Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
НЧ DX-экспедиция на остров озера Маныч
Автор: Очир UA6IGI
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "DX-экспедиции" |
Эта статья написана в основном как пояснение к "Воззванию". Если надоест ее читать, то просьба перейти в конец статьи и ознакомиться с предложением.
- Предыстория
- Описание места.
- Планы по оборудованию.
- Подготовка.
- Выезд.
- Разбивка лагеря.
- Подъем вертикала.
- Установка приемных антенн.
- 7 мая.
- Работа.
- Окончание.
- Выводы.
- Планы на будущее.
- Воззвание к Low band man.
Предыстория
Началось все с того, что мне в руки попала книга Игоря Гончаренко. Кстати хочу выразить большую благодарность ему за труд по созданию этих книг. По моему мнению, эффект который эти книги вместе с MMANA произвели, сравним с результатами работы Кирилла и Мефодия по переводу библии. Т.е. в массы пришло если не понимание антенной техники, то более правильный подход к ее осмыслению и возможность практиковаться в моделировании реальных конструкций.
После прочтения я понял, что для хорошей работы, вертикалу нужен большой размер, много противовесов, хорошая земля (чем дальше, тем лучше) и минимум шумов для работы на прием. Все это по отдельности, а тем более вместе, означает, что ставить вертикал лучше не в городе. И что пора уже начать восстанавливать свое занятие радиолюбительским хобби.
Приобщился я к КВ радиолюбительству в 1983 году под влиянием и наставничеством своего Учителя Эрендженова Анатолия UA6IBD, в радиокружке станции юных техников города Городовиковска Калмыцкой АССР. Где я занимался в последних классах школы, а Анатолий руководил радиокружком. Потом была служба в армии, где я мне выучили телеграф, в ростовской учебке радистов. :-) На выходе из учебки я 100 знаков в минуту принимал без напряга. Но служить пришлось КВ механиком на Р140-х станциях. Поэтому практики работы в эфире и развития телеграфа я на службе далее получил не много.
После службы в армии, во время учебы на первых двух курсах, немного занимался, но в основном конструированием. Потом настали другие времена и стало просто не до Радио.
И вот сейчас мне попала в руки книга Гончаренко.
Описание места.
На границе Ставропольского края и Калмыкии есть большой остров на озере Маныч. Ориентирован этот остров почти строго с запада на восток. Его западня и восточная оконечность довольно удобны для установки вертикала, поскольку с трех сторон окружены водой, вдобавок их средняя часть находится выше уровня воды на несколько метров.
Фото острова из Google Earth. В открытом окошке можно увидеть примерную длину дороги по грунтовке до восточной оконечности. |
Свою роль сыграло так же и то, что на остров удобно добираться автотранспортом. На фотографии видны два моста, через которые по острову проходит федеральная трасса Ставрополь-Элиста. Далее по грунтовой дороге можно добраться до любой части острова.
Была выбрана восточная оконечность острова, поскольку имеет более равномерный радиус закругления, в средней части выше уровня окружающей воды на 14 метров и находится дальше от всех населенных пунктов. Это позволяло из середины окружности, вписанной в восточную оконечность острова, протянуть бевередж в любую сторону, длинной не менее 400 метров, а сместив точку начала антенны к одному из краев, получить длину полотна бевера не менее 800 метров. В направлении запада тянуть можно на любое разумное расстояние. Ну, так мне казалось, пока не познакомился ближе с местными коровами. К тому же, как видно на фото, граница между Ставропольским краем и Калмыкией проходит прямо через вертикал. Причем где точно проходит эта граница не знает никто, даже местный участковый, который не поленился добраться до нас из села Дивное, Ставропольского края. Было ему интересно, что происходит. После того как он получил разъяснение того, что здесь проходит радиолюбительская экспедиция и никаких постоянных объектов не возводится, вопросов больше не задавал.
Панорамные фото острова с выбранного места можно посмотреть здесь: Panorama Manych Размер файлов 1,5-2Мб.
Кстати, мне не удалось выяснить название острова целиком, разные части у местного населения имеют разные наименования. :-) Так восточная часть от дороги называется "Левый остров", западная соответственно "Правый остров". А в кадастровом реестре, этот остров назван безымянным.
Сам по себе данный остров тоже довольно интересное место, весной на нем гнездится много водоплавающей птицы. Увидеть уток, лебедей и пеликанов довольно обыденное дело. В то время, когда мы там были, пеликаны летали над островом клином. Наверное, недавно прилетели. Рыбалка там тоже неплохая, об этом можно судить по популярности этого места у рыбаков из Калмыкии, Ставропольского края и Ростовской области. На панорамных фото можно при увеличении разглядеть их надувные лодки и оценить плотность этих лодок на единицу площади. Правда, почти неделя лова на удочки с берега приносила только мелочь размером с палец. Ну, тут наверно сказалась не только квалификация рыбаков, но и время лова. Местные рыбаки говорят, что ловить нужно только в то время когда рыба есть. :-) А это бывает не всегда, связано с разливами и мероприятиями на Чограйском водохранилище. Откуда вытекает Маныч.
А еще на острове есть поселение староверов. Самых настоящих, которые спасались в глухих местах от церковной реформы 18 века. Не признают достижения цивилизации, только в последнее время появилось два ветряка. Ни телевизора ни радио у них нет. Даже говорят паспорта у них появились поздно. Живут натуральным хозяйством. Правда молодежь в последние десятилетия активно уезжает. Но пока осталось старики, которым можно древнюю Русь без грима играть. Но, главное для нас - помех они тоже не делают.
Планы по оборудованию.
Итак, куда ехать было понятно, осталось определиться с конструкцией антенны. Устраивать такой выезд из-за вертикала в 20 метров было как то обидно, поэтому было решено поднимать вертикал длинной 48 метров. Для этого имелись четыре дюралевые трубы диаметром 110-120 мм. от поливальных машин. Этот материал достаточно легкий и прочный, чтобы можно было поднять такую длину.
Поскольку опыт подъема и эксплуатации вертикала из таких труб длинной 28 метров имелся, была уверенность с том, что и 48 метров поднять посредством падающей стрелы и лебедки удастся. По прикидочным расчетам, тянуть падающую нужно с максимальным усилием 570 кг. Основное опасение вызывало - выдержит ли падающая, вертикальную нагрузку при подъеме. Т.к. по тем же расчетам выходило, что вертикальная нагрузка, на макушку 12 метровой падающей стрелы, составит почти 800 кг. В качестве падающей решено было использовать 76мм толстостенную стальную трубу. Пробный приподъем показал, что выдержит.
Предварительное моделирование 48 метрового вертикала в MANNA показало хорошую диаграмму и хорошее усиление в диапазонах 160 и 80 метров, при расчете с параметрами реальной земли равными пресной воде. Выбиралась сложная радиальная земля с параметрами обычной земли до 400 метров и пресной воды от 400 до 2000 метров.
Предварительное моделирование 48 метрового вертикала в MANNA |
В качестве приемных антенн хотелось использовать антенны Бевереджа. Благо, что места в любом направлении в 2-3 длины волны на 160 метров хватало. Правда опыта построения и использования таких антенн не было. Поэтому вся подготовка свелась к заготовке около километра полевика и деревянных брусьев под опоры.
Поскольку вертикал в планах имел хорошее излучение на 160 и 80 метров, то хотелось использовать антенну в обоих диапазонах. А так как изначально планировалась работа нескольких операторов в обоих диапазонах, то нужно было придумать что то для организации такой работы.
Постепенно мысли упорядочились и вырисовалось следующее решение.
1. Работа на передачу.
Должно использоваться два ламповых усилителя размещенных в непосредственной близости от вертикала. Каждый из усилителей по управляющему сигналу может подключаться к антенне, захватывая ее при условии, что в данный момент антенна не захвачена другим усилителем. Т.е. реализуется функция ИЛИ. Каждый из усилителей постоянно настроен на один диапазон и не переключается на другой. Согласовать имеющийся входной импеданс антенны для П-контура лампового усилителя на обоих диапазонах не сложно. Собственно для устранения отдельного СУ антенны, которое еще и надо коммутировать по диапазонам, и планировались изначально обязательно ламповые РА. Это решение определяло место расположения РА – у вертикала. От каждого РА к трансиверу шел бы коаксиал с минимальным КСВ в нем и соответственно, минимальными потерями.
Каждый РА отдельным коаксиальным кабелем должен был соединяться с коммутатором, находящимся на рабочем месте операторов, к которому подсоединялись трансиверы. Каждое рабочее место (РМ) имеет в своем составе – педаль прием\передача, вход PTT, входной разъем TX, выходной разъем RX. Этот коммутатор должен выполнять следующие функции:
- при нажатии на педаль с любого РМ, блокируется возможность работы педалей с других РМ, т.е. при захвате работы на передачу одним оператором, остальные не могут начать работу на передачу до момента окончания захвата и отпускания педали;
- вертикал подключается к нужному РА, т.е. так как операторы сгруппированы по диапазонам, поэтому в зависимости от того в какой группе (160 или 80) находится оператор нажавший на педаль, и определяется нужный РА из двух имеющихся, настроенных каждый на свой диапазон;
- вход выбранного РА подключается ко входу РМ с которого было произведено нажатие педали, поскольку каждый РА подключен отдельным коаксиалом, то коммутация производится внутри коммутатора просто выбором нужного разъема к которому подключается нужное РМ;
- вход РТТ активного РМ подключается к выбранному РА, для управления прием/передача (снятие/подача запирающего на лампы),
- активизируется выход управления запиранием приемных антенн, под управлением сигнала РТТ,
- включается индикация занятости,
- при опускании педали, вертикал отключается от выхода РА, вход усилителя от разъема РМ, разблокируется работа других педалей и входов РТТ.
Под эту логику была разработана схема коммутатора, но воплотить в железе руки не дошли. Если кого интересуют подробности, их можно посмотреть тут.
Коммутатор приемных антенн планировался попроще. Несколько разъемов для приемных антенн параллельно распаиваются на четыре галетных переключателя. Переключателем каждый оператор выбирает себе приемную антенну.
А подготовить свой трансивер для того, чтобы он правильно отрабатывал предполагаемую систему работы, это дело каждого оператора.
Таким образом, получалось, что в одном диапазоне могли не одновременно работать два оператора, в двух диапазонах четыре. Не уверен, что это лучшее решение, но на тот момент оно казалось оптимальным по возможности и срокам реализации.
При такой организации рабочих мест, в принципе возможно несколько схем работы:
- основная – все слушают свои направления на свои беверы в разных диапазонах, при появлении чего либо интересного, услышавший нажимает педаль и получает в свое распоряжение РА и вертикал;
- один дает общий вызов, остальные слушают на разные направления, при появлении чего либо интересного, услышавший нажимает педаль и получает в свое распоряжение РА и вертикал;
Теперь пара слов о планах по организации электропитания. В распоряжении имелось два бензогенератора 4 и 6 КВт. Планировалось разместить генераторы возле РА и соответственно передающей антенны. И питать РА напрямую от генератора без потерь в длинных проводах.
Потому как рабочие места операторов были бы удалены от этого места на несколько десятков (в планах 60) метров то и шум от генераторов уже не мешал бы. А для того чтобы снизить потери и соответственно стоимость электрического соединительного кабеля от генератора к трансиверам, планировалось питать трансиверы от постоянно подзаряжаемых аккумуляторов. Поскольку пиковую нагрузку автомобильный стартерный аккумулятор держит даже лучше чем напрямую подключенный генератор. При обычной работе соотношение времени работы на передачу к времени работы на прием не велико, и при емкости обычного автомобильного стартерного генератора его достаточно заряжать небольшим током. Т.е. не очень мощным зарядным устройством. Поэтому планировалось кинуть к генератору не толстый и недорогой ПВХ и оконечить его трансом 220/14 вольт. Для зарядки аккумуляторов и освещения.
Таким образом, схема лагеря вырисовывалась следующей – в центре окружности вписанной в оконечность острова, это получался радиус около 400 метров, устанавливается вертикал 50 метров высотой. Высота основания вертикала от уровня воды составляет 16 метров, тоже приятный нюанс. Рядом с вертикалом устанавливаются два РА и бензогенератор. На удалении 60 метров разбивается лагерь, развертываются рабочие места операторов и от этого же места в нужные стороны растягиваются беверы.
В планах выглядело заманчиво.
Подготовка.
Подготовка началась в начале мая 2008 года. Тогда с Андреем Игошиным UA6IK выехали на место для его оценки и подготовки. После осмотра места стало понятно, что это действительно подходящее место для НЧ ДХ-га. Определили место установки вертикала и под нивелир забетонировали закладные под сам вертикал и под два круга оттяжек. На удалении 5 и 15 метров от центральной опоры. Получилось вот так:
После выполнения этих работ, все практические работы по подготовке экспедиции прекратились до конца апреля 2009 года. В это время строились планы, планы обсуждались, но до работы руками дело так и не дошло.
Весной было решено выезд организовать в промежутке между праздниками 1 и 9 мая. Включая сами праздники. Поэтому ближе к концу апреля тянуть уже было некуда и числа 20-го я наконец взялся за изготовление вертикала. Для этого нужно было изготовить падающую стрелу, поворотное устройство, сопряжение механическое и электрическое труб, навязать оттяжки и еще кучу дел, включая и хозяйственно-бытовые. Ведь планировалось провести в степи почти две недели.
Работу по изготовлению вертикала начал в производственных боксах местного оператора связи ООО"Профессиональная связь". Чуть позже ко мне присоединился Анатолий UA6IBD и временами содействие оказывали ребята - релейщики из Профсвязи. Работали активно, хотелось выехать 30-го, это был последний рабочий день перед началом первомайских праздников. Но реально, по минимуму, были готовы к выезду только 3 мая. О планах по коммутаторам, электропитанию 220/12 и многих других мечтаниях пришлось с сожалением пока забыть. Была обеспечена минимальная готовность к выезду с условием доводки почти всего на месте.
3 мая. Выезд.
С утра загрузились в Камаз и УАЗ с лебедкой и часов в 10 выехали.
Состав выездной бригады слева направо: Церен-водитель камаза, Женя, Алик,Саша-сочувствующие помощники, Анатолий UA6IBD, Я - Очир UA6IGI
|
Сначала, организация быта и противоклещевая обработка. Потом выяснилось, что клещей в это время года или еще нет, или они не активны. Но всяком случае, они нам о себе не напоминали. Не было также и комаров. Что сильно радовало. Так же радовало и то что хотя змей, в большинстве своем гадюк, было много, они тоже были не активны и не жалили. В этом убедился Андрей RN6FJ собираясь спать глубокой ночью, когда залез в свой спальник и обнаружил там змею. К счастью она его не укусила.
Ну вот, быт по минимуму и налажен. Здесь будет все |
4 мая. Разбивка лагеря
С утра начали оборудовать лагерь и монтировать вертикал.
Так выглядела большая палатка внутри которой располагались спальные палатки, кухня, столовая, операторское место. Кабель вначале по правильному закопали. Под навесом планировалось разместить РА и бензогенераторы. |
Подъем вертикала
Так выглядела большая палатка внутри которой располагались спальные палатки, кухня, столовая, операторское место. При помощи дополнительной небольшой падающей подняли основную падающую. Присоединили первую трубу и проверили поворотный узел падающей Собственно, сам поворотный узел. А к этой "юбке" будут крепиться радиалы. Главная подъемная сила. Готово к подъему две трубы. |
Так в делах и заботах, больших и мелких закончился этот день. Это был уже второй день пребывания на острове. Такие не быстрые темпы были обусловлены большой недоделанностью всего оборудования. Т.е. оттяжки пришлось подгонять по месту и довязывать недостающие, проводку монтировать из проводов и розеток, ну и много чего прочего, что почти не замечается когда подготовка хорошая и на что тратится досадно много времени когда подготовка недостаточна.
К тому же, поскольку вертикал довольно большой, его монтаж и подъем осуществлялся последовательно. Т.е. сначала первая труба поднималась и на всех оттяжках выбиралась лишняя слабина, далее все ложилось на землю, пристыковывалась вторая и процесс повторялся. Благо, что сам подъем и спуск происходили быстро и без усилий, благодаря лебедке. Собирать сразу всю длину и поднимать я не решился. Как представил, что эта 50 метровая "дура" будет стоять и колыхаться во всех сочленениях, с угрозой рассыпаться если где то не выдержит. Подходить к такому сооружению самому и тем более посылать людей я, мягко сказать, опасался. Поэтому и 5 числа мы занимались тем же самым.
6 мая.
С утра продолжили работы по подъему вертикала. Часам к 9 утра подъехали коллеги из Ставрополья и расположились рядом с основным лагерем. Сразу же по приезду мужики поставили видавшую виды мачту и растянули пару инверторов на 40-у и 20-у. Начали работу в эфире. Сразу почувствовалось присутствие опытных НАМ-ов. Выглядело это так.
|
Пока гости располагались, была закончена подготовка к подъему вертикала из трех труб длиной 36 метров. И в 9:30 он был поднят.
Стоит! Бригада монтажников: Женя, Алик, Очир UA6IGI, Анатолий UA6IBD. |
После подъема, на НАМ совете было решено не тратить остаток дня на монтаж последней 12 метровой трубы и ограничиться имеющейся высотой. Довод был простой, ребята приехали всего на три дня и терять один день на постановку 48 метрового вертикала, при наличии 36 метрового, не хотелось. Тем более, что оттяжки для этого нужно было еще и навязать. Как говорится лучшее - враг хорошего. С этим доводом, пришлось согласиться. К тому же сам был виноват в том, что уже три дня приходится возиться. Если бы подготовка была лучше, вертикал полностью стоял бы уже на второй день.
Далее проблемы, причиной которых была все та же плохая подготовка, продолжали выявляться. К выезду был подготовлен только один РА предоставленный Анатолием UA6IBD. Предподготовка свелась к тому, что проверили его управляемость от трансивера подключив педальный вход РА управления прием/передача ко входу PTT трансивера. Непонятно почему, но на коротком шнурке трансивер действительно нормально отпирал и запирал РА при переходе на передачу и прием. :-) Но степи он, разумеется, это делать отказался. К тому же возникли проблемы с настройкой РА на 160 метров. Поскольку уже было ощущение цейтнота, решили не тратить время на разборку с РА, а работать с трансивера.
Не уверен, что время этим решением удалось сэкономить, поскольку начали возникать проблемы связанные с отклонением от первоначального плана. Так как РА уже не находился возле антенны и его П-контур как СУ не работал, КСВ в кабеле был неприемлемо большим. Сейчас точно не помню, но больше чем вытягивал тюнер трансивера. Ситуация осложнялась тем, что длина радиалов была 33 метра, в расчете на длину вертикала 48 метров. Таким образом, планировалось убрать реактивность удлиненной антенны. Но с укороченным вертикалом, укороченные радиалы реактивность добавляли. Поэтому нужно было придумывать прямо в степи какое то СУ. Работать на 80 метров уже и не планировали, поскольку коммутировать было нечего и нечем. Да и входной импеданс был с большой индуктивной составляющей, компенсировать которую в степи было нечем. Емкость сделать, это не катушку намотать.
Установка приемных антенн.
Остаток дня 6 мая был посвящен развертыванию приемных беверов. Было решено разворачивать две однонаправленные антенны. Одну примерно в район Карибов, это с QTH Маныча примерно 250 градусов и вторую в район Океании, примерно на 100 градусов. Длинна бевера 400 метров в диапазоне 160 метров, судя по описанию этих антенн у Гончаренко, давала примерно 45 градусов ширины ДН по азимуту. Поэтому с точностью до градуса можно было эти антенны и не позиционировать. Но точность мы обеспечили довольно большую. Выставив ноль градусов на север по компасу, повернули окуляр строительного теодолита на нужный градус по лимбу. После этого я сел в машину, обнулил счетчик спидометра и поехал в нужном направлении, а Андрей RN6FK, наблюдая меня в окуляр, корректировал курс по небольшой рации. Как только счетчик на спидометре показал 400, я остановился и забил последний кол. Так же мы поступили и с другим направлением, благо равная степь вокруг позволяла это делать в любом направлении.
Выглядело это так:
Это центральный столб возле палатки, с которого протянут один бевер и второй пока только привязан. Дальние концы заземлялись небольшим железным колом через сопротивление в 470 Ом. А вот то, что не заготовлены согласующие трансформаторы, до меня дошло только когда они понадобились. L В качестве согласующих трансформаторов использовали трансформаторы которые намотали полевиком на кольцах НЧ феррита, которые я и Саша RU6FA использовали для сетевого фильтра трансиверов, на них были намотаны дросселя сетевым проводом.
Результат работы натянутых антенн хорошо описан у Гочаренко: "И вот вам результат. Приёмная антенна не работает. Несмотря на все меры (правильные и достаточные) по подавлению паразитного приёма оплёткой. Вернее антенна-то работает. Но так, что лучше бы не работала - принимает все что угодно и со всех направлений и почти не дает выигрыша по сравнению с передающей (в режиме приёма):." Очень надеюсь на то, что уважаемый Автор не сочтет это цитирование сколь либо существенным нарушением. Просто доходчиво написано.
Все так и было, с той лишь разницей, что меры по подавлению паразитного приема оплеткой и почти все остальные, приняты не были.
Грустной констатацией того, что ни передающая, ни приемные антенны не работают как надо и закончился этот день.
7 мая!
Это был праздник Радио и калмыцкой кухни. Ну, о радио не буду т.к. вряд ли смогу сказать что либо новое или интересное. А вот о кухне, пожалуй смогу. Правда ярко выраженным любителям животных, это лучше не читать.
Калмыцкая кухня приспособлена к кочевому быту и, соответственно, максимально технологична и безотходна. Основой ее является, разумеется, мясо.
После того как туша разделана, первое блюдо которое быстро готовится и под которое быстро уходят первые бутылки "огненной воды" называется семджин. Свежая печень режется на небольшие дольки, обматывается "сеточкой" внутреннего жира, солится, перчится и готовится либо как шашлык на шампурах, либо на сковородке. В обоих случаях, все готовится очень быстро, если на углях, по пропекать нужно до момента когда корка, коротая сразу образуется на печени при воздействии высокой температуры, не начнет трескаться и через трещины не начнет выделяться сок. Если готовится на сковородке, то приготовленные как описано выше куски печени в жире укладывают на сковородку, наливают немного воды и ставят в сильный огонь на горячие угли. После выкипания воды, немного обжарить в сковороде и снимать. В обоих случаях важно не передержать. Поскольку печенка готовится очень быстро и быстро же становится сухой и черствой, если передержать. Если угли и прочее были готовы, то сам семджин готовится в течении максимум 5 минут. И можно продолжать.
Итак, после того как начало положено, можно приступать к основному блюду имя которому Кюр. Это очень древнее блюдо, распространенное среди монголоязычных народов. Ну, так по крайней мере написано в справочнике по калмыцкой кухне. Делали кюр пастухи в степи.
Бараний желудок тщательно моется и очищается от содержимого. Причем мыть нужно действительно тщательно, т.к. недостаточно промытый, он передает мясу специфичный запах и привкус. Хотя ценителям калмыцкой кухни это даже приятно, но остальным может показаться запахом несформированных отходов. :-) Так что в этом случае, желательно убрать и слизистую с желудка путем ошпаривания и отскабливания его внутренней стенки.
После того, как желудок приготовлен, в него помешается весь баран разобранный по суставам, вместе с оставшейся частью внутреннего жира. Мы поместили полбарана, поскольку планировали потом приготовить из оставшейся туши еще и другие блюда.
После того как баран помешен в свой желудок, его помещают в достаточно глубокую яму 0,8-1метр, в которой уже к этому времени натоплено горящих углей слоем сантиметров 20-30. После этого мясо раньше засыпали землей и сверху еще топили костер. Выдерживался такой режим минимум 10 часов или сутки. В результате мясо готовилось в собственном соку без доступа кислорода. Тут большую роль играло кулинарное мастерство кюрщика. Нужно было соотнести количество мяса, углей, состояние грунта и еще несколько более тонких параметров, что бы получить не сырое, не перепаренное и не сгоревшее мясо.
Сейчас к этому блюду относятся как праздничному и готовят в тазах. Один ставят на угли и в него помещают желудок с мясом, вторым большего диаметра накрывают. После этого яму накрывают листом железа, которое присыпают землей и на нем разводят огонь.
В результате получается очень вкусное блюдо со вкусом который колеблется, в зависимости от приготовления, от "мяса в горшочках" до тушенки. Только гораздо вкуснее.
И выглядит это так:
В кюр пред закладкой нельзя добавлять свежих овощей, кроме репчатого лука и чеснока. Поскольку томясь с мясом столько времени, они могут придать ему совершенно непредсказуемый вкус. И чаще всего с привкусом чего то скисшего. По похожей причине лучше не добавлять всевозможные специи. Добавок лучше кроме соли и перца лучше не добавлять совсем. Ценители мяса, ценят в первую очередь его натуральный вкус. Мною проверено - помидоры добавлять нельзя ни в коем случае, запах получается скисших помоев.
Вся подготовительная работа по кюру была проведена 6 мая и 7 утром кюр был готов. К нам подъехали профессиональные связисты, ну они так сами себя называют - ООО "Профессиональная связь", и мы начали праздновать наш совместный праздник.
Здесь в окружении связистов лежит Андрей RN6FJ, крайний справа Михаил RW6HKF. |
Саша RU6FA в кадр не попал, а Андрей RN6FK к сожалению перед подачей кюра уехал. Кюр гостям понравился, ими была съедена даже пропеченная часть самого желудка. Которая обычно не съедается.
Совместный праздник продолжался до вечера. Пока связисты не уехали, а мы и не думали прекращать так замечательно начавшийся день. Хотя меня, как устроителя экспедиции, все время не оставляло чувство неудовлетворенности достигнутым на этот момент результатом. Это вылилось в то, что я бы назвал "хватит пить, пора работать".
В следующие дни Женя приготовил еще пару блюд калмыцкой кухни, под названием дотур и цусн. Дотур готовится из ливера и промытых специальных кишок содержащих большое количество нутряного жира. Поэтому это блюдо является очень питательным и для ценителей очень вкусным.
Цусн, это кровь с добавлением нутряного жира, приготовленная в толстой кишке. Способ приготовления его и остальных блюд я описывать не буду, поскольку это не кулинарная статья. Скажу только, что барана мы ели еще три дня и народными средствами сохраняли мясо от порчи без холодильника.
Как следствие праздника, никакой реальной работы по наладке оборудования 7 мая уже не было. В этот вечер нам было приятней обсуждать.
8 мая
8 мая начался с того, что к нам присоединился мой старый друг детства, с которым мы вместе посещали радиокружок, Константин UA4LDP, приехавший из Димитровграда.
Сразу после этого мне пришлось на несколько часов съездить в Элисту. Когда я вернулся, то оставленные без присмотра и не отягощенные праздниками НАМ-ы уже решили вопрос по согласованию вертикала. Саша RU6FA показал замер параметров антенны на АА-330. Кстати врученный ему как победителю соревнования "Кубок Калмыкии" на новый год 2009. Прибор показывал активного 50 Ом и 0 реактивного. Для этого пришлось совсем немного удлинить вертикал.
Выглядело это так:
Вопрос по согласованию вертикала решен |
Итак, окончательный состав экспедиции выглядел так:
Слева направо: Саша RU6FA, Андрей RN6FJ, Костя UA6LDP, Анатолий UA6IBD, Очир UA6IGI, съемку производит Михаил RW6HKF |
А так выглядели наши будни:
Работа
Вечером 8 мая наконец началась работа на нормально отстроенную антенну. Правда без РА. Что то в нем отказалось настроиться на 160.
Право первой ночи было доверено Саше RU6FA и это доверие он оправдал в полной мере. :-) Около трех часов ночи по местному времени он сработал с RF5DN, это остров Reunion - французская колония. Находится в южном полушарии, восточнее Мадагаскара, на удалении около 7,5 тысяч километров от Маныча, в направлении почти строго на юг. По-моему, это шикарная добыча. По словам Саши "странно было слышать такой DX, одиноко дающий CQ". Т.е. его никто кроме Саши не слышал! Это и еще то, что он был сработан на голый трансивер, позволяет утверждать то, что QTH действительно хороший. И антенна, несмотря на недоделки, работала хорошо. И могла бы гораздо лучше.
Этот результат, на мой взгляд, оправдывает все усилия по подготовке экспедиции и вдохновляет на продолжение.
Больше ничего существенного за эту ночь не случилось.
9 мая
К сожалению, Косте и Анатолию нужно было уже уезжать. Отвез друзей в Элисту, посадил в автобус. Вернувшись после обеда, вместе со ставропольчанами чего то доделывали, допивали оставшуюся с 7 мая водку, в общем отдыхали и ждали захода. :)
Я сел на "дежурство". Правда эта ночь ничего интересного не принесла.
10 мая
В этот день боевым товарищам из Ставрополья настала пора уезжать. С утра разобрали походную мачту с инверторами, собрались. На дорогу пожарили шашлык из остатков барана, покушали, тепло простились и в машине Андрея, Саша и Михаил поехали домой.
На последнюю оставшуюся ночь я возлагал надежды по поимке ДХ, особенно хотелось взять кого то из западного полушария. Но не получилось. L
Окончание
Все описание работы на оборудовании и в эфире я рассылал друзьям в виде кратких отчетов, почти в режиме реального времени. Поэтому просто приведу их здесь в хронологическом порядке.
Sent: Sunday, May 10, 2009 2:18 PM
Subject: что было послеПосле отъезда Саши, Миши и Андрея, занимался бевереджами.
Намотал согласующий трансформатор, напаял разъемы, укрепил и натянул полотна.
РА времени заняться не оставалось.
На заходе включился. Сразу появилось ощущение, что беверы работают. При переходе на них эфир становился гораздо чище и некоторые станции пропадали. Дал общий вызов, позвали из Киева, на вертикал слышал 59, на восточный бевер не слышал вообще. При этом другие станции прослушивались чисто. Обрадовался, работает однако! Чуть позже увидел, что киевлянина не слышал на кусок кабеля длинной в пол-метра. Это был переходник, для подключения разных беверов к трансу, к которому сам бевер подключить забыл. :). Когда подключил, эфир стал гораздо менее чистым :-)
Выглядело примерно так, станции которые с вертикала шли на зашкал +20 Дб (а это были почти все слышимые станции), на бевер шли на 59. Переключение приема одной станции на разные беверы почти ничего не меняло. Не знаю как это пока интерпретировать, все таки все станции светились в красной зоне S метра. Сегодня попробую оценить прием - есть ли разница в приеме на разные беверы и есть ли разница в приеме запад-восток и север-юг.
Потом подошел Братское сердце (Андрей RN6FJ), вдувая 50 ватт в 40-ю антенну, принял его на вертикал с рапортом 55. Созвонились, поудивлялись, Андрей пожелал мне счастливой охоты, но не получилось.(прим. Андрей работал из Минвод, на удалении примерно 300 км. при том, что 40-вой антенной на 160 излучалось наверное не более нескольких процентов подводимой мощности)
Из-за CQ M не было 300 герц свободных, а если были, то через максимум 5 минут кто ни будь вставал на голову. Послушал до 10, потом решил вздремнуть часок и на восходе в Японии продолжить, может эфир рассосется. В 12 лучше не стало. Просидел до 2-х решил продолжить в 4. В 5 плюнул на все и лег спать.
Сегодня с утра, занялся РА. Хочу сегодня иметь киловатт.
Такие дела сегодня на 2 часа. Сейчас буду спать, до вечера.
[примечания] Почта в обед не ушла, сейчас есть новость, РА весело строился, потом что то произошло и он перестал. Поэтому, похоже без РА работать придется, но есть не нулевая вероятность, что в ходе работы починю
-----Original Message-----
Sent: Monday, May 11, 2009 11:20 AM
Subject: что было дальше. Описание ночи 10-11Начали работать вместе с Сашей RU6FA, слушали вместе эфир, Саша параллельно общался в интернете.
Эфир был подозрительно чист. Т.е. станций не было вообще. Редко появлялись не особенно далекие, на которые я не отвлекался. Стучал CQ на 1825 и в перерывах сканировал диапазон. Подошел Саша и телеграфом дал, что как я понял, .ZS передает на 1824. Я был почти в шоке. Я, в степи, на большой вертикал и беверы не слышу, а Саша почти рядом в городе слышит. Выходило, что все усилия свелись к доказательству того, что из города выезжать не надо. Позже Саша по телефону сказал, что общался он с ним по сети и ZS не передает, а слушает меня на 1824 :-)
Пока я это уяснил, ZS ушел. Потом было еще несколько попыток связаться далеко по споту. Потом ушел Саша.
Я честно сидел до полшестого утра. Давая CQ и сканируя диапазон. Ничего далекого я не услышал и меня тоже не слышали. Было пара станций с нашего севера, Калининграда и еще откуда то, дали 58.
Единственной чего то стоящей связью была Норвегия и то, потому что ее у меня не было.
Вот собственно и все пока. После окончания восхода по ДХ-атласу, связавшись на последних остатках прохода с греком, пошел, наделал снимков вертикала в лучах восходящего солнца. Вроде получились красивые снимки.
Теперь думаю, чего было больше - отсутствия прохода, недоделанности бевереджей или операторского опыта. Наверное, всего сразу и вопрос только в соотношении :-)
Но бевера не работают, по крайней мере, как пишут им положено. При прослушивании болтания итальянцев, смена одного на другой может и давала чего то, но и то, на уровне субъективности. К сожалению, не смог оценить и подавление в бок.
Сейчас прочитал про беверы еще раз и похоже тут всю диаграмму смазывает неправильно выполненное подключение. Попробую изменить, если получится, опишу
Отправлено: 11 мая 2009 г. 18:25
Я решил сегодня еще на ночь остаться. Так что может быть и реализую результат! Тем более, что почти всю прошлую ночь дождь шел и похоже была статика, шум был сильный. Даже аттенюатор приходилось иногда включать. Сегодня вроде лучше.
Отсутствие результата тоже результат, это верно, но не всегда лучший :-)
Правда результат у нас есть, Сашина добыча, просто шикарна. Это одно уже может оправдать всю экспедицию! Но хочется чего ни будь и в свой карман :-)
В западный бевер внес изменения, посмотрим, что получится. Если будут улучшения, обнародую опыт :-)
Хороший для выезда РА вещь нужная!
Отправлено: 12 мая 2009 г. 5:54
Тема: ну вот и все
Закончилась последняя ночь этой ДХ экспедиции.По отработанной схеме вместе с Сашей RU6FA, начали работу. Саша наблюдал за моей работой, кидал сообщения в сеть.
Это у меня была вторая по счету ночь, а днем почти не спал, так что спал в периоды с 10:00 до 11: 30 и с 2:00 до 4:30.
Прохода не было всю ночь, вообще никакого. Но под конец на Low Band появилось сообщение, что меня слышат в NA! Сон прошел настолько, что сейчас пишу это письмо.
Прилагаю скан с экрана с нашей перепиской с Larry.
Так что вертикал работает хорошо. По беверам отпишу позднее. Сейчас буду спать. К 9:00 подъедут еще люди, будем валить и разбирать вертикал.
До встреч!
А не спал я из-за коров. Эти любопытные животные пытались все время обследовать новые объекты появившиеся в их жизни и использовать любой шест для чесания. От чего эти шесты ломались и/или падали. Поэтому все веревки, радиалы, полотна беверов, оттяжки палатки приходилось натягивать заново. Но самый жестокий штурм я отбивал 12 числа, оставшись один. Женя с Аликом ушли на рыбалку, а я собирался поспать после ночи в наушниках. Но тут увидел как одно стадо ломает колья радиалов и одна тварь запуталась в оттяжках вертикала, от ее дерганий вертикал существенно дергало тоже. Сон прошел сразу, и я побежал спасать вертикал. Пока прогонял этих вандалов, не увидел как другое стадо то же самое творит с палаткой. Отогнав их от палатки увидел, все что было подключено к проводам выходящим за палатку, лежит на полу. В том числе и мой трансивер, его коровы сбросили со стола, зацепив за коаксиал. За трансивер я решил мстить до полного удовлетворения. J Выскочив из палатки сел в первую попавшуюся машину, их двух имевшихся J, и начал громко сигналя гонять это стадо по степи. Занимался этим долго и жалел только о том, что попалась легковая. Если бы сел в УАЗ, то можно было бы давать бампером легких пинков под зад этим тварям. Хотя может быть это и к лучшему, а то мог бы наверное и ноги им переломать не рассчитав. В следующий раз нужно будет взять или собаку или холостых патронов. Иначе коровы оказываются серьезной проблемой. Какой тут бевер на пару километров.
Так закончился день 12 мая - последний день этой экспедиции. К обеду подъехали помощники и в один день мы закончили работы по разборке вертикала и лагеря. 13-го загрузили все в транспорт и увезли. Выглядело это так:
13.05.09
Сейчас выспался наконец. Как обещал, высылаю информацию по бевереджам.
После обнаружения неудовлетворительной работы антенн, взялся почитать на эту тему Гончаренко.
Выяснил следующее:
- Поскольку усиление у антенны очень не большое, то ее диаграмма и соотношения взад-вперед и вперед-вбок легко ломаются даже небольшими кусками провода не составляющими саму антенну. Т.е. даже оплетка кабеля может набрать достаточно мешающего сигнала, чтобы поломать диаграмму.
- Заземление, просто вбитый в землю кол, не очень хорошее ВЧ заземление, поскольку можно шумов и от земли набрать. Правда, поскольку собственное сопротивление у бевера довольно большое 400 - 800 ом, требования к земле не такие строгие как у вертикала. Поэтому лучше система не больших радиалов. Хотя наверное, в степи, вдалеке от всех электрических заземлений, ков в качестве заземления возможно применить.
Доработки касались следующего: на западном бевере было добавлено ВЧ заземление и согласующий трансформатор перенесен на самое начала полотна. До этого он лежал возле трансивера и к нему шел кусок полотна бевера длинной около 5-6 метров, составляя с основным полотном угол около 90 градусов.
Земля, если помните, на приемном конце была организована как 20 см шпилька, вбитая возле стола. А на дальнем конце заземления у западного не было, а у восточного, полевик парой жилок пытались прикрутить к колу оттяжки. Поэтому возле самого кола, на который сходились начала антенн, вбил треугольником со стороной примерно полметра, три железки и обтянул плотно медной проволокой 2мм. Прямо на землю подключил обмотку транса и коаксиал идущий к трансиверу закопал в землю. Из коаксиала накрутил витков 50 ВЧ дроссель возле трансформатора и в довершение еще это все накрыл мангалом. На дальнем конце бевера получше зачистил контакт с колом и добавил два радиала метров по 7 в разные стороны. С восточным заниматься времени не осталось.
При включении после доработок сразу опять стал слышать бензогенератор. Если помните, мы его слышали когда он стоял возле беверов и перестали после отнесения его подальше. Т.е. похоже, после улучшения заземления и согласования, усиление у бевера увеличилось. Все станции которые слышал на вертикал, слышал и на бевер, но гораздо более комфортно. Оценить ослабление с подавляемых сторон у бевера не смог, мало станций вообще работало. Хотя после совета Саши пошел в SSB участок и послушал работу RV9WCU из Ишимбая, вроде станции из Узбекистана, которые к нему подходили слышны были существенно слабее. Послушать их на вертикал не догадался, спать сильно уже хотел. :-) Дело было около 4 утра.
Подытоживая можно сказать, что вертикал работает хорошо. Если бы подняли 48 метров, было бы в несколько раз лучше. Поскольку теоретическое сопротивление излучения у 35 метрового вертикала составляет 25 ом, а у нас было 50, то 50% (25 ом) шло на обогрев земли. А у 48 метрового теоретическое сопротивление излучения уже 75 Ом. И при тех же потерях в земле излучалось бы уже больше трех четвертей энергии передатчика. И нас бы слышали гораздо лучше J
Выводы.
Их несколько:
- Основные предпосылки подтвердились, место для НЧ DX работы подходящее, особенно в южном направлении и вертикал из этого места позволяет делать хорошую работу на большие расстояния.
- Место оказалось очень тихим, т.е. на прием использовали вертикал, не включая атеннюатор.
- Готовиться нужно лучше, фактически почти все на острове доделывалось. Если бы нужно было только монтировать все отлаженное и подготовленное, то вполне реально выехав с утра к вечеру все смонтировать, разбить лагерь и начать работу на вертикал. Поскольку сам монтаж и подъем вертикала электролебедкой занял в чистом времени часа три.
- Бевера. Деревянные колья вбитые в землю - неудовлетворительная основа для полотна. Особенно при наличии коров. Тяжело вбить деревянный тонкий кол в землю. Нужно будет заготовить стальные колья из 20-го уголка длинной сантиметров 30-40 с наваренным куском 40-й трубки для вставления в него черенка в качестве опоры полотна. Высоту полотна от земли опустить до уровня 50-60 см, что бы коровы не терлись. И наверное хорошая идея использовать голый провод и днем на него подавать вольт 12 для отпугивания коров.
- Количество операторов должно быть больше чем один. Хотя бы для одновременного прослушивания беверов в разных направлениях и желательно в разных диапазонах. Для этого нужны коммутаторы приемный и передающий. И обязательное условие трансиверов должно быть столько, сколько операторов. По крайней мере не меньше чем рабочих мест. Это означает, что все операторы должны прибыть со своим трансиверами.
- РА вместе с коммутаторами должны входить в комплект вертикала, т.е. предоставляться устроителем экспедиции. Поскольку просто сторонний РА нужно будет сопрягать с принятой системой работы и оборудованием, а это не гарантированный результат и гарантированная потеря времени.
- Состав участников, нужны люди понимающие, что возможность это еще не результат. Желательно опытные DX-мены, но не обязательно. Обязательно - активные члены команды готовые работать на общий результат и не впадающие в уныние при его отсутствии. В общем Low Band people. J Максимальное количество операторов зависит от оснащения и наверное при том комплекте как я описал, может быть 4-6 человек. Поскольку выезд будет не на один день. Ну и одному там тоже трудно, нужно хотя бы три человека. Поскольку, если придется что либо делать с таким вертикалом, то вдвоем просто не справиться.
Планы на будущее.
Первое, такой выезд планируется сделать ежегодным. К сожалению, поскольку этот выезд не на один день, а желательно не менее недели, то у меня есть возможность его устраивать в период с майских праздников. Начиная с первого, заканчивая девятым мая. Проходы в это время уже закрываются, но говорят "нет плохого прохода, есть плохой setup" :-)
Второе, в планах наращивать количество вертикалов, до решетки хотя бы из четырех. В этом случае, решетка вертикалов на прием будет лучше чем бевер и даже решетка беверов. Но это перспектива не следующего года.
Третье, в следующем году сделать синфазную решетку из нескольких беверов.
Воззвание к Low band mans.
Поскольку планируемые сооружения довольно большие и трудозатратные, делать их на несколько дней, а потом сносить мне представляется обидным.
Поэтому я предлагаю всем, кого интересует этот проект, составлять свои команды и приезжать на остров отдельной сменой. В этом случае, я готов оставить по смене антенны, коммутаторы, кабели, центральный шатер, электропроводку лагеря. Трансиверы, бензогенераторы, палатки, инструменты и все остальное, что невозможно перечислить, смене нужно иметь свое. Тем самым можно будет продлить эксплуатацию самой трудозатратной части оборудования и это хорошо. J Есть возможность уехавшим, потом подъехать еще раз. Ну и дух соревнования тоже штука приятная. Если эта идея сможет выжить, то возможен вариант функционирования лагеря вообще весь теплый сезон. Конечно это не реальная перспектива, а скорее теоретический предел. К сожалению, во время распутицы и снега, проехать на восточный край острова почти невозможно.
Хотя летний сезон, это не лучший сезон проходов на НЧ, но говорят южное полушарие лучше работать летом, когда у них зима. А грозовая активность в Калмыкии гораздо ниже чем в других регионах. Все-таки почти пустыня.
Условия при которых возможна передача лагеря простые:
- организатор должен быть человек известный в НАМ сообществе и с положительной репутацией;
- организатор несет персональную ответственность за полученное оборудование;
- организатор подбирает свою команду и договаривается о графике заезда и работы;
- организатор заехавшей смены не может оставить оборудование не передав его следующей смене или мне, т.е. просто бросить его ;
Это все условия. Тех, кого это предложение интересует, прошу писать мне на адрес ochir (at) profsvyaz.ru Сюда же можно написать, если будет желание поучаствовать в обсуждении данного проекта с основными участниками. По запросу я предоставлю доступ на форум сайта.
Просьба ко всем читающим, на сайте с оригиналом статьи http://ua6igi.profsvyaz.ru/ организовано голосование в котором можно высказать свое отношение к предложению. Прошу высказать свое отношение. Если в голосовании нет подходящих вариантов, прошу написать мне.
На последок, привожу ссылку на полноразмерные фото вертикала, лагеря, острова, узлов, НАМ-ов и всего прочего, что не вошло в статью. :-) Размеры снимков 2-4 Мб. Фото экспедиции
73! de UA6IGI
Просмотров всего 14,114, сегодня 1 |
Обновлено 16.11.2009 19:31:24 Статью прислал - Источник: http://ua6igi.profsvyaz ... /2009/ДХ_экспедиция.htm |
Отредактировать текст этой статьи? Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |