Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
ИСТОРИЯ МОБИЛЬHОЙ РАДИОСВЯЗИ
Автор: Члиянц Георгий (UY5XE)
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "Наша история" |
Зарождение техники связи с подвижными объектами связано с полицейской службой США. Еще в 1877 г департамент полиции Олбани (шт.Hью-Йорк) установил в мэрии 5 телефонных аппаратов, соединенных с районными полицейскими участками. И это всего через 2 года после того, как Г.Белл изобрел телефон. В 1890 г департамент полиции Чикаго установил первый уличный телефон для вызова полиции, а еще через 3 года такой же телефон был установлен в Детройте (шт.Мичиган).
Что касается радиосвязи, то полицией нью-йоркского порта она использовалась уже в 1916 г для связи с судами, находившимися в нем. Передачи осуществлялись с помощью искровых передатчиков, а в 1923 г полицейское управление шт.Пенсильвания ввело у себя радиотелеграфные линии на частоте 250 кГц для связи полицейских участков с дежурными постами.
В начале 1921 г комиссар детройтского департамента полиции Ратледж приобретает
радиовещательный передатчик мощностью 500 Вт (мод. А-1 фирмы "Western Electric"
- автогенератор на двух лампах WE-212D и модулятор на двух таких же лампах,
подача анодного напряжения 1500 В осуществлялось от машинного генератора),
который устанавливается в полицейском управлении. Hа первых порах (с 23 мая)
радиостанция работает на волне 200 м, используя лицензию на любительскую
радиостанцию с позывныим сигналом 8BNE, а с 16 августа того же года, но уже на
волне 375 м, - по лицензии на экспериментальную станцию (c позывным 8XAB). В
1922 г радиостанция получила новую коммерческую лицензию - КОР (с разрешением
работать на волне 360 м), а на следующий год Федеральная комиссия по радиосвязи
(ФКР) изменила ей длину волны на 286 м. Причем, согласно одному из пунктов
лицензии, радиостанция должна была в определенные часы вести развлекательные
передачи, прерывая их в случае необходимости служебными вызовами. Для таких
передач нелегко было отыскать подходящих исполнителей и пришлось проявить свои
способности оркестру полиции. Hо и на этом злоключения не кончились.
В течении последующих пяти лет ФКР неоднократно их "доставала": то меняла выделенную частоту, то изменяла позывной сигнал, то вводила определенные частотные ограничения. Помимо юридических проблем существовали и трудности технического плана - сказывалась нестабильность частоты передатчика и отсутсвие чувствительного приемника, работающего в движущемся автомобиле. В 1927 г комиссар Ратледж вынужден был закрыть радиостанцию, но с самой идеей создания мобильной радиосвязи он не расстался.
Летом 1927 г в одном из магазинов радиодеталей, расположенном в торговой части Детройта, подрабатывал молодой студент Университета Пэдью Роберт Бэтс, который собрад вокруг себя целую группу покупателей, которые приобретали детали и своими силами мастерили приемники. Вместе с одним из таких покупателей - молодым полицейским мотоциклистом из Детройта Кеннетом Коксом, а также с Бобом Бэтсом он не раз обсуждал возможность установки радиоприемника в полицейскую машину. У Бэтса уже был супергетеродинный приемник с рамочной антенной, с помощью которого он на доджевском грузовике изучал реальные условия его работы (возможность приема вещательных станций и способы борьбы с помехами от автомобильного двигателя). Осенью, вернувшись в университет, Бэтс стал переписываться с Коксом, посылая ему советы и эскизы будущего приемника для нужд полиции. Вскоре, Боб Кокс пришел к комиссару Ратледжу и заявил что может изготовить и установить радиоприемник в полицейской машине.
Собрав на скорую руку модель и тщательно обложив ее пористой резиной, Боб принес ее в управление к комиссару и даже нарочно уронил перед ним модель на пол, чтобы показать ее прочность. В результате, молодой полицейский получил официальный приказ на изготовление и сразу занялся тем, что стал усиленно в письмах склонять Роберта Бэтса к возвращению в Детройт. В конце концов удалось уговорить Бэтса переехать обратно в Детройт в качестве участкового дежурного (для Ратледжа это был единственный способ платить ему деньги) и заняться созданием новых приемников.
После некоторой борьбы с ФКР 4 февраля 1928 г удалось добиться разрешения на постройку новой конструкции передатчика. Аппаратуру перевезли в Белл-Айл, где Бернард Фитцджеральд и Уолтер Фогелер начали модернизировать имеющийся передатчик 1-А (из автогенераторной схемы на схему двухкаскадного генератора с кварцевой стабилизацией и на длину волны 94 м), а Бэтс приступил к постройке нового приемника. Его приемник состоял из трех высокочастотных каскадов с фиксированной настройкой (в них были использованы только что появившиеся лампы "322" с экранной сеткой), детектора на лампе "200-А" и двухкаскадного УHЧ (на лампах "201-А" и "112-А"). Анодное питание осуществлялось от мощных 135-В батарей, а напряжение накала бралось от 6-В аккумулятора.
Модернизированный передатчик (под позывным u8FS) вышел в эфир 7 апреля 1928 г Приемник, смонтированный в машине, уверенно принял его сигнал. Учитывая, что потребление по накалу составляло 1,1 А, аккумулятора хватало всего на 4 часа работы и поэтому, для быстрой замены, он устанавливался на подножке автомобиля.
Воодушевленный этим первым успехом Бэтс провел обширные испытания условий приема во всех частях города и создал новые усовершенствованные приемники, снабдив ими весь парк полицейских машин.
В сентябре 1929 г в эфир вышла вторая система, принадлежащая кливлендскому департаменту полиции и обслужившая несколько машин. Бэтс, перебравшийся в октябре 1929 г в Индианополис, создал систему радиосвязи и для того департамента, которая начала действовать 24 декабря того же года.
В ряду зачинателей мобильной связи были и другие. Их список не был бы полным без хотя бы краткого упоминания о первой радиоустановке для товарного поезда. 23 апреля 1928 г в испытаниях установки на одном из товарных поездов нью-йоркской центральной железной дороги поезд, состоявший из паровоза, 125 товарных и 2 тормозных вагонов, был оборудован экспериментальной радиотелефонной установкой фирмы "General Electric" (мощность передатчика 50 Вт), которая обеспечивала связь между машинистом и тормозным вагоном, а также связь одного из них с блок-постом, мимо которого следовал состав.
[Справка: Следует отметить, что опыты по проверке возможности мобильной связи
в этот же период времени проводили и советские радиолюбители. Приведем краткую
хронику конца 20-х годов:
- 17 марта 1928 г был проведен опыт по установлению радиосвязи на КВ между
аэростатом и наземными любительскими радиостанциями (ЛРС). Во время полета,
продолжавшегося 40 мин., находившийся в корзине коротковолновик Дмитрий
Липманов (его позывной сигнал в то время был EU20RA) провел радиосвязи (QSOs)
с ЛРС Баку, Владивостока, Ленинграда, Москвы, Нижнего Новгорода, Томска и
некоторыми зарубежными коротковолновиками.
- В апреле 1928 г лениградская группа экспериментирующих коротковолновиков
(ГЭК): В.С.Нелепец (63RA) и П.Кондрашев провела удачные опыты по радиосвязи на
КВ из движущегося поезда Ленинград-Москва.
- В мае 1928 г состоялся очередной полет аэростата Осоавиахима, радистом
которого был ленинградец Павел Гиляров (08RA).
- Летом 1928 г: Томская СКВ проводит удачные опыты КВ-радиосвязи с аэропланом,
на котором со своей радиостанцией находился радиолюбитель Денисов; совместно с
корреспондентом "Комсомольской правды", поднимается на Казбек коротковолновик
Иванов (EU73RB); в советско-германской экспедиции на Памир участвуют члены ЛСКВ
В.Табульский (EU68RA) и С.А.Бриман (EU25RB, позже - U1AE), а на Чукотку 20
августа, с передатчиком мощностью 5-10 Вт отправляются Владислав Гржибовский
(EU13RA) и Мурский.
- Летом 1928 г в поезде Ленинград-Кандалакша-Мурманск со своими ЛРС курсируют
коротковолновики: А.С.Кондратьев (позже - U1OD; его сын - П.А.Кондратьев позже
получил позывной U1OE) из Кандалакши и петразаводец Киселев.
- 12 ноября 1928 г, во время Всесоюзных воздухоплавательных состязаний, из
аэростата ОДР и "Комсомольской правды" в эфире работает радиолюбитель Седунов,
из аэростата Мосавиахима - радиолюбитель Гордеев, а из аэростата "Рабочей
радиогазеты" - Н.А.Байкузов (позже - U3AG).
- В мае 1929 г, по просьбе АН СССР, ЦСКВ направила в специальную экспедицию
в пустыню Каракумы членов ЛСКВ Е.Андреева и В.Табульского (68RA).]
Боба Бэтса не покидал дух первооткрывателя. В 1933 г он организовал в радиоподразделении индианополисской полиции первую радиосеть в составе: базовая станция (200 Вт, высота антенны - 30 м) и две передвижные радиостанции (20 Вт).
Двухсторонней связью заинтересовались и энергетические компании ("Central Hudson Gas and Electric" и "Detroit Edison"). Возрастающий интерес к мобильным средствам связи стимулировал рост выпуска специальной аппаратуры и ее компонентов. В 1931 г фирма "Bosh" впервые выпустила в продажу компактный супергетеродин, а фирма "P.R.Mallory" - вибропреобразователь, заменяющий применение анодных сухих батарей. Выпуском передвижной аппаратуры связи, также, начинают заниматься фирмы: "F.M.Link", "Galvin Manufacturing" (впоследствии - "Motorola") и "RCA".
13 октября 1937 г ФКР предоставляет в распоряжение полиции 29 УКВ-каналов в диапазоне 30,58-39,9 МГц, а в 1939 г она относит полицейские линии связи к разряду чрезвычайной службы. В том же году мобильная радиосвязь начинает переход на частотную модуляцию.
Hачало следующего десятилетия, для мобильной связи, характеризуется экспериментами с типами антенн как для мобильных радиостанций, так и для базовых стационарных; уход от амплитудной модуляции: от фазовой (ФМ) к частотной (ЧМ). Эксперименты с видами применяемых модуляций объяснялись попыткой "ухода" от помех (как чисто эфирных, так и исходящих от системы зажигания автомобилей).
После, практически, полного перехода промышленности на выпуск мобильной аппаратуры только с ЧМ-модуляцией - в их приемниках фирма "Motorola" применила новую систему АРУ, получившую название "дифференциальной АРУ".
Hесколькими годами позже, в мобильной связи, были внедрены: система тонального вызова, контроль мгновенной девиации частоты, уменьшение помех от взаимной модуляции и мн. др. Уже не говоря о применении транзисторов, других полупроводниковых и микроэлементов.
Как видно из вышеизложенного, к концу первой половины, уже можно сказать, прошлого века и тысячелетия была создана (как "класс") система мобильной связи.
Создание мобильной связи явилось новой эрой в развитии радиосвязи в целом как таковой. Она прочна вошла в нашу жизнь и без нее современный человек уже чувствует себя дискомфортно.
Литература и источники:
1. "Труды Института радиоинженеров - ТИРИ" (Proceedings of the IRE) ["ИЛ"; М.;
1962, две части (1517 c.)].
2. "Электроника: прошлое, настоящее, будущее" (Пер. с анг. под ред. чл.-кор.
АН СССР В.И.Сифорова ["Мир"; М.; 1980 (296 с.)].
3. Георгий Члиянц (UY5XE). "У истоков мирового радиолюбительского движения
(Хроника: 1898-1928)" [Львов; 2000 (48 с.)].
4. Георгий Члиянц (UY5XE). "Из истории мобильной радиосвязи" ["РАДИОмир. КВ и
УКВ; #6/2002 (с.2-4)].
Просмотров всего 9,182, сегодня 2 |
Обновлено 19.03.2004 18:29:32 Статью прислал - Члиянц Георгий (UY5XE) |
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |