LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > Наша история > О радио и радиолюбителях

О радио и радиолюбителях



Автор: Евгений (UA3MMM)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "Наша история"
О радио и радиолюбителях.

Радиолюбительство в нашей стране долгие годы развивалось под флагом полувоенной организации ДОСААФ по принципу массового охвата, чем больше тем лучше на случай войны. Мы шли своим, оригинальным путем и все иностранное нам не пример. А тем не менее радиолюбительское движение в большинстве стран развивается как правило на индивидуальной основе и требования к радиолюбителям там намного строже. Например требования предъявляемые к немецким радиолюбителям при получении лицензии при сдаче экзамена практически соответствует программе нашего техникума.

Что бы говорить о радиолюбительстве вообще полезно вспомнить, а что такое РАДИО и кто такие РАДИОЛЮБИТЕЛИ. С. Э. Хайкин в книге «Словарь радиолюбителя» дает определение: «РАДИО - область техники основанная на применении электромагнитных волн (их генерация и прием) распространяющихся в пространстве». Отсюда РАДИО ЛЮБИТЕЛЬСТВО - это в первую очередь эксперименты по приему и передаче электромагнитных волн по изучению основ радиотехники и прохождения волн в целях самообразования. В знак признания заслуг радиолюбителей по открытию практического применения коротковолнового диапазона они выделены «Регламентом радиосвязи», наряду с «Морской», «Авиационной», «Сухопутной» и др., в отдельную службу, а это что то значит.

Отсюда связь с женой в деревне, всевозможные «Вахты памяти», празнование юбилеев или переклички «спасателей» к истинному радиолюбительству не имеют ни какого отношения. С появлением СИ БИ диапазона многие наши радиолюбители до сих пор не понимают разницы между ними и сибишниками. А тем не менее СИ БИ относится к «Сухопутной подвижной службе» и как же как у таксистов или пожарников, у них совсем другие цели - они пользователи, им знать и уметь НИЧЕГО НЕ НАДО. В развитых странах, где СИ БИ используется уже давно, у радиолюбителей сдавших экзамен и имеющих КВ позывной считается плохим тоном работать на 27 МГц.

Радиолюбительство в классическом его понимании стоит на трех китах:
- конструирование приемников, передатчиков, антенн и их испытание;
- связь с дальними станциями (их прием) и изучение условий прохождения радиоволн;
- проверка своих навыков и аппаратуры в соревнованиях.

Отсюда важное качество радиолюбителя - умение правильно оценивать принимаемые от корреспондента сигналы по шкале RST. Как ни странно, но большинство нынешних радиолюбителей не умеют оценивать на слух., а часто и по шкале S-метра, принимаемый сигнал, фактически то главное, для чего радиолюбители и проводят радиосвязи (как меня слышно в той или иной точке Земного шара, как работает моя антенна, какое сегодня прохождение). Рапорт 56 для большинства наших радиолюбителей звучит оскорбительно, хотя и означает «хорошие сигналы».
РАДИО (от латинского radiare) – излучать, все что не связанно с экспериментами по генерации, передаче или приему электромагнитных волн к РАДИО не относиться по определению. Человек, паяющий схемы УНЧ или электронного зажигания для автомобиля, называться РАДИО любителем не должен. Это в полной мере относиться и к журналу «Радио», в котором о радио фактически несколько страничек, скорее всего он для любителей бытовой электроники. Насколько относятся к радиолюбителям люди, для которых радио нужно только как средство связи с дачей или домом в деревне, студентки практикующиеся в иностранных языках, а так же сторонники широко разрекламированной РАС, ежедневно передающих у кого сколько на термометре, решаите сами. Интересно как они будут «спасать» в типичной ситуации, когда ураганом сносит с крыши антенны и рвет линии электропитания.

Учиться всегда полезно, у тех же немецких или американских радиолюбителей. Посмотрите как они организуют свое увлечение и в первую очередь как и кому они выдают лицензию, как работают их клубы. Кто относится к этому с иронией полислайте журналы «CQ DL” или “QST”, посмотрите их сайты в интернете. Только два факта, в 1911 году в США было более 3000 любительских станций, а письменный экзамен по получению позывного в Германии сейчас длиться несколько часов. Как развивалось радиолюбительство в нашей стране думаю всем известно.Необходимо в новой инструкции предусмотреть получен
ие разрешения на право эксплуатации и позывного без связи с постройкой или приобретением аппаратуры. Человек может иметь позывной и приходить работать в клуб. Это становиться актуально сейчас, когда установить антенну сложно, а в ближайшем будущем еще получить санитарный паспорт на свою радиостанцию проблематично, к тому же РЧЦ требует сертификаты по стандартам Минсвязи как на профессиональную аппаратуру и оплату за каждый передатчик. Необходимо в новой инструкции предусмотреть получение разрешения на право эксплуатации и позывного без связи с постройкой или приобретением аппаратуры.

Необходимо в новой инструкции предусмотреть получение разрешения на право эксплуатации и получение позывного без обязательной постройкой или приобретением аппаратуры.

Человек может иметь позывной и приходить работать в клуб. Это становиться актуально сейчас, когда установить антенну сложно, а в ближайшем будущем еще получить санитарный паспорт на свою радиостанцию проблематично, к тому же РЧЦ требует сертификаты по стандартам Минсвязи как на профессиональную аппаратуру и оплату за каждый передатчик.


Евгений Трубкин (UA3MMM chief of RK3MWD)



Просмотров всего 12,128, сегодня 3 Обновлено 25.01.2002 19:47:46
Статью прислал -
Отредактировать текст этой статьи?

Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 4.00 балла на основе 3 мнений
Отлично
 2
66%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 1
33%
Негативный
 0
0%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 9

 
Александр RN9APEгость
07.02.2009 01:28

"всевозможные «Вахты памяти», празнование юбилеев или переклички «спасателей» к истинному радиолюбительству не имеют ни какого отношения." А популяризация радиолюбительства? А военно-патриотическое воспитание? Сейчас, во времена доступности пива, наркоты и компьютерных игр занятие чем-либо, действительно полезным становится редкостью. И тут же себе противоречите: "Радиолюбительство в классическом его понимании стоит на трех китах: - конструирование приемников, передатчиков, антенн и их испытание; - связь с дальними станциями (их прием) и изучение условий прохождения радиоволн; - проверка своих навыков и аппаратуры в соревнованиях." Одна из целей траффика РАС как раз оценка условий прохождения радиоволн на континентальных трассах. Далее - веселее. То что " большинство нынешних радиолюбителей не умеют оценивать на слух., а часто и по шкале S-метра, принимаемый сигнал" слегка "притянуто за уши". "Человек, паяющий схемы УНЧ или электронного зажигания для автомобиля, называться РАДИО любителем не должен." Интересно, как без опыта конструирования линейных и ключевых схем, программирования микроконтроллеров и прочих занятий, не попадающих по Вашему определению в спектр занятий радиолюбителя, смогли бы появиться современные аппараты? Есть понятие радиолюбитель-конструктор. Это тот увлеченный человек, который проводит жизнь с паяльником. "Насколько относятся к радиолюбителям люди, для которых радио нужно только как средство связи с дачей или домом в деревне, студентки практикующиеся в иностранных языках, а так же сторонники широко разрекламированной РАС, ежедневно передающих у кого сколько на термометре, решаите сами. Интересно как они будут «спасать» в типичной ситуации, когда ураганом сносит с крыши антенны и рвет линии электропитания." Соглашусь пожалуй лишь с первой фразой насчет любителей связи "дом-дача". Для этого есть 27 МГц. "...,студентки практикующиеся в иностранных языках,..." вносят вклад в активность на радиолюбительских диапазонах. Учитывая что рядом стоит всегда опытный наставник-радиолюбитель то проблем от них не было никогда. Вы же видите только "студенток" а то что с другой стороны находится радиолюбитель, которому необходима оценка прохождения, QSO с этим городом и т.д. Вы упускаете из виду или просто не хотите отмечать чтобы не портить Ваш критический настрой. "Интересно как они будут «спасать» в типичной ситуации, когда ураганом сносит с крыши антенны и рвет линии электропитания." А вот и будут спасать. И спасают. У радиоЛЮБИТЕЛЯ есть очень важное отличие от проффесионала-связиста - нешаблонное мышленине. И, как показывает история, это этличичие позволяет радиолюбителю организовывать связь в любых условиях. Хорошим примером могут служить события в Армении, Ливано-израильская война и т.д.. Ктому же, как я говорил раньше, траффик РАС позволяет оценивать прохождение. "Мы шли своим, оригинальным путем и все иностранное нам не пример." и далее: "Учиться всегда полезно, у тех же немецких или американских радиолюбителей" Вы уж определитесь со своей позицией. "к тому же РЧЦ требует сертификаты по стандартам Минсвязи как на профессиональную аппаратуру и оплату за каждый передатчик" Это где такое? Оплата идет только за категорию.. В общем, радиолюбительство многогранно. Если вам не нравится то, чем увлечены другие то Ваше право высказаться по этому поводу а наше право указать Вам на Вашу неправоту и некомпетентность в некоторых вопросах. Интересно, на RK3MWD молодые занимаются.. или они наслушавшись нытья разбегаются? To RW9AAA: В Советском Союзе, если помните, всегда поддерживались технические виды спорта, в т.ч. и Радио так как это хобби являлось хорошей школой проффесионалов для Армии и народного хозяйства. И, читая дальше Ваш пост, чувствуется что вас "подоили". Только не правы Вы. Позволить себе содержать коллективку и обеспечить её хорошей аппаратурой могут единицы радиолюбителей. В глубинке дела еще хуже. Я являюсь активным членом Троицкого городского радиоклуба и не понаслышке знаю какое значение имеет "крылышко" РОСТО (ех ДОСААФ), РО СРР, помощь мэрии, руководства градообразующих предприятий и пр. спонсоров. Даже областная КРС создана только благодаря спонсорской помощи и поддержки РОСТО. To YL2DX: СВ или 27 МГц с момента своего разрешения на территории бывшего СССР многими рассматривался как еще один любительский диапазон. Так как в РФ у начинающих (4-ая категория) забрали 160 м то 27 МГц остается пожалуй единсвенной возможностью попробовать себя в радиолюбительском деле. Я раньше считал что 27 МГц это куча болтунов и таксистов. Считал пока мне не показали кубок за 2-е место в мире в первом Чемпионате по радиосвязи на СВ и кучу QSL-ок. Потом я посмотрел на чем работают любители СВ. Всего 4 этажа по 7 эл. Простенько и со вкусом. Мир меняется. Меняется радикально и нужно смотреть на радиолюбительское движение с учетом современных реалий. А если относится ко всему со скептицизмом и жесткой критикой то можно просто остаться в истории без права на будущее.


 
rw9aaaгость
19.10.2007 23:00

Смелый ход мысли,вряд ли найдется много сторонников...ну не считая меня конечно... Вот по мне лично...стерпел бы я все бытовые базары на 80 м,благо диапазон не узок...даже с матом стерпел бы,с пониманием отнесусь к причудам типа добровольных помошников МЧС,те вообще компактно расположильсь,даже СиБистов готов держать за коллег,но никогда не буду уважать тех радиолюбителей,которые постоянно гундят о нужности радиолюбителей государству,выпрашивая внимания,расчитывая на президенские гранды,мольба взять под свое крыло и т.п....и те кто суетится и выпрашивает что то у чиновников,тем возможно кажется что они хотят подоить,а приглядеться если к ним внимательно...то увидим, что они сосут...


 
RU0AUгость
28.05.2007 12:58

На счет "широко разрекламированной РАС" Вы, с моей точки зрения, не правы. Не знаю, как в Москве, но в Красноярске эта служба реально существует и оказывает людям помощь. И насчет "ежедневно передающих у кого сколько на термометре" - что в этом плохого? А выражение "Интересно как они будут «спасать» в типичной ситуации, когда ураганом сносит с крыши антенны и рвет линии электропитания" вообще.... даже не знаю... почти оскорбление. Это радиоЛЮБИТЕЛЬСКАЯ аварийная служба. ИМХО.


 
Николай (RA9YPY)гость
02.01.2004 12:11

Рафинированность в радиолюбительстве вредна. На счет СиБи, многие ребята в нашем городе пришли на КВ и УКВ через 27Мгц. Именно там они начали конструировать антенны, различные приставки к своим СиБи-шкам. Просто так начинать проще, аппаратура дешевле и разрешение получить просто. Кстати, так почитаемом (судя по Вашей статье) Вами Западе существуют целые радиоклубы любителей дальней связи на СиБи со своим делением Мира по зонам, мощным QSL-обменом и т.п. А как называть любителей дальнего приема радиовещательных и служебных станций??? Они ведь тоже любят радио! Так что не надо стремиться к рафинированности и чистоте рядов, в наше тяжелое время для многих радио это единственная отдушина для души. И пусть каждый занимается им как хочет, естественно, что во всех случаях нужно оставаться человеком и в жизни и в эфире. P.S. РАС тоже оставте в покое, хотя-бы потому, что она никому не мешает, а существование дополнительных каналов связи в нештатных ситуациях никогда ни кому еще не вредило, а только помогало.


 
Yuri, YL2DXгость
25.02.2002 10:55

Уважаемый Сергей! Судя по тому, что Вы не указали свой радиолюбительский позывной, радиолюбителем Вы, по-видимому, пока не являетесь. Так что, не стоило бы Вам высказыватся столь грубо и безапелляционно о делах, в которых вы не имеете достаточных знаний и опыта. Никто здесь не предлагал ничего запрещать. И никто не предлагал чем-нибудь заниматься или не заниматься. Вы просто ничего не поняли. Учитесь вникать в написанное (достаточно ясным языком), прежде чем навешивать ярлыки "бред" и "чушь" на всё, что Вам не понятно. Поэтому пока именно Ваше письмо заслуживает как раз такой оценки.


 
Сергейгость
18.02.2002 18:30

Да все это сплошная чушь. Хотите заниматься только конструированием и изучением распространения радиоволн пожалуйста, в вашем распоряжении институты, кафедры и т. д.но незачем запрещать все остальное. Итак за последние 10 лет радиолюбительство практически не пополняется молодежью, так вы еще устройте экзамены в дополнение по программе техникума, вот тогда у вас и появиться уйма желающих прийти к вам сдать эти экзамены. ну и самое главное, кто занимается DX и соревнованиями так же занимаются и изготовлением антенн, и аппаратуры, поэтому говорить что истинные радиолюбители это тот, кто не работает в соревнованиях, кто не рассылает QSL, кто не участвует в различных дипломных программах бред.


 
Yuri YL2DXгость
09.02.2002 23:16

На мой взгляд, мысли, высказанные в статье, заслуживают серьезного внимания. Почти во всём согласен с автором. По определению ITU, радиолюбительство состоит в бескорыстных занятиях радиосвязью с целью радиотехнических исследований, операторской самоподготовки (self-training) и взаимных контактов. Причём в Международном регламенте радиосвязи ясно сказано, что эти "взаимные контакты" должны ограничиваться главным образом обменом технической информацией (это не выдумка советских бюрократов, а международно установленное правило!). Имено и только для этих целей существуют участки частот, выделенные для 'Amateur radio service", то есть, те, которые мы называем "любительскими диапазонами". Все остальные занятия - это не радиолюбительство (Amateur radio) в точном смысле этого слова, а лишь сопутствующие ему увлечения. В том числе и контестинг, и DX-инг (если они рассматриваются только как спорт или коллекционирование, а не как средство операторской тренировки), и дипломы, и карточки, и прочие игрушки. Некоторые из этих дополнительных увлечений на самом деле способствуют занятиям радиолюбительством, некоторые - отвлекают от его сути, если им придаётся излишне большое значение. В любом случае, радиолюбительство - это прежде всего занятие радиотехникой, причем именно в области радиосвязи, причём именно на любительских диапазонах и в полном соответствии с надлежащим официальным разрешением. Тех, кто паяет УНЧ или строит "люстру Чижевского" на Западе принято называть не "radio amateur", а 'electronics hobbyist". К сожалению, в русском языке (и в некоторых других тоже) эти два разных понятия часто смешивают в одном слове "радиолюбитель", отсюда и много путаницы. Но ведь есть же для вторых вполне подходящее название: "любитель электроники"! В то же время, пользование "Си-Би" вообще не может быть отнесено ни к одному, ни к другому - точно так же, как бессмысленно называть владельца мобильного телефона "любителем телефонии", или называть телезрителей "телелюбителями".... (от словосочетания "автолюбитель", ведь, как будто, уже отказались, правильно называя теперь эту большую группу людей просто владельцами или водителями личного автотранспорта). Приглашаю также почитать статьи на http://www.dx.ardi.lv/AboutHam.html ..... 73 de YL2DX ....... ------------------------------------------------- (Маленькое техническое замечание WEB-мастеру: последние три абзаца обсуждаемой статьи практически одинаковы - видимо, произошел какой-то сбой при загрузке текста на сайт)


 
Александргость
04.02.2002 19:14

Дай волю и власть таким людям - и не будет у нас вообще радиолюбителей, тем более молодёжь через бюрократические барьеры не "перепрыгнет", а будет некая каста чьих-то "родственников и друзей семьи", представляющая Россию в мировом HAM-сообществе... (Зато QRM меньше, да? Hi! И на соревнованиях проще выбиться в победители...) Хватит "держать и не пущать"... Мое предложение: право работать надо давать всем, но ввести большее количество категорий, и усилить контроль за нарушениями правил работы в эфире (возможно ввести реальную, т.е. ощутимую материальную ответственность за грубые нарушения). Пусть люди занимаются любимым делом. А насчет коллективок - правильно, больше их надо создавать - через них молодые придут на КВ. Только зачем человеку собственный позывной? Какая разница? Главное - возможность работать, а каким позывным - не всё ли равно... Тщеславие? Так на QSL будет Ваше имя... С уважением, Александр.


 
Михаил, UA0WLгость
28.01.2002 07:31

Каждый имеет право иметь свое мнение по проблеме радиолюбительства.. В данном случае немного однобокий и слегка "агрессивный". В нынешних условиях усложнять прием в ряды радиолюбителей означает рубить тот самый "сук", на котором сидим..И не надо преуменьшать роль школ ДоСААФ - в свое сремя они не мало поспособствовали развитию радиолюбительского движения - а вот сегодня им замены практически нет... Радиолюбитель - это тот, кто "ЛЮБИТ" "РАДИО" - во всех его проявлениях, и не надо делить: это наши, это не наши. Когда-то спаявший простой детекторный приемник уже назывался "радиолюбителем"...


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры