LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP

Памяти WF3J



Автор: Члиянц Георгий (UY5XE)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наша история"

В память о несколько лет назад трагически погибшем Борисе Платонове (WF3J, ex:UB5KAF), публикую (из своего архива) его письмо-воспоминание восьмилетней давности. Думаю, что читателям сайта его прочитать будет интересно
73! UY5XE


From: "Brass Pounder"
Date: Sat, 8 Sep 2001 20:32:06 -0000
Subject: Re: [russiandx] 1951-1956
Жора!
Спасибо, дорогой мой друг, за то, что начал публикацию "репрессий".
ак говорит пословица, "Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего".

Hадеюсь, что в твоей уникальной коллекции "Радиолюбительство и радиоспорт" продолжает находиться, подаренный тебе много лет назад, мой персональный значок "UB5KAF"...

Жду своего часа (твоих публикаций по репрессиям периода 1961-71гг.), т.к. есть что вспомнить и мне.

Дело в том, что по советским законам меня и близко нельзя было подпускать к HAM Radio, поскольку имел родственников в США, да не простых, а дипломатов высокого ранга: брат жены моего дяди был Главой Миссии США в ЮНЕСКО. Отец жены - бывший петлюровский офицер, принявший сан священника (все это было до войны, на территории Польши), по приезде в США основал Парафию Украинской Православной Церкви в Вашингтоне.

Мой путь в радио начался довольно необычно. В школе был почти отличником, но, когда в 5-м классе начали изучать иностранный язык(спасибо родителям - предпочли английский немецкому), пошли двойки и тройки. Через месяц родители нашли мне учительницу и я стал брать уроки английского, 2 раза в неделю по 2 часа. Через несколько месяцев я уже был лучшим учеником, а однокласники стали звать меня "Боб". Все это было в 1959 году, а в радио я пришел летом 1961 года. В 300-х метрах от моего дома находился обастной радиоклуб ДОСААФ и, однажды, околачиваясь по дворам, я услышал из открытого зарешеченного окна английскую речь, причем с ужасным акцентом. С целью "научить как правильно говорить по-английски" я нашел дверь, заглянул вовнутрь, увидел кучу аппаратуры и оператора. Тогда начальник радиостанции меня выгнал (опасаясь, скорее всего, чтобы пацан ничего не "спер"). Я пошел к отцу, все рассказал. На следующий день отец взял бутылку водки, колбасу и пошел в радиоклуб. Придя домой сказал: завтра можешь идти, тебя не выгонят. Так начался мой путь в радио. В отличие от подавляющего большинства, до прихода в радиоклуб я никогда не держал в руках паяльника.

Коротковолновиком я, по законам советского времени, действовавшим на Западной Украине, не имел права быть. Причина простая - дядя в США. Он попал туда в 1949 году, а первое письмо домой осмелился написать только в конце 1959 года, когда понял, что времена Сталина ушли навсегда. Чтобы Вам ситуация была понятна, я должен вернуться во времена, предшествующие моему рождению. Мой отец родом из Владимирской области. Будучи пацаном сам сделал фотоаппарат (!) и фотографировал жителей деревни на фотопластинки, которые тоже изготавливал сам. В армию попал в канун войны и служил в охране Кремля (войска КГБ). Когда война закончилась, его послали на Западную Украину "истреблять националистов". Потом он познакомился с моей мамой, они стали встречаться и полюбили друг друга.

Вскоре его вызвали к начальству и поставили перед выбором: украинская девушка или КГБ. Отец выбрал первое и был изгнан из "органов". Как Вы понимаете, поступок более чем мужественный (времена-то сталинские и он отлично понимал, ЧТО может последовать за его отказом работать в "органах"). Ему пообещали, что работы он ни в Ровно, ни в области, ни вообще на Украине он не найдет.

Правда, из КПСС не выгнали, только дали строгий выговор с занесением в учетную карточку. Через несколько лет после моего рождения он все-таки устроился фотокорреспондентом в местную газету "Ковельский железнодорожник". А еще через несколько лет он послал свои фотоработы в Москву и вскорости был прият в ТАСС фотокорреспондентом по Ровенской и Тернопольской областям. Таким образом он стал ПОЛНОСТЬЮ независимым от местных властей, даже от 1-го секретаря обкома партии!

А еще через некоторой время по совместительству стал фотокорреспондентом РАТАУ (радио-телеграфное агенство Украины) по тем же областям. Как Вы понимаете, 1-й секретарь обкома партии не мог позволить, чтобы у него в области действовал независимый журналист, поэтому он сделал моего отца своим личным другом и собутыльником.

Когда я подрос, отец стал брать меня на многочисленные охоты и рыбалки, которые организовывались по очереди первыми секретарями районов области для "ПЕРВОГО" и его свиты... В 14 лет я вовсю ездил на нашей "Волге ГАЗ-21" (не имея прав, с отцом рядом). ГАИ не имело права остановить машину Платонова (было личное указание 1-го). Во время работы в ТАСС-РАТАУ отец всегда был в десятке лучших фотожурналистов СССР и привлек меня в помощники. В 7 лет я уже умел фотографировать, а в 12 уже готовил отцу проявители по его собственным рецептам.

Теперь вернемся к моей персоне. Когда я начал заполнять Анкету коротковолновика-наблюдателя, наткнулся на вопрос: "Есть ли у вас родственники за границей? Где, с какого времени и как туда попали?" Отец сказал четко: - Пиши, что нет. Я так и сделал. Как Вы знаете, ВСЕ анкеты проходили тогда проверку в КГБ. Конечно, они видели, что я написал неправду, но отказать в позывном (хоть и наблюдательском) сыну ПЛАТОНОВА?!

Навлечь на себя гнев 1-го?! Позывной я получил, дали мне под расписку приемник "КВ-М" (17 ламп типа 2К2М) и стал наблюдать яростно, с иступлением. Оторвать меня от приемника было практически невозможно! Отец отпечатал мне QSL-карточки с фотографией (!) - получить разрешение Обллита на это дело было для него сущим пустяком - и я стал получать QSL "из-за бугра"!

Начальник коллективки областного радиоклуба UB5KFF заикался и, поэтому, ненавидел работу телефоном. В те дни на SSB в СССР работала только ОДНА радиостанция - UA1DZ, да и то эпизодически, потому что я многократно работал с ним АМ в начале 60-х.

Так вот, начальник р/ст (Василий Король, UB5XX, потом U5XX, now SK) сказал: "Не выучишь телеграф - на станцию не пущу!" Коротко, как выстрел. Как я ему за это "насилие" над собой благодарен! Поэтому, когда в Рефлекторе обсуждался вопрос, должен ли знать коротковолновик телеграф? - я привел простой пример: спросите 6-7-летнего пацана, что он больше хочет: кататься по улице на велосипеде и играть в футбол, или ходить в школу и делать домашние задания? Ответ, думаю, предсказуем на 100%. Поэтому взрослые совершают "насилие" и заставляют детвору ходить в школу. Потом, когда вырастут, поблагодарят за это родителей.

Опять вернемся ко мне. У нас в Ровно есть 2 брата. Оба учителя физики в средних школах. Один до сих пор изредка работает в эфире (Яков, US0KF, ex - UB5XY), другой - Леонид, когда-то имел УКВ позывной, но радио забросил лет 30 назад. Так вот, этот Леонид договорился с начальством областного радиоклуба, что два его выпускных класса в качестве производственной практики будут изучать Азбуку Морзе. Ну и меня "втиснули" в одну из групп. Я был учеником 8-го класса, они, кажется - 10-го. Короче, я азбуку выучил за месяц (под руководством В.Короля) и в начале Октября на экзамене принял скорость 75 зн/мин.

На нашей коллективке аппаратура была такая: приемник американский BC-312, передатчик - SCR (750 Ватт на выходе), антенна - G5RV. К передатчику был сделан самодельный VFO ("плавный кварц" - VFO+XCO) на 3.5 МГц. И, самое ГЛАВНОЕ! - электронный ключ на лампах 6Н8С, СГ3С, СГ4С и двух реле РП-4. Я спросил Короля: - а где МНЕ взять такой ключ? А Мефодьевич ответил: - купи этот. Отец дал мне 24 рубля - такая цена была назначена - и я стал счастливым обладателем электронного полуавтоматического ключа с манипулятором! На другой день на коллективке появился точно такой же ключ - Мефодьевич принес свой из дому. В 1961 году 0.5 л бутылка водки стоила 2.87, так что 24 рубля были довольно "большими деньгами". Нужно ли говорить, что я часами "дрочился" дома на ключе и довольно быстро был допущен на UB5KFF в качестве постоянного оператора. В мае 1962 года я уже принял участие в телеграфных соревнованиях "CQ-MIR". Исключительно много наблюдал в эфире. В погоне за странами "садился" на DX-станцию и подбирал всех, кто с ним работал. Так было почти 4.5 года! Наблюдение в эфире за работой ведущих операторов было для меня своего рода "академией" - я ПЕРЕНИМАЛ ИХ СТИЛЬ РАБОТЫ!

Прийдя на UB5KFF я полученные знания применял на практике и мой стиль здорово отличался от стиля остальных ее операторов. Найдя среди QSL-карточек несколько красивых карточек от SWL, я написал им письма с предложением переписываться и очень скоро я затеял переписку с SWLs из Бразилии, США, Англии, Дании и Австралии. Нужно ли говорить, что переписка значительно расширила мой словарь, я полностью освоил грамматику английского языка и даже стиль письма (характерный, "английский" почерк). В качестве юноши я несколько лет ездил на соревнования по приему-передаче радиограмм, было 7-е личное место в Украине (в 1964 году, уже будучи юниором, наша команда заняла 3-е место в Украине на соревнованиях СЮТ, что, по сути дела, было Чемпионатом Украины среди юниоров по приему-передаче радиограмм).

В 1963 году у меня, SWL, уже был свой P.O.Box! В то время за это закрывали, но я пользовался "широкой спиной" отца в полной мере, и вот уже на P.O. Box валом пошли QSL-карточки, письма "из-за бугра", дипломы (с оплатой купонами IRC, которые мне присылали мои корреспонденты...). Представляю, КАК скрипели зубами в КГБ, наблюдая за моей активностью! Но против Компартии переть не моги! В 1963 году я получил УКВ позывной, а в 1964 году - КВ позывной UB5XQ, который мне дали в виде исключения, т.к. мне было всего 17 лет, а КВ позывные выдавали только в 18 лет. Я в то время был учеником 10 класса средней школы и несколько раз в соревнованиях (1963-64гг.) значительно перекрыл норматив Мастера Спорта по радиосвязи на КВ. В те времена был такой "скоростной час": 10 связей в час - 3 разряд, 20- 2-й, 30 - 1-й и 40 QSO/час - Мастер Спорта. Я легко делал по 48-50 QSO в час (на поиск, поскольку антенна - G5RV, без трансивера и РСТ тогда давали "честные" - от 339 до 599), но один раз заявку "прозевали", в другой раз - еще что-то "не состоялось" и я тогда ничего не получил.

В эфире работал только телеграфом, по многу часов в день, занимался "rag chewing" на скоростях 200-220 зн/мин открытым текстом по-английски. С работой телефоном были проблемы. Иностранные корреспонденты, увидев, что со мной можно поговорить более, чем RS, QTH, NAME, расспрашивали меня о многом и Мефодьевич "дружески" попросил меня, чтобы я телефоном не работал ("а то коллективку закроют!"). Да и мне самому CW был намного интереснее...

Все шло по восходящей линии, но 1 ноября 1964 года в автокатастрофе погиб отец... Погиб он, наткнувшись на каток, что строители оставили на проезжей части. Был туман, дорога была новостроящейся и он, очевидно, не заметил знака "Проезд запрещен". Вместе с ним погиб директор одного из предприятий, а едущие на заднем сиденьи два инструктора обкома партии попали в больницу с различными переломами...

Весной 1965 года на меня вышел работник КГБ майор Еськов и мы пробеседовали часа 2. Суть беседы такова: все мое поведение как коротковолновика (беседы открытым текстом, переписка с иностранцами, P.O.Box, QSL direct, дипломы за IRC, полученные в обход ЦРК, т.д.) позволяет им (КГБ) закрыть меня навсегда. Мне был предложен вариант: они позволяют мне заниматься радио "в том же духе", а я становлюсь их внештатным информатором. Болтовню о том, что "страна окружена врагами и что без моей помощи СССР не выживет", я опустил. Мне также было обещано, в случае моего согласия, "поступление в ЛЮБОЙ ВУЗ Советского Союза". Я, внутренне возмутившись, сказал, что подумаю.

О нашей встрече майор Еськов просил никому не говорить, на что я согласился. В течение 65-66 годов он выходил на меня еще несколько раз, а потом, увидев, что я "вожу его за нос", встречи прекратил. В январе 1967 года мне не продлили разрешения на UB5XQ. Я погоревал, но не сильно, поскольку дома был только самодельный передатчик на ГУ-50, приемник "КВ-М" и антенна VS1AA. В клубе же - Р250М, ГУ-81 и 2 el QUAD. Тем более, что я на коллективке дневал и ночевал. Потом у меня отобрали SWL позывной. У меня оставался единственный пропуск на коллективки города - Удостоверение "Общественного контролера-инспектора", подписанное Э.Т.Кренкелем.

Когда в конце лета 1968 года в Ровно проходил Чемпионат СССР по "Охоте на лис", я встретился с Н.В.Казанским, все рассказал и попросил помочь. Тот вместе со мной повозмущался "произволом КГБ" и сказал, что поможет. Вскоре из Москвы пришел циркуляр с требованием "изъять у Платонова Б.А. удостоверение контролера". Дорога в радио закрылась.

Когда меня "закрыли" в январе 1967 года, мне было 19 лет...

Хочу сказать, что Казанскому ничего не стоило чуть-чуть пошевелить пальцем – и я мог бы работать хотя бы на коллективках... Наблюдательский позывной мне вернули только в 1972 году, когда критически не хватало операторов на круглосуточную работу в эфире коллективки областного радиоклуба (UB5KFF) спецпозывным UB50E (в честь 50-летия образования СССР) в течение 7 дней, а КВ позывной я "отвоевал" только в 1979 году, через 13 лет после того, как его у меня отобрали (не продлили разрешения).

73! bp (WF3J, ex - UB5-50018, UB5FHW, UB5XQ, UB5KAF)
BP (БП) - это мои инициалы, а в начале прошлого века Брэсс Паундерами ("колотящий по латуни") называли телеграфистов. В те времена телеграфные ключи делались именно из этого металла. Я выучил телеграф за месяц, в 1961 году, когда мне было чуть больше 14 лет. Кстати, если в окошке Браузера напечатаете Brass Pounder, то Интернет выведет Вас на Brass Pounder Association. Почитайте, интересно. Правда, я к этой Ассоциации не имею никакого отношения.
http://www.qrz.ru/callsign.phtml?callsign=wf3j


Просмотров всего 14,033, сегодня 2 Обновлено 29.10.2009 13:46:39
Статью прислал -
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 5.00 баллов на основе 7 мнений
Отлично
 7
100%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 0
0%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 12

 
RZ6FEгость
04.09.2013 09:52

"Да, так оно примерно и было: страху кое у кого было больше, чем самих "репрессий". Сотрудничество с органами гражданам, между прочим, и в США предлагают. Те, кто соглашаются, с гордостью говорят о себе потом: "Я работал на правительство Соединённых Штатов!". А то, что автор письма свою страну не любил и когда это стало возможным покинул, доказывает, что органы госбезопасности в общем-то достаточно обоснованно не доверяли ему. Члиянц что-то зациклился не теме "репрессий", может ему тоже лучше тоже съехать куда-нибудь за океан или предлагать свою статьи радио "Свобода", вещать оттуда вместе с боровыми, стреляными и новодворскими. Опять-таки и аудитория будет шире и гонорар заплатят." Виктор. ПРИСОЕДИНЯЮСЬ!!!! ХВАТИТ РАЗЖИГАТЬ СТРАСТИ!


 
RX1AG VALENTIN IVAN0Vгость
07.02.2012 14:27

Совершенно случайно "наткнулся" на эту заметку.И с огромным интересом прочитал её. Сейчас, в ХХ! веке молодому поколению трудно понять, в какое время мы росли и занимались нашим радиохобби. Все написанное соответствует действительности. В городском радиоклуба г Баку, где я начинал свой путь в короткие волны, на клубные "пятницы" приходил человек в штатском -работник Госбезопасности и, отозвав провинившегося потихоньку в сторону, проводил с ним профилактическо-разъяснительную беседу. --------------------------------------------------- ----------------- С Борисом Платоновым встретился однажды на секционном заседании секции КВ градиоклуба г.Ленинграда.Встреча произошла в 80-х годах,точную дату не помню.При встрече Борис подарил мне свою чистую QSL- UB5KAF. Она хранится в моей коллекции по сей день...Светлая ему память ...


 
ua1osmгость
23.04.2011 14:59

Могу подтвердить, как бывший сотрудник ЛенУКГБ, что все написанное - правда. К сожалению, Владимир Каплун, UA1CK, nw DJ9BK не хочет пока рассказать, какую пакость гебня сделала с ним в юности, да и кое-что я слышал лично от Вл. Гончарского, как преследовали его самого и убили его отца. Роль Н. В. Казанского в преследовании радиолюбителей я испытал на себе. Абсолютно беспринципный чиновник, могущий отдать на растерзание костоломам мать родную, если прикажут. Он так же мордовал и Эрнста Кренкеля по приказу Сталина в начале 50-х. Я всегда смотрел на КГБ СССР критически, и как только они нарушили закон, дал им в морду. И всем советую точно так же - бить гебню изо всех орудий, если она преступает Конституцию и Закон! Они трусы, и побегут, если встретят сопротивление народа, как в январе 2005-го!


 
Alex Yul. Brudskyгость
24.02.2011 17:57

Только что, случайно прочтя данную статью, узнал о трагической гибели Бориса Платонова WF3J@erols.com , с которым познакомился в р/любительском эфире в 1998 году, работая на 14.190 Mhz SSB. Даже и не верится, что не стало такого Человека! У нас с ним длительное время была активная переписка с помощью электронной почты, т.к. оказалось очень много схожего в биографических воспоминаниях: то же знакомство с р/клубом ДОСААФ в юношеском возрасте, те же ночные "бдения" у приёмника и т.д. и т.п. Такое же "милое" общение с кровожадными гэбистами на определённом этапе жизни. Но, Борису по жизни повезло больше - хватило мужества принять правильное решение. Меня же и мою семью постигла совсем иная участь - я выжил наперекор смерти, а вот родителям моим не удалось...... Помню, у Бориса в Штатах была любимая женщина, с которой он встречался на "уик энды", т.к. очень много времени занимала работа, к которой он очень ответственно относился. Так пусть же память об этом прекрасном Человеке сохранится в сердце близкого ему человека! А в моём сердце память о нём будет вечной!!! А Вам, Георгий, большое спасибо за опубликование материала, расказывающего о непростом жизненном пути прекрасного Человека и радиолюбителя - Бориса Платонова WF3J. Вечного полёта ему в эфире !!!


 
Сергейгость
21.11.2009 22:12

выдача наблюдательских никаких страстей с с КГБ не предполагала. сам получал в закрытом городе. Не надо уж так демонизировать время и правила, которые, конечно, были не сахар, но не до таких же "воспоминаний" о получении SWL-позывного. Понимаю это пихологическое состояние, особенно у людей с подобной семейной исторей, во время работв в США в 90-е неоднократно сталкивался с ребятами, которые построили отношение с новой страной проживания мифологизируя собственное прошлое...


 
Георгий (UY5XE)гость
11.11.2009 10:32

Честно говоря, я не понял о каких "чудесах" с наблюдательскими позывными в письме-воспоминании Бориса идет речь?!...


 
Сергейгость
10.11.2009 12:36

Конечно, время было, мягко говоря, особое, но с Яковом сложно согласиться: дело в том, что "некоторые неточности" и являются сутью половины, по крайней мере, статьи. "Чудеса" с наблюдательскими позывными - один из примеров. Да... Насколько же может окрашивать интересный текст чрезмерно субъективный подход к окраске фактов...


 
Я ков, US0KFгость
31.10.2009 18:49

Не хочу реагировать на 4 предыдущих пиьма, - чтобы говорить о нашем Борисе, надо было хорошо его знать. Да, его отец был влиятельным человеком, его побаивались среди партийных "бонз", но Борис этим не кичился, не использовал во зло другим. Был простым, открытым парнем, любил пошутить, рассказать умный анекдот, не любил пошлости. Быстро стал среди сверстников-радиолюбителей авторитетом в лучшем смысле этого слова. И мы, его старшие товарищи, очень уважали его. Если он чего не знал, не стеснялся спросить, сам охотно делился тем, что знал и умел. Обучаясь телеграфу с моими школьниками у Василия Короля, он многим из них помог не бросить CW, некоторые ещё тогда стали получать позывные и до сих пор работают в эфире. Действительно, судьба его было очень непростой, но он не терял присутствия духа, а его дружелюбию не было предела. А то, что он отказался "стучать" на нас, - абсолютная правда. Правда, он это не афишировал, знали немногие. Когда он уехал в гости к своим родственникам в США и остался там (это была уже вторая поездка, из первой он привёз TS-440 и работал на нём), это было большой потерей для всех нас. Но вскоре мы стали встречаться с ним уже в эфире, он и там смог доказать, что может работать так, что получил высшую лицензию, сдав все экзамены за один раз. Большинство из нас хранят в своих коллекциях и прежние и американские QSL от Бориса, его память навсегда с нами. Вечного ему полёта в эфире! P.S. Читая письмо Бориса к Георгию, не надо акцентировать некоторые неточности, - всё это было уже давно, да и не у всех это время и события вызывают однозначное восприятие. 73! Яков, US0KF, http://us0kf.ucoz.ru


 
ВладКогость
30.10.2009 13:16

=Коротковолновиком я, по законам советского времени, действовавшим на Западной Украине, не имел права быть.= -Странно!! А что Законы советского времени действовали ТОЛЬКО на территории Западной Украины? Но тем не менее, стаття полезная тем, что дает возможность проанализировать и задуматься. Хотя автор и подчеркивает "свое Эго"


 
Владимиргость
30.10.2009 07:37

А что, очень похоже на правду! Молодец, что всё написал! Народ должен знать, как было в самой правдивой стране мира на самом деле! Но!!! Чем нынешние времена отличаются от тех? Демократия сейчас? Всё можно говорить? Безобразий нет? Обратите внимание на позывной UN7BF ... и на его "творения". Келейщина, откровенный произвол и диктат ...неудержимое желание абсолютной власти ... лишение конституционных прав целых общественных организаций. Почитайте на http://un7bv.narod.ru в разделе "Инфо", а также на сайте АРЛ WWW.QRZ.KZ . Так чем отличаются те времена от нынешних? Может даже ещё и похлеще сейчас! Демократия в самом разгаре ... !!! Всего доброго всем! UN7BV un7bv@mail.ru 73!


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры