Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Юбилей Российского Телевидения
Автор: Леонид Чирков
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "История телевидения" |
Леонид Чирков
Текущий 1998 год богат на юбилеи, имеющие прямое отношение к телевизионному вещанию. Журнал планирует достаточно полное освещение этих событий, определивших поворотные моменты истории российского телевизионного вещания. Первую публикацию мы посвящаем 60-летию двух первых российских телецентров в Москве и в Ленинграде. Это - юбилей самого телевидения России.
За "механистов" голосовали авторитет первопроходцев и повышенное внимание общественности, всегда принадлежащее действующим системам, а не кабинетным схемам. Но будущего у механического телевидения не было - ведь электронные системы стартовали там, где ресурсы "механического" развития были почти исчерпаны. Каждая добавленная строка означала чудовищную прибавку по массе, размерам и энергопотреблению. Эти определяющие "механические" параметры приблизительно пропорциональны кубу диаметра диска Нипкова или зеркального винта - основных развертывающих устройств механических систем. Преимущество полностью электронных систем телевидения, открывших путь к впечатляющему прогрессу, скрыто в "невесомости" электрона. Рост числа строк не препятствовал миниатюризации аппаратуры, что стало ведущей линией прогресса на многие десятилетия.
Телевизионное вещание появилось почти одновременно во многих развитых странах на базе оптико-механической системы. Произошло это между 1929 и 1931 годами. В СССР переход от эфирных опытов к официально утвержденному регулярному телевизионному вещанию приходится на конец апреля 1931 г. Оптико-механическая система телевидения выполнила важную миссию первооткрывателя и помогла преодолеть психологический барьер, типичный в любом большом деле при переходе от бесконечных лабораторных доводок к промышленному освоению.
Оптико-механическое вещание у нас и за рубежом велось по "минимальному" варианту ТВ разложения: 30 строк в растре и 12,5 кадров в секунду, хотя к открытию вещания уже были опробованы системы с большим числом строк. Так, у нас к началу вещания Я..А.Рыфтин доложил о 60-строчной системе, затем 90- и 180-строчной системах. Его группа разработчиков была способна и на большее. Дело тормозила неготовность связи к передаче в эфир широкополосных сигналов высокочастотных диапазонов. Это же сдерживало и освоение электронных систем, принципиально многострочных.
Надо сказать, что серьезных заказчиков на высокочастотные широкополосные эфирные системы к тому времени набралось очень много. Существовал большой "социальный заказ", и к середине 30-х годов по многим принципиальным позициям он был выполнен. Была открыта прямая дорога к электронным системам телевизионного вещания. Но почему именно к электронным, если уже освоенная оптико-механическая система предлагала не менее многострочное телевидение? За этим вопросом скрывается недолгое, но полное драм противостояние "механистов" и "электриков". Уродливые формы доносов и оргвыводов оно приняло у нас. В итоге такой "деятельности" были выведены "за скобки" многие выдающиеся специалисты и разработки.
За "механистов" голосовали авторитет первопроходцев и повышенное внимание общественности, всегда принадлежащее действующим системам, а не кабинетным схемам. Но будущего у механического телевидения не было - ведь электронные системы стартовали там, где ресурсы "механического" развития были почти исчерпаны. Каждая добавленная строка означала чудовищную прибавку по массе, размерам и энергопотреблению. Эти определяющие "механические" параметры приблизительно пропорциональны кубу диаметра диска Нипкова или зеркального винта - основных развертывающих устройств механических систем. Преимущество полностью электронных систем телевидения, открывших путь к впечатляющему прогрессу, скрыто в "невесомости" электрона. Рост числа строк не препятствовал миниатюризации аппаратуры, что стало ведущей линией прогресса на многие десятилетия.
Русский след
Первыми исследователями электронного телевидения являются Кембелл-Свинтон, вклад которого в Англии, как ни странно, менее признан, чем у нас, и российский ученый Б.Л.Розинг. Последний в 1911 г. провел в Санкт-Петербурге публичную демонстрацию электронного воспроизведения ТВ изображений - впервые в мире! Именно в лаборатории Розинга приобрел начальный "телевизионный" опыт муромчанин В.К.Зворыкин, который уже как американский ученый стал признанным создателем первой практической электронной системы телевидения. Эта работа была выполнена им в Радиокорпорации Америки (всемирно известная RCA), которая была основана и многие годы возглавлялась также бывшим россиянином Давидом Сарновым. В группу Зворыкина входил еще один "наш человек" - Н.Г.Оглоблинский.
Но вернемся на родину. Для реализации электронной системы первостепенное значение имело создание передающей и приемной электронно-лучевых трубок. Пожалуй, первый прорыв в этом направлении сделал Б.П.Грабовский, который еще в 1925 г. спроектировал систему с передающей и приемной электронно-лучевыми трубками, заметно опередив отечественных и зарубежных ученых. Изобретатель назвал эту систему "радиотелефотом". Система содержала также усилители на электронных лампах, генераторы развертывающих напряжений, устройства синхронизации, по основополагающим идеям близкие к современным схемам. К сожалению, история этого изобретения содержит много неясных моментов, вероятно, указывающих на эффективную оппозицию. Это и ничтожные суммы финансирования работ, и короткие сроки исполнения. Удачной для оппонентов оказалась "потеря" комплекта оборудования радиотелефота железной дорогой, осуществлявшей транспортировку аппаратуры из Ташкента в Москву для завершающих испытаний.
Приоритет в изобретении фотоэлектронного умножителя (1930 г.) - прибора, игравшего важнейшую роль в ядерной физике, космонавтике и в других направлениях науки и техники, - принадлежит нашему соотечественнику Л.А.Кубецкому. В основу работы фотоумножителя легли внешний фотоэффект и вторичная эмиссия электронов, которую изобретатель первым использовал для электронного усиления сигналов. Это решение несколько лет спустя легло в основу секций переноса и усиления изображений супериконоскопов и суперортиконов - передающих электронно-лучевых трубок, исправно служивших телевидению многие годы. Важнейший для телевидения принцип накопления зарядов впервые был четко сформулирован А.П.Константиновым и реализован в конструкции передающей трубки, на которую было выдано авторское свидетельство. К сожалению, творческая жизнь этого талантливого ученого и изобретателя была короткой. В 1937 г. он был репрессирован, а в 1938 г. умер.
С.И.Катаев - патриарх отечественной телевизионной науки - уже в первых своих работах заявил не только о безусловной приверженности электронным методам, но и высказал ряд основополагающих идей. В 1929 г., изучая проблему электронного воспроизведения изображений, он подверг резкой критике электронно-лучевые трубки с газовой фокусировкой и обосновал перспективность кинескопов с магнитной системой управления электронным лучом. Эта позиция молодого ученого была оценена как весьма дерзкая, поскольку большинство специалистов у нас и за рубежом отдавали предпочтение "газовому" варианту. Идеи Катаева вскоре (1933 г.) были реализованы в первых отечественных серийных кинескопах. В сентябре 1931 г. С.И.Катаев заявил об изобретении передающей электронно-лучевой трубки с трехслойной мишенью. В ее конструкции получили дальнейшее развитие идеи Константинова о накоплении и коммутации зарядов, а также выявлена важная роль вторичной эмиссии. Речь фактически шла об иконоскопе. Первые технологии производства отечественных передающих ЭЛТ опирались на трубку Катаева. Их мелкосерийное производство было освоено уже в 1933 г. В 1934 г. Катаев формулирует идею малокадрового телевидения, впоследствии игравшую важнейшую роль в космических экспериментах.
В том же 1933 году два Павла Васильевича - Шмаков и Тимофеев - предложили использовать в передающих трубках секцию электронного переноса и усиления изображений. Такое решение позволило резко повысить световую чувствительность трубок. Так впервые была проложена дорога к супериконоскопу, фактически, и к суперортикону.
Одним из самых удачливых и оригинально мыслящих изобретателей в отечественном телевидении был Г.В.Брауде. Он, в частности, заявил электронно-лучевую трубку, которую можно считать прообразом ортикона. В 1934 г. он удивил статотроном - трубкой, мишенью в которой была металлическая нить с фоточувствительным покрытием. Это первое телевизионное устройство с однострочной разверткой и, главное, первое, в котором не применялось сканирование. Развертка и считывание сигнала осуществлялись за счет внутренних процессов в мишени. Статотрон использовался в телекинопроекторах и был в довоенную эпоху телевидения лучшим из устройств этого назначения. Однако самая известная работа Г.В.Брауде, принесшая ему заслуженную мировую славу, связана с частотной, фазовой и противошумовой коррекцией телевизионных сигналов. Первая публикация на эту тему вышла еще в 1933 г.
Особое место в истории российского телевизионного вещания принадлежит Я.А.Рыфтину. Он был первым профессором телевидения в нашей стране, более того, был и остается самым молодым ученым, получившим это звание еще до 30 лет. Возглавляемая им группа энтузиастов телевидения добилась впечатляющих результатов в пионерских разработках систем многострочного оптико-механического телевидения. И вдруг, неожиданно для многих, молодой ученый переключается на разработку опытной 180-строчной системы электронного телевидения и всего за один 1933 г. проводит разработку соответствующего комплекта оборудования. Испытания этой системы были начаты в первых числах февраля 1934 г., представленная на испытания аппаратура получила высокую оценку. Была принята рекомендация о доработке системы электронного телевидения, в частности, с целью повышения числа строк разложения до 240.
Активное участие в разработке и испытаниях первой отечественной системы электронного телевидения приняли А.А.Железов и К.М.Янчевский, выросшие впоследствии в крупных специалистов телевидения. Впервые заявил о себе и А.А.Расплетин - впоследствии академик, один их крупнейших в мире специалистов импульсной техники и радиолокации. Вместе с ними работает и группа специалистов, возглавляемая Б.В.Круссером, который в то время без сомнения был "главным технологом" производства отечественных иконоскопов. Именно этой группой технологически отработана трубка Катаева, которая применена в первом опытном комплекте оборудования отечественной системы электронного телевидения. Мозаичная мишень этой трубки имела 43000 элементов.
Ускоренная разработка комплекта оборудования на 240 строк с прогрессивной разверткой длилась около года. На основе итогов этой работы принята рекомендация о подготовке к переходу на электронные системы телевидения. Отечественное телевидение вышло на новый качественный уровень и создало необходимую для электронного вещания научную и техническую базу. На этой волне было принято постановление о строительстве в Москве и Ленинграде электронных телецентров.
Так закончился подготовительный этап в истории отечественного телевидения и началось практическое освоение электронной системы. В 1935 г. был основан Научно-исследовательский институт телевидения, ставший центром разработки большей части профессионального отечественного телевизионного оборудования. К 1935 году в США и в Англии уже около года осуществлялось опытное электронное ТВ вещание с разложением на 343 и 405 строк соответственно. Обе системы использовали перспективное чересстрочное разложение.
К 1933 г. в нашей стране действовало уже около 70 передающих станций. После пуска 500-киловаттной радиостанции под Ногинском - самой мощной в то время в мире - Советский Союз вышел на первое место в Европе по суммарной мощности радиопередатчиков. В этом же году отечественными специалистами был разработан новый конструктивный принцип построения мощных усилителей для передатчиков метрового диапазона. Было предложено для мощных высокочастотных цепей использовать медные коаксиальные трубы. При этом электронные лампы служили емкостными и индуктивными элементами таких цепей. В сущности это было первое в мире предложение по использованию фидерных систем. Руководил этими пионерскими работами А.М.Кугушев. Были разработаны передатчики мощностью 8,5 кВт (длина волны излучения 2,1 м) и 60 кВт (3,7 м).
Первый магнетронный передатчик в нашей стране появился в 1932 г. Его мощность 10 Вт. Оригинальная отечественная разработка открыла пути в микроволновые диапазоны. В 1934 г. магнетронный генератор был усовершенствован. На базе двуханодного магнетрона получена излучаемая СВЧ мощность в 1 кВт (М.Г.Грехова и В.М.Бовтеров). А.Н.Арсеньев теоретически обосновал конструкцию прямопролетного клистрона. Началось освоение метрового и дециметрового диапазонов.
Электронное телевизионное вещание России опиралось на достаточно мощную научную и технологическую базу, в основу которой легли многие оригинальные разработки наших соотечественников. При этом надо заметить, что интенсивные работы в этом направлении велись во многих странах. Например, в Англии больших успехов добился изобретатель и промышленник Д.Л.Бэрд. В Германии плодотворно работал М.Арденне. Заслуживает упоминания и американский изобретатель в области электронного телевидения Ф.Т.Фарнсворт.
В отличие от кино у телевидения нет одного изобретателя. Оно состоялось как итог усилий, предпринятых лучшими учеными и изобретателями многих стран мира. В этом коллективном деле отчетлив русский след.
Ленинградский опытный…
В основу технической базы телецентра в Ленинграде легли разработки, выполненные в секторе Я.А.Рыфтина, а ядро коллектива разработчиков составили уже упомянутые выше сотрудники этого сектора. К ним добавились А.В.Дубинин, Е.С.Губенко, Г.Г.Чашников и многие другие. Этот коллектив возглавил В.Л.Крейцер. Среди разработчиков, увы, не было Я.А.Рыфтина, на годы оторванного от дела всей жизни. Радиопередающее оборудование разрабатывалось под руководством З.И.Моделя, Б.И.Иванова, А.И.Лебедева-Карманова.
Разработки велись интенсивно, и в 1936 г. был начат монтаж технологического оборудования. Все оборудование и комплектующие - отечественные. Стандарт разложения - 240 строк, частота кадров - 25 в секунду, развертка - прогрессивная. Радиопередатчик сигналов изображения работал на частоте 37,5 МГц с пиковой мощностью 14,5 кВт. Модуляция - амплитудная, негативная. Полоса частот телевизионного сигнала - 0,9 МГц. Звуковое сопровождение передавалось в средневолновом диапазоне и принималось с помощью радиоприемника. Была завершена и разработка телевизора ВРК. Эту работу вел А.А.Расплетин вместе с В.А.Гуровым и В.К.Кенигсоном (последний прославился после войны как первый из трех авторов разработки народного телевизора КВН). За полтора последующих года было изготовлено 20 телевизоров ВРК, в серийное производство этот приемник не пошел.
Первая публичная демонстрация изображения, переданного и воспроизведенного по электронной системе на 240 строк, прошла 16 сентября 1937 г. С этого момента Ленинградский телецентр начал опытные передачи в эфир. В этом же году в Германии начаты опытные передачи по стандарту 180/50, а во Франции - 455/50, Англия принимает как национальный стандарт 405/50. В США ведутся регулярные передачи по стандартам 343 и 441 строка разложения.
В начале июля 1938 г. Ленинградский телецентр вышел в эфир с первой постановочной передачей и с августа начал регулярные передачи. 1 сентября был подписан акт об официальной приемке телецентра в опытную эксплуатацию. В конце 1940 г. стандарт разложения 441/50 был утвержден как национальный стандарт ТВ вещания для СССР. Ленинградский телецентр стал первым в стране, где этот стандарт реализован.
Первый главный инженер
Сергей Васильевич Новаковский - свидетель и активный участник всех поворотных событий в истории отечественного электронного телевидения с первых опытных передач по настоящее время. В 1938 г. он, выпускник Инженерно-технической академии связи по кафедре телевидения, был назначен главным инженером Московского телецентра - первого электронного телецентра страны. На молодого специалиста, не имеющего опыта практической работы, свалился тяжкий груз организации вещания по электронной системе, создания и отладке служб технического обеспечения. Он с успехом выполнил поставленную задачу. Затем на этом посту С.В.Новаковский руководил восстановлением прерванного в связи с войной вещания и работами по переходу МТЦ (1948 г.) на ныне действующий стандарт разложения 625/50.
В 1951 г. С.В.Новаковский в НИИ радио создает крупную отраслевую лабораторию телевидения, которой руководит до 1963 г. Далее 14 лет он директор головного института телевизоростроения - МНИТИ, после чего переходит на преподавательскую работу в МЭИС (ныне МТУСИ). Последние годы профессор Новаковский очень много времени отдает изучению истории телевидения и пропаганде телевидения и перспективных направлений его развития.
Столь насыщенная трудовая биография, активное участие в поворотных событиях истории телевидения принесли С.В.Новаковскому признание в стране и в мире. Заслуженный деятель науки и техники России, академик Международной академии информатизации, пожизненный член (Life Member) IEEE, почетный член НТОРЭС им. А.С.Попова - это далеко не полный список титулов и званий, подытоживших огромный вклад нашего Первого главного инженера в отечественное и мировое телевидение.
Дальнейший рассказ мы поведем вместе с этим выдающимся организатором, ученым и педагогом.
Первый телецентр страны
Сергей Васильевич, к 1936 г., когда было принято решение о строительстве телецентров в Москве и Ленинграде, советские специалисты добились значимых успехов в развитии средств электронного ТВ вещания. Ленинградский телецентр был разработан на базе отечественного оборудования, отечественной технологической и производственной базы. Это доказало способность страны создавать самые сложные вещательные комплексы. В то же время принимается решение на Московском телецентре использовать американскую систему и созданную под нее аппаратуру. Почему?
Вопрос звучит патриотично, поэтому привлекателен ответ, обосновывающий опору на "наше". На деле, принимая серьезные технические решения, особенно такого уровня, следует учитывать техническую целесообразность, обоснованность и перспективу. Когда специалисты работали над решением о стандарте и технической базе первого телецентра страны, я только учился. Приступив к работе, должен был принять и принял его как должное, но уже вскоре смог оценить всю дальновидность ориентации на аппаратуру RCA, как на базовую. В мире уже находилось в стадиях испытаний и опытной трансляции несколько различных систем электронного вещания - у каждой свои достоинства и недостатки. Однако популярность В.К.Зворыкина в России в те годы была очень высокой. Его визиты в страну, лекции без сомнения предопределили субъективную канву выбора. Но и сам выбор убедительно обоснован. Стандарт разложения на 343 строки был лучше отлажен как вещательная система, лучше и полнее всего представлен комплектом аппаратуры. Налажено мелкосерийное производство. В электронной ТВ системе RCA были учтены все наиболее перспективные наработки. И, как показало время, в этой системе точно предугадано магистральное направление телевидения.
С этих позиций опытную техническую базу Ленинградского телецентра можно представить, как россыпь блестящих идей и оригинальных решений, большинство из которых довольно скоро нашло применение и в Москве в рамках системы вещания иного стандарта. Но в системном плане этот телецентр не был "отработан". Применялась прогрессивная развертка, от которой дальновидные специалисты уже отказались, и только сейчас, на уровне современной техники, можно вернуться к прогрессивной развертке. Сигналы изображения передавались в метровом диапазоне, звука - в средневолновом. Для приема программ надо было иметь два устройства: телевизор и средневолновый радиоприемник. Сказанное не исчерпывает возможные объекты критики, но достаточно для иллюстрации предпочтений.
Тем не менее создание Ленинградского телецентра на отечественной базе было разумным и дальновидным. Опытный телецентр стал прекрасным полигоном для оценки концепций и вариантов развития телевидения, конкретных технических решений в условиях производства и видения перспективы. Более того, эта важная функция была сохранена за Ленинградским телевидением и на будущее, вплоть до сегодняшних дней. Этому способствовала территориальная близость к основным центрам разработки профессиональной отечественной аппаратуры. Именно здесь прошли испытания и получили от вещателей "добро" большинство перспективных разработок наших специалистов.
Как случилось, что совсем молодого и неопытного специалиста назначили руководить ответственных работ, где нужны глубокие знания, мудрость и большой практический опыт?
То было время молодых и дерзких. Можно привести большое число примеров, когда ответственные посты самого высокого ранга в нашем государстве доверялись очень молодым людям, никому не известным, но чем-то привлекшим внимание ответственных товарищей. Уже массовость такого явления доказывает его неслучайность. Шло бурное развитие и появлялось множество работ, технологий и производств, которые надо было осваивать "с листа". В таких случаях богатый опыт и его верный спутник - консерватизм - не всегда надежные помощники. К примеру, компьютеры сейчас непринужденно осваиваются молодыми, но трудно даются людям старшего возраста.
Нам предстояло отладить новые виды работ: организацию и техническую поддержку подготовки программ, само вещание, эксплуатацию оборудования, исключающую срывы эфира и поддерживающую строгую очередность вывода в эфир программ в соответствии с расписанием, метрологическое обеспечение производственного процесса и многое другое, без чего оптико-механическое вещание могло вполне обходиться, электронное - нет! Должность главного инженера телецентра и соответствующие технические службы впервые были введены на Московском телецентре, поскольку именно здесь впервые были востребованы практикой. Поэтому меня не удивляет сама ориентация на молодое пополнение для готовившегося вводу в эксплуатацию телецентра. Понятно и то, что на телецентр были направлены молодые специалисты самого первого профессионального выпускника (1938 г.) старейшей кафедры телевидения нашей страны, ныне кафедры им. С.И.Катаева, моего учителя. А вот почему именно меня назначили руководителем, не знаю. Быть может, "наказали" за высокий рост. Мне повезло с заместителем, им стал В.Б.Ренард - специалист высочайшего класса, много сделавший для отечественного телевидения.
Итак, решение принято, строительство начато. Где и почему был прописан первый телецентр нашей страны?
Выбор площадки для строительства был в сущности предопределен. Уход многострочного электронного телевидения в диапазон ультракоротких электромагнитных волн привел к утрате "дальнодействия". Прием стал возможен лишь в зоне прямой видимости. По этой причине размеры зоны охвата телевидением прямо определяются высотой подвески антенны над землей. А значит, опорная мачта для антенн телевизионного передатчика должна быть по возможности высокой. Шуховская башня, в которой реализован один их гениальных замыслов великого инженера и строителя А.Г.Шухова, идеально подходила для целей телевизионного вещания. Высота башни по тем временам была достаточно внушительной - 140 м. Для строительства выбрали участок Радиоиспытательной станции на Шаболовке, расположенной рядом с башней. Проектирование телецентра было начато в 1935 г. в ГСПИ Наркомата связи. Строительные работы вел трест "Радиострой", начальник строительства Н.И.Богуславчик, главный инженер А.И.Лепарский. Было построено три здания. В одном размещен аппаратно-студийный комплекс, в другом - электроподстанция. В здании у основания башни смонтирован радиопередатчик, его антенна установлена на верхней площадке.
Параметры этого оборудования RCA определили основные характеристики вещательного комплекса первого российского телецентра. Хотелось бы узнать о них подробнее.
Оборудование было не просто закуплено - оно было заказано и изготовлено в соответствии с нашим техническим заданием. Это существенное различие, поскольку ряд параметров скорректирован в соответствии с нашими особенностями. В частности, частота полей составила 50 Гц; в аппаратуре, предназначенной для США, это - 60 Гц. При 343 строках телевизионного разложения один кадр содержал 100000 элементов, а значит, передавалось высококачественное телевизионное изображение. Радиопередатчики МТЦ работали в УКВ диапазоне. Сигналы изображения передавались на несущей 49,75 МГц (длина волны 6,03 м), звукового сопровождения - на несущей 52 МГц (5,78 м). Пиковая мощность электромагнитного излучения каждого передатчика МТЦ составляла 17 кВт, что обеспечивало надежный прием сигналов в зоне с радиусом 60 км.
Первым телевизором, рассчитанным на прием программ МТЦ, был консольный приемник ТК-1, разработанный и выпущенный в серию на заводе им. Козицкого. В телевизоре использовался кинескоп с круглым экраном диаметром 23 см, цвет свечения люминофора - зеленый. Телевизор воспроизводил изображения размером 14х18 см. Общий парк телевизоров ТК-1 превысил 1000 штук. Позже были разработаны серийные версии настольных телевизоров 17ТН1, 17ТН2, 17ТН3.
Каков был наш самый первый аппаратно-студийный комплекс?
Естественно, рядом с современным комплексом на Шаболовке он выглядит миниатюрным и примитивным. Но тогда он воспринимался как шедевр инженерной мысли и технических возможностей. Должен сказать, что комплекс располагал, хотя и одной, но вполне приличной по площади (300 кв. м) студией. В студии работала одна телекамера на иконоскопе. Для ее нормальной работы требовалась достаточно высокая освещенность объектов. Так, на белых участках она должна была находиться в интервале 5000-10000 люкс. Поэтому в студии применялась очень мощная осветительная аппаратура, к слову, отечественного производства. Мощное освещение создавало тяжелые для актеров, дикторов, обслуживающего персонала условия. Впрочем, это были естественные издержки начального этапа.
Студия размещалась на первом этаже здания, техническая аппаратная - на втором. Аппаратная имела широкое звукоизолированное окно, выходящее в студию. Перед окном установлен пульт управления с рабочими местами режиссера, звукооператора, инженера. В студии работали два телекинопоста с импульсной засветкой пленки во время кадрового гасящего импульса. В интервале обратного хода развертки кинопленка была неподвижной.
Эксплуатацию аппаратуры АСБ обеспечивала техническая служба, в которой работали, хотя и молодые, но высококвалифицированные инженеры. В этом ряду назову В.П Бляхина, Е.И.Кузнецова, В.П.Суслова, Е.П.Лясковскую, С.Б Альховскую, К.Н.Яворского. Первым начальником АСБ был Я.Б.Шапировский. Электросиловым хозяйством заведовал В.И.Колбунов. Первыми режиссерами телевидения стали А.Н.Степанов, Н.О.Бровко, А.А.Дорменко. Директором программ был Ф.И.Большаков, впоследствии он возглавил телецентр. Его заместитель - А.И.Сальман. Все они выросли в крупных деятелей телевидения и оставили в нем яркий след. Первыми директорами МТЦ стали Л.С.Блинов, затем Л.А.Осташков. Главный режиссер - А.Н.Степанов.
Сигналы изображения и звукового сопровождения из студии на радиостанцию подавались по коаксиальному кабелю длиной 200 м. На первом этаже здания радиостанции были размещены моторгенераторы, которые вырабатывали постоянный ток для питания нитей накала радиоламп. Здесь же находилась установка водоохлаждения мощных радиоламп передатчика. Питание силового распределительного щита обеспечивалось двумя масляными трансформаторами - каждый мощностью 180 кВА. Трансформаторы размещались снаружи в специальных кабинах, первичное напряжение 6 кВ. Два передатчика и сопутствующая аппаратура заняли второй этаж. В высоковольтных выпрямителях передатчиков применялись газотроны. Высокочастотные сигналы изображения и звука поступали на фильтр сложения и подавления нижней боковой полосы сигнала изображения и по коаксиальному кабелю подавались на передающую антенну с горизонтальными диполями. В канале изображения использовалась негативная амплитудная модуляция. Начальниками радиостанции были И.Е.Лунев, затем В.Н.Ментешашвили и А.Н.Пашков.
На МТЦ работала научно-исследовательская лаборатория. Ее главная функция - контроль производственных процессов с целью выявления слабых мест, совершенствование аппаратуры и технологии. Наличие такой структуры там, где начато принципиально новое дело, понятно и даже обязательно. В этой лаборатории приобрели первый телевизионный опыт позже прославленные специалисты Р.А.Штромберг, А.И.Корчмар, А.М.Халфин, А.П.Чернышев и многие другие. В этой лаборатории была разработана, изготовлена и введена в эксплуатацию вторая телекамера на иконоскопе, усовершенствованы широкополосные видеоусилители, созданы компенсаторы "черного пятна" в сигнале от иконоскопа. Здесь были начаты пионерские работы по электронной рир-проекции. Здесь же перед войной было начато проектирование передвижной телевизионной станции.
Вместо эпилога
Впервые с опытной передачей телевизионной программы Московский телецентр вышел в эфир 9 марта 1937 г., а с весны 1938 г. такие передачи становятся регулярными. С них и началось телевизионное вещание России по электронной системе. К подготовке уже первых передач привлекались лучшие творческие силы страны, известные деятели культуры. Передавались в эфир и лучшие кинофильмы. К октябрю 1938 г. вещание велось до 6 дней в неделю. Официальный приказ Наркомата связи СССР о вводе Московского телецентра в эксплуатацию был подписан 31 декабря 1938 г. Он подвел окончательный итог: электронное телевидение России состоялось. Начались работы по его распространению на обширной территории страны. Директивно этот процесс был оформлен в постановлении XVIII съезда ВКПб (10-21 марта 1939 г.): "…построить в ряде крупных городов телевизионные центры".
К 1939 г. стало ясно, что электронное телевидение России окрепло настолько, что настала пора определиться со стандартом национального вещания. Активную позицию в этом вопросе заняли ведущие технические специалисты Москвы и Ленинграда. Разработку стандарта возглавили С.В.Новаковский, Р.С.Буданов, В.Н.Горшунов, А.А.Расплетин. С мая 1939 г. ВНИИ телевидения начал разработку аппаратуры для системы телевизионного вещания по стандарту 441 строка, 50 полей в секунду, развертка чересстрочная. Передача в эфир с частично подавленной боковой полосой. Этот стандарт, как национальная нормаль, был официально утвержден 27 декабря 1940 г. Война прервала работу по внедрению первого национального стандарта. Московский телецентр был демонтирован, аппаратура отправлена в Свердловск.
В 1944 г. начаты работы по восстановлению МТЦ и началу послевоенных трансляций. МТЦ вышел в эфир 7 мая 1945 г. по стандарту 343 строки разложения. Несколько позже начал трансляции и Ленинградский телецентр (стандарт 441/50). В 1946 г. в качестве нового стандарта телевизионного разложения был утвержден стандарт 625/50/2:1, а в 1948 г. МТЦ выходит в эфир с программой, выполненной по этому стандарту.
Так завершился первый этап развития электронного телевидения России. В действие вступила современная система вещания.
Просмотров всего 21,168, сегодня 2 |
Обновлено 11.10.2001 15:21:13 Статью прислал - Леонид Чирков Источник: http://www.625-net.ru/arch.htm |
Отредактировать текст этой статьи? Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |