RV6AWZ показано на треке звездочкой.
Очень удобное место сбора команды в кафе «Саров» на автодороге Славянск-на-Кубани – Темрюк. Так как в составе команды радиолюбители не только Славянского, но и Красноармейского и Приморско-Ахтарского районов. Не получается сегодня сформировать команду из радиолюбителей одного района, проблема общеизвестная, но тем ни менее о ней нельзя не сказать. Бедны мы стали радиолюбительским духом.
Вторая важная причина, кроме географической, это всегда теплый прием нашей команды владельцем кафе перед дальней дорогой с обязательным угощением бутербродами, пирожками с горячим чаем и кофе под уютными тенистыми навесами. Здесь отменное место для отдыха, особенно для членов команды, которые едут из Приморско-Ахтарска. И еще на постоянной основе хозяин всегда нам выделяет в поездку маринованное мясо для приготовления шашлыка. И в этот раз, как и ранее по традиции мы в полном составе в назначенное время у нашего гостеприимного владельца кафе Ваняна Ишхана Эдиковича.
Короткий эмоциональный, 10-ти минутный разговор, фото на память, быстрый перекус большими горячими пирожками с картошкой, капустой и кофе от хозяина кафе Саров и в путь. По заранее проложенному Леонидом R6DCU маршруту от места встречи до маяка Железный Рог было чуть более 150 км и потому, объезжая пробки мы были на месте у цели в 14 часов.
Маяк Железный Рог является объектом министерства обороны РФ. Построен в 1936 году, на мысе с одноименным названием. Сам мыс получил название из-за больших залежей железной руды, выходящих на поверхность у самой кромки моря в виде мощных пластов. Здесь концентрация железа в руде достигает до 32% . С давних времен по 1932 год здесь добывали руду простым собиранием по берегу и на мелководье отколовшиеся от пластов куски железняка и отправляли его на сталеплавильное производство. Решением Краснодарского крайисполкома с
14 июля 1988 года мыс Железный Рог и прилегающая территория общей площадью 19316га. является памятником природы краевого значения.
Высота мыса над уровнем моря составляет 65 метров.
Маяк Железный Рог расположен на самой высокой точке мыса у кромки обрыва. Высота огня - фокальная плоскость 75 метров (246 футов).
Огонь – изофазный, белого цвета, проблесковый, каждые 3 секунды (1,5 секунды - свет; 1,5 секунды - тьма). Башня маяка квадратная скелетная, окрашенная в черный цвет, с галереей и трапециевидным дневным ориентиром чёрного цвета.
Видимость огня - 22 морские мили.
Координаты: 45°6'40"N 36°44'22"E
Мыс Железный Рог, на котором установлен одноименный маяк, встретил нас недружелюбно. От палящего солнца везде в округе трава выгорела до коричневого цвета, земля покрылась сетью трещин шириной до 5 см. В километровой округе не просматривалось ни одной рощицы, где можно было бы укрыться от палящего солнца.
В земле просматривалась масса нор, напоминающих змеиные. И только изредка доносящееся редкое пение птиц напоминало нам, что здесь живая территория. Но как оказалось позже, здесь живут не только птицы. После получасового блуждания по мысу в поисках удобной площадки, пришли к единому мнению разместить рабочие позиции на вытоптанной автомашинами туристов смотровой площадке у обрыва. Здесь же рядом имелся единственный искусственный спуск к морю, который в давние времена был построен собирателями железной руды.
Несколько настораживала близость вышки сотовой связи с работающим оборудованием. Но страх от встречи с ползучими гадами взял верх, и мы решили пренебречь возможными помехами от сотового оборудования. Но как оказалось в последующем, наши опасения были напрасными. Никаких помех от сотовой связи не исходило.
Перекусив домашними заготовками, мы активно занялись установкой палаток, оборудования и антенн. В первую очередь определили центр нашей позиции, где установили трехфазный бензогенератор (6 Квт.) и развели силовые кабеля питания на каждое рабочее место по отдельной фазе. И тут же запустили генератор для проверки его на работоспособность.
Но не прошло и пяти минут как наш «богатырь» снизил обороты, сердито зачихал, а вскоре и совсем перестал дышать. Для поддержания жизни в лагере, на время ремонта основного генератора мы запустили резервный генератор, мощностью 2,5 Квт. Было понимание, что резерв нас не спасет, так как на трех рабочих местах, было по солидному помощнику на ГУ-74Б. И поэтому вся команда дружно приступила лечить главную энергоустановку. Возня продолжалась около часа в поисках причины. При этом все члены команды по очереди попробовали, какой на вкус бензин, пытаясь продуть систему подачи топлива от бака до карбюратора. Но эта процедура помогла ненадолго. Пришлось полностью разобрать карбюратор промыть, продуть, очистить порядочно забитые жиклеры и только после этого генератор задышал полной грудью. И в таком ритме он благополучно отработал до конца экспедиции, только изредка останавливаясь для пополнения бака бензином.
После установки палаток все дружно приступили к установке антенны XL-222 Master Yagi by RV3MA на рабочей позиции Сергея R6CS.
Поднимали антенну в собранном виде методом падающей стрелы. После подъема антенны проверили ее параметры, они оказались чуть ниже по частоте, да и КСВ в пределах 1,5 нас не устраивало. Пришлось еще раз опустить антенну, укоротить элементы и антенна на всех трех диапазонах имела удобоваримые показатели, в средине всех диапазонов. Для достойной антенны на выезды Сергей приобрел 12 метровую составную мачту от приводной авиационной радиостанции ПАР-8. Для вращения антенны по азимуту нижнее колено мачты Сергей вмонтировал редуктор с ручным приводом, так же от какой-то военной техники. Этот редуктор позволяет легким движением руки задать нужное направление антенне. Для удержания антенны в вертикальном положении использовали четыре штатных кола длиной 1,2 метра и толстые рыбацкие капроновые фалы. Но важнейшим инструментом направленной антенны XL-222 была десятикилограммовая кувалда. Для гарантированного успеха Сергей прихватил с собой еще и запасную аналогичную кувалду. У коллег появился резонный вопрос к Сергею, а зачем тебе две кувалды. Ответ был убедительным до безумия, как и сама кувалда, «а вдруг сломается первая». Но у меня есть еще и третья – маленькая. Оказывается все просто. Залог успеха радиоэкспедиции кроется в двойном резервировании всегоимущества, включая и кувалды. Hi Hi.
Более подробно подъем антенны показан в видеоролике, ссылка на который в конце статьи.
После подъема антенны Сергей R6CS вместе со своим дублером Виталием RD6B установил в палатке оборудование IC-756pro3, PA-800wt на ГУ-74 и приступил к активному тестированию оборудования в CW & SSB. При появлении нашего сигнала RV6AWZ/p тут же появилась некая активность, но минут через 30-40 все кто были на диапазоне, отработали и образовывалась пауза. Тогда к работе приступил Виталий в SSB. У него аналогично минут через 30-40 пайлап рассасывался и опять тишина. Вот так малыми перебежками работала первая позиция - наша «тяжелая артиллерия»
Сергей Чернышов R6CS разгребает пайлап в CW на 14 МГц.
А когда караул устал, за дело берется молодые часовые эфира.
Виталий R6DB в SSB на 14 МГц
А тем временем Леонид R6DCU и Александр RW6AON приступила к сборке антенны Hy-Gain AV-640.
И опять никак без такого важнейшего инструмента как кувалда.
Но это самая маленькая и нужна она для забивания колышков палатки и для оттяжек легких антенн. А колья у нас как для палаток, так и для легких антенн не стандартные - изготовлены они из арматуры. Их ручками в землю не воткнешь, особенно если площадка каменистая. По другому никак нельзя, в противном случае спонтанно возникающими порывами ветра может унести наши антенны и палатки,. Особенно это актуально и опасно у моря на открытой местности.
Вскоре была собрана палатка Александра для жилья, и шатер под рабочую позицию. Леонид R6DCU развернул свое рабочее место в просторном шатре, исключительно для FT-8. Это трансивер Yaesu FT450D с четырьмя дополнительными вентиляторами охлаждения, интерфейс Unicom-Part-2, УМ на ГУ-74 и прочее вспомогательное оборудование.
Вот ожило и второе рабочее место в цифре на ВЧ диапазонах. Параллельно мы с Анатолием UA6BQU разворачиваем свои рабочие позиции.
Анатолий установил свою антенну GP на 7 и 14 МГц. По просьбе наших читателей-коллег размещаю ссылку на его антенну.
В шэке Анатолий разместил трансивер FT-840, УМ на 700 ватт и прочее вспомогательное оборудование, среди которого была и новинка. Это маленький цифровой магнитофон собственного производства для записи и последующего включения авто CQ. Это очень хороший помощник для прокручивания общего вызова в период неустойчивого прохождения. Среди прочего радиооборудования на переднем плане на фото просматривается и холодильничек для личных «секретных» припасов.
А это мое рабочее место. Здесь по прежнему Elеrcraft K3/100F, КСВ-метр SX2000, ноутбук, интерфейс Unicom Dual и блок питания собственного изготовления. Антенна 1/2L с согласующей линией и IV на 3,5 и 7 МГц.
Вот так выглядела рабочая позиция моя, Анатолия и Леонида.
К вечеру все рабочие позиции были готовы. Проведены пробные радиосвязи, все работало отлично. На радость команде Сергей – R6CS выгрузил из своего авто и подключил бытовой холодильник. У всех членов команды заблестели глаза от предвкушения постоянно иметь в холодильничке холодную воду. И в самом деле, холодильник нас не подвел. Служил верой и правдой, сохраняя наши заготовленные продуктовые припасы и питьевую воду.
Приближающийся закат напомнил нам о том, что пора и поужинать. За ужином мы поделились первыми впечатлениями о прохождении, работе аппаратуры и антенн.
Еще раз определились по закреплению диапазонов за каждым рабочей позицией.
За бурными эмоциональными разговорами мы не заметили, как к нам пожаловали гости «рыжая кумушка лиса». В ущерб своей безопасности лиса приблизилась к палаткам на близкое расстояние, выказывая свое огромное желание поужинать вместе с нами. Мы оправдали ее надежды, и все по очереди начали угощать её остатками еды. Когда лиса наполнила свою утробу, начала методично уносить остатки еды куда-то в свое укромное местечко.
Утром, 15 июля движение в лагере началось с 10 часов. Сказалась усталость от дороги и напряженной работы по установке рабочих позиций. Солнце висело уже высоко. Весело трещали птички, На море просматривался легкий бриз. А вокруг нашего лагеря в поисках остатков еды шныряла всё та же лиса. Похоже жизнь у нее не очень из-за скудности пищевого рациона. Об этом говорила ее облезлая шуба и торчащие ребра.
Перекусив домашними продовольственными заготовками с горячим кофе, мы разбрелись по своим рабочим местам. Как всегда активность началась на 7 МГц. После первой сотни связей прохождение на 40 метрах ухудшилось и Анатолий начал активно использовать свой цифровой магнитофон, время от времени включая авто CQ. А вскоре и вовсе приостановил свою работу из-за резкого ухудшения прохождения. В это время активно начала работать первая позиция на 14 МГц. поочередно в CW и SSB. Я также начал свою работу в PSK. В очередной раз хочу отметить о том, что в эфире в PSK было крайне мало Российских радиолюбителей. В основном в PSK присутствовали станции из Европы. Да и то их было крайне мало, а сигналы были слабыми. Полагаю и мой сигнал в Европе был слабым, поэтому я принял решение увеличить мощность.
Невзирая на некие огорчения от взаимных помех и не совсем устойчивое прохождение, все четыре рабочих позиции продолжали активно работать в эфире. Сергей с Виталием поочередно работали на 14 МГц, Леони д в FT-8 на 21-28 МГц, Анатолий продолжал поочередно с Александром работать на 7 МГц. Все шло по расписанию. Солнце заняло устойчивую позицию в зените. Олег приступил к приготовлению традиционного шашлыка от нашего спонсора. И тут вдруг с широко открытыми глазами прибежал в наше расположение с первой позиции Виталий с тревожной вестью. Под машиной Сергея Чернышова, в непосредственной близости от палатки лежит большая змея, ну очень большая, не менее метра. А еще на раскладушке под спальником обнаружилась сколопендра длиной более 20 сантиметров. Словом если будете идти к нам, будьте осторожны, смотрите под ноги. После этой неожиданной информации резко у всех отпало желание ходить на первую рабочую позицию напрямую по траве. Теперь все движение от позиции к позиции проходило только по наезженным автомобильным колеям.
Александр также перестал фотографировать бабочек и стрекоз в траве, лишь ограничился фотографированием шляющейся вокруг лагеря хитрой лисы, которой он посвятил полноразмерный видеоролик.
По расписанию прозвучала команда «к столу». Все в эфире замерло, и мы приступили к обеденной трапезе. За обедом в очередной раз обменялись впечатлением от проделанной работы. Несколько огорчало низкая активность Российских любительских радиостанций. И для того чтобы расширить охват диапазонов в CW Сергей предложил подключить к его рабочей позиции GP Анатолия на 7 МГц.
При этом расстояние от палатки Сергея до антенны Анатолия составляло порядка 160-170 метров. Возникло сомнение, а хватит у нас кабелей для того, чтобы нарастить вставку. После обеда, собрали имеющиеся кабеля переходники и подключили позицию Сергея к GP на 7 МГц. Все получилось отменно. Теперь и на сороковке зазвучал позывной RV6AWZ/p в CW. Пока первая позиция работала на 7 МГц, я интенсивно возобновил работу в PSK на двадцатке. И где-то, через час постоянного авто CQ у меня случилось ЧП. Перегрелся самодельный блок питания. Краем глаза я заметил, как на индикаторе напряжения в БП мелькнуло 22,5 вольта. В моем Elecraft K3/100 что-то два раза щелкнуло, и потемнел дисплей трансивера. В голове мелькнула мысль «ВСЕЁ ПРОПАЛО» и навсегда.
Посидев, какое-то время в оцепенении от случившегося, я отключил сгоревший БП, а вместо него подключил аккумулятор, и тут же в трансивере выбила тепловая защита. В голове мелькнула мысль, что сгорело всё и основательно. Не своим голосом я позвал Анатолия UA6BQU на помощь и поделился с ним случившимся горем, так как он имеет богатый опыт в ремонте средств связи. Занимается этим промыслом всю свою сознательную жизнь. Еще во время срочной службы на флоте ему было поручено ремонтировать флотские средства связи. По этой причине в сложившейся ситуации его мнение для меня было очень важным.
Анатолий спокойным голосом предложил мне произвести «вскрытие больного Elecrafta», а сам отправился в свой шэк за паяльником и прибором. Через несколько минут подтянулись и остальные члены команды посмотреть на аварию, посочувствовать и разделить мое горе. Посыпались всевозможные рекомендации, а Анатолий настаивал, вскрывай. Дрожащими руками я снял верхнюю крышку, ничего не было видно. Анатолий прибором прозвонил цепь питания в трансивере. Просматривалось явное КЗ, из-за которого выбивал тепловой предохранитель. Сняли блок усилителя и на ней увидели зоркие глаза Анатолия треснувший мощный диод. Аккуратно выпаяли его. Это оказался защитный диод BZW50-15. На помощь пришел господин Google, который подсказал, что назначение таких диодов, защитить схему от превышения напряжения свыше 15 вольт, что и случилось в данном случае. При достижении уровня напряжения 22,5 вольта диод пробил и закоротил цепь питания. При этом и сработала тепловая защита. Простым методом. удалив защитный диод мы все поставили на место и опять произвели проверку. Снова выбивала тепловая защита, опять прибор показывал КЗ. Было все также плохо. Опять все разобрали, сняли усилитель мощности и боковую крышку, для поиска неисправности. И опять Анатолий заметил своим профессиональным глазом под платой автотюнера также разрушенный защитный диод BZW50-15. И его выпаял Анатолий, и опять провели приборную проверку. На этот раз прибор успокоился и успокоил нашу нервную систему.
КЗ не было, полегчало и мне. После сборки трансивера, Анатолий волевым голосом пробасил, подключай. Я подключил трансивер к аккумулятору и о чудо, мой Elecraft задышал ровно. Как будто и не было тяжелой операции в полевых условиях. Анатолий похлопал меня по плечу и сказал, продолжай работу, все будет хорошо. Вот так я без защиты продолжил работу на аккумуляторе. А для его подзарядки попросил у Александра RW6AON его блок питания AMERITRON. Вот в таком режиме я отработал в PSK до 16 часов. Активность на диапазоне ну никуда и мой добрый сосед предложил мне готовиться к переходу на 80-ти метровый диапазон. Пригласив в помощники Олега и Александра, мы поочередно начали забрасывать веревку на близь стоящий электрический столб для установки IV на 20-40-80 метров. Надо отметить не сразу у нас получилось забросить лоссо. Каждый проверил себя на ловкость, но длинный Анатолий опять оказался самым ловким. И что бы я делал без такого коллеги. Мои 35 метров кабеля 8D-FB оказалось не достаточно. Анатолий предложил свой приличный кусок 50-тиомного кабеля, а Александр принес «бочоночек» - переходник для соединения кабелей. И с наступлением сумерек я перешел в SSB на 80-ти метровый диапазон. Здесь все как обычно на 80 метрах. Отработав час в эфире, я передал микрофон Виталию, а сам вышел полюбоваться окрестностями в ночи.
На небе ни облачка, как ни странно а нет комаров, и потому, наверное все окружающее воспринимается по иному, более романтично. Вдалеке просматривался зеленый луч Кыз-Аульского маяка. Вторил ему белый свет от маяка Железный Рог. Весь горизонт в сторону Керченского пролива был залит светом от Таманского торгового порта и стоящих на рейде кораблей. И только где то далеко внизу шуршали волны о каменистый берег выступающего в море мыса Железный Рог.
Второй день нашего пребывания прошел в аналогичном рабочем режиме, и без происшествии. Единственно чем отличался второй день от первого, так это на обед была приготовлена наваристая картошка с мясом. Надо отметить под воздействием солнца и сытного обеда мы позволили себе маленькую слабость и поочередно, двумя партиями отправились по крутому спуску к морю ознакомиться с окрестностями и искупаться. В основной свое массе весь берег усыпан разнокалиберными обломками осыпающегося высокого обрыва. Но нам удалось в некотором удалении от спуска найти небольшой участок берега с приятным желтым песочком. Но как в камнях, так и в песчаном пляже выпирали пласты железняка темно-коричневого цвета. Я позволил себе взять маленький обломок из пласта железняка на память о пребывании в столь интересном и незабываемом месте, где залежи железной руды с высочайшим содержанием железа выходят на поверхность.
Сейчас этот кусочек, представитель мыса Железный Рог лежит у меня на рабочем столе у трансивера.
Вода в море была теплая и чистая, что здорово подняло боевой дух и настроение команды. И невзирая на довольно крутой подъем к нашему лагерю, обратная дорога была менее утомительна. Чувствовался прилив сил, открылось второе дыхание. Все четыре рабочих позиции продолжили активную работу в эфире до закрытия прохождения. И лишь Виталий продолжал работать на 80-тиметровом диапазоне до тех пор, пока не закончился бензин в баке бензогенератора.
Ранним утром, 17 июля все члены команды приступили к сворачиванию рабочих позиций. На сборы ушло значительно меньше времени, ведь как ни как, а домой собираемся. И когда было загружено все имущество. Еще раз прошли по территории, собрали остатки случайно унесенного ветром мусора, как нашего, так и чужого. Не забыли и о нашей рыжей гостье, оставили ей приличные запасы продовольствия. Привели себя в порядок и отправились к маяку для фотографирования команды на память.
Фото команды RV6AWZ у маяка Железный Рог в день отъезда.
Маршрут домой был проложен по давно проверенной нами автодороге от Крымского моста через хутор Белый - г.Темрюк - г.Славянск-на-Кубани. Все члены команды добрались домой без приключений.
По завершению экспедиций Александр RW6AON изготовил видеоролик, и разместил его в ok.ru. youtube.com, на сайте robinsons.ru и в других социальных сетях.
За два дня командой проведено 2024 QSO в SSB, CW, PSK & FT-8 на всех диапазонах, кроме 160 метров. Спасибо всем нашим корреспондентам, проявившим интерес к дипломной программе RLHS клуба Русский Робинзон «Маяки России». Условия дипломной программы выложены здесь.
Спасибо ВСЕМ кто нас звал, приносим извинения тем, кому не смогли ответить!
Спасибо всем членам команды RV6AWZ за дружную организованную командную работу. Особые слова благодарности нашим спонсорам, Волкову Никифору Александровичу за изготовление вымпелов, Ваняну Ишхану Эдиковичу за теплый прием команды и материальную помощь , Осатрян Давиду Тадеушевичу за обеспечение команды хлебо-булочными изделиями.
Уважаемые читатели спасибо и вам за ваш интерес к нашей радиоэкспедиции.
Вдвойне признателен буду за ваши отзывы, ваши критические замечания, предложения и пожелания.
А мы будем готовиться к очередной радиоэкспедиции на маяк Анапский.
До встречи в эфире
Всем 73!
Николай Безуглый
RV6CU
Просмотров всего 11,749, сегодня 5 |
Обновлено 26.10.2020 19:44:37 Статью прислал - Николай Безуглый RV6CU |
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Комментарии 2
Сергей спасибо за ваш интерес и комментарий к моей статье. Это моя десятая статья на сайте QRZ.RU и надо отметить что чрезвычайно мало отзывов оставляют наши коллеги читатели. Отсюда и у меня складывается двоякое ощущение. А нужно ли все это кому либо. Хотелось бы знать также и что более интересно читателю, какие есть вопросы. Ан нет, ни отзывов ни вопросов. А опыт кое какой за плечами есть, активировал с командой 28 маяков Азово-Черноморского бассейна и бывало разное. а по сиему и пишу, может кому сгодится наш опыт. Может кого и зацепит, может чуть больше появится экспедиционеров и соответственно более активнее будет работа в эфире.
Великолепно!Хотелось бы больше статей о таких экспедициях,Я с друзьями ежегодно выезжаем в поля находим точку повыше и ставим по несколько эл,+беверидж,R9VM