Экспедиционный центр «Арктика» в июне завершил очередной этап Международной исследовательской экспедиционной программы «Полярное кольцо», который возглавил В.С.Чуков. Команда совершила заполярное путешествие, пройдя свыше 2500 км вдоль побережья Баренцева и Карского морей и вокруг острова Вайгач на экспериментальных отечественных пневмовездеходах.
Компания САЙКОМ является партнером ЭЦ «Арктика» по обеспечению радиосвязью экспедиции «Полярное Кольцо». На вездеходах экспедиционной команды было размещено связное оборудование ICOM, предоставленное компанией САЙКОМ: новый КВ-трансивер IC-7000, автомобильные УКВ-радиостанции IC-V8000, портативные радиостанции.
Результаты экспедиции показывают, что есть возможность впервые в истории цивилизации достигнуть точки Северного полюса на экспериментальной колесной технике. В 2008 году команда планирует совершить трансполярный переход от берегов России до канадского архипелага через точку Северного полюса. Вездеходы команды также будут оснащены радиооборудованием, предоставленным компанией САЙКОМ, что будет способствовать успешному прохождению следующего этапа проекта.
Ниже представлены результаты тестирования указанного радиооборудования штурманом экспедиции.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАДИООБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКСПЕДИЦИИ «ПОЛЯРНОЕ КОЛЬЦО» – 2007
(материал предоставлен штурманом экспедиции Олегом Кажарским, позывной - UA3ATS)
Цели и задачи радиообеспечения
Радиообеспечение экспедиции строилось с учетом имеющегося опыта работы в высоких широтах и планируемого трансарктического перехода от берегов России через Северный полюс до Канады по дрейфующим льдам Ледовитого океана. После вынужденного изменения маршрута экспедиции 2007-го года было решено еще раз провести всестороннее комплексное тестирование схемы связи, включая технические и организационные аспекты.
Прежде всего, радио должно было обеспечить связь внутри маршрутной группы экспедиции. На маршруте необходима постоянная координация действий между экипажами вездеходов на расстояниях от десятков метров до нескольких километров.
Следующая основная задача связи – обеспечение взаимодействия между маршрутной группой и различными ведомственными службами, имеющими отношение к обеспечению безопасности и логистике экспедиции – авиацией, пограничными войсками, станциями Гидромета, морскими судами и соответствующими службами.
Кроме этого был намечен и ряд задач радиолюбительского плана, а именно:
- работа на любительских КВ-диапазонах из вездехода в движении;
- активация редких с радиолюбительской точки зрения территорий и объектов;
- испытания системы APRS на КВ-диапазонах и др.
Состав и характеристики аппаратуры
Для связи между машинами и с участниками маршрутной группы каждый из вездеходов был оборудован автомобильной УКВ-ЧМ радиостанцией ICOM IC-V8000 диапазона 144-147 МГц. В качестве антенны использовался четвертьволновый штырь на пружинном основании, закрепленный на самой высокой части кабины вездехода.
Основным средством связи для работы на КВ-диапазонах являлся КВ-УКВ трансивер ICOM IC-7000. Трансивер использовался совместно с автоматическим антенным тюнером ICOM AT-130 для работы на антенны “GP”. Штырь высотой 2,5 метра, укрепленный на пружинном основании служил основной мобильной КВ-антенной. Кроме него, на задней стенке кузова был укреплен раскладной пластиковый металлизированный штырь высотой 5 м, предназначенный для развертывания во время привалов. Работа в эфире на диапазоне 14 МГц во время длительных остановок осуществлялась на антенну HB9SL в обход автоматического тюнера. К трансиверу был подключен персональный компьютер через специализированный интерфейс, что позволяло работать цифровыми видами связи.
Размещение и подключение оборудования
Радиостанция IC-V8000 крепилась с правой стороны приборного щитка вездехода в вертикальном положении с помощью штатного автомобильного крепления.
Трансивер IC-7000 был размещен на вертикальной приборной панели, укрепленной на одной из стенок салона вездехода. Для крепления основного блока трансивера использовалось автомобильное крепление MB-62. Съемная передняя панель разместилась около основного блока на уровне глаз оператора с помощью кронштейна MB-65.
Кроме трансивера на вертикальной приборной панели были размещены: защищенный персональный компьютер с блоком питания, спутниковый телефон, компьютерный интерфейс, зарядные стаканы портативных ручных радиостанций, сумка для хранения ЗИП и сопутствующих аксессуаров.
Условия эксплуатации
Условия эксплуатации радиооборудования внутри вездехода были достаточно жесткими.
Температура
Днем при работающем двигателе машины температура внутри салона поднималась до + (15-25) град. Ночью температура нередко падала до – (10-15) град ºС и ниже.
Влажность воздуха
Влажность воздуха внутри салона колебалась в пределах от 40% до 90-95% в зависимости от погоды, режимов двигателя, работ по приготовлению пищи, ночлега и т.д.
Тряска, вибрация, ударные нагрузки
Тряска, вибрация и ударные нагрузки на корпус вездехода во время движения по пересеченной местности достигали значительных величин. Абсолютных замеров данных параметров во время экспедиции не производилось.
Косвенно о величинах этих нагрузок можно судить по следующим фактам. При прохождении многих участков маршрута экипажу приходилось с трудом удерживаться на своих местах, используя специальные рукоятки на стенах и потолке салона вездехода. Сильнейшие ударные нагрузки иногда приводили к поломкам стальных сварных конструкций рам прицепов и прицепных устройств.
Воздействия агрессивных сред
Несколько раз при преодолении водных преград или нахождении в снежно-ледовом «киселе» Баренцевого и Карского морей в салон вездеходов поступала забортная соленая вода. При влажности до 80-90% происходила конденсация и последующая кристаллизация морских солей на металлических поверхностях внутри вездехода.
Несколько раз во время ночной пурги радиостанции IC-V8000 полностью покрывались снегом.
Несмотря на описанные выше жесткие условия эксплуатации, удалось обеспечить штатное функционирование радиоаппаратуры на протяжении всего маршрута экспедиции.
При включении аппаратуры «на холодную» каких-либо видимых отклонений от рабочих норм практически не наблюдалось. Ударные нагрузки и вибрация не оказали видимого воздействия на оборудование.
Очистка их корпусов IC-V8000 от снега и продувка их внутренностей через вентиляционные отверстия перед включением обеспечивали штатное функционирование радиостанций.
Основные результаты и выводы
Обеспечение связи внутри маршрутной группы
Связь между вездеходами бесперебойно работала в течение всей экспедиции при любых погодных условиях.
Взаимодействия между маршрутной группой и различными ведомственными службами
Такое взаимодействие было предусмотрено в случае возникновения нештатных ситуаций, которые могли бы явно угрожать безопасности маршрутной группы. На протяжении экспедиции таких ситуаций не возникало, и двусторонний обмен с радиостанциями ведомственных служб отсутствовал. Однако маршрутная группа располагала всей необходимой для проведения такого обмена информацией и периодически проводила контрольный прием ведомственных станций для определения вероятных корреспондентов.
Работа на любительских КВ-диапазонах из вездехода в движении
На протяжении экспедиции было проведено порядка 20 связей из вездехода в движении с радиолюбителями на расстояниях до 2000 км (диапазон 14 МГц).
Активация редких с радиолюбительской точки зрения территорий и объектов
Маршрут экспедиции пролегал по «диким» и малообжитым районам западного сектора Арктики – тундре, островам, дрейфующему льду с посещением поселков, полярных метеостанций и маяков, знаменательных и исторических мест. Многие из них были отмечены выходом в эфир радиостанцией экспедиции.
В рамках международной программы «Острова в эфире» (IOTA) было проведено 250 радиосвязей с острова Вайгач.
Несколько десятков радиосвязей проведено с одной из первых русских полярных станций – знаменитой станции Югорский Шар постройки 1913 г.
Испытания системы APRS на КВ-диапазонах
Впервые в практике высокоширотных полярных экспедиций на маршруте была применена система автоматического оповещения местоположения объектов (APRS), разработанная и поддерживаемая радиолюбителями. Информация о параметрах движения вездеходов, погоде, а так же короткие сообщения с маршрута передавались в цифровой форме с экспедиционного компьютера через КВ-каналы связи на специализированные серверы в сети Интернет, и далее – на сайт экспедиционного центра «Арктика».
После завершения экспедиции получены журналы прохождения данных, ведется работа по их обработке.
Приведенные выше результаты позволяют рекомендовать оборудование ICOM IC-V8000 и IC-7000 как надежные и высокоэффективные средства связи, применимые для эксплуатации в тяжелых условиях крайнего севера не только для радиолюбительских, но и для профессиональных целей.
IC-7000 – первые испытания в Заполярье
05.07.2007 13:14:21
Источник: Sicom
Подробнее: http://www.sicom.ru/product/