Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Продление срока службы аккумулятора
Долговечность автомобильной аккумуляторной батареи зависит в основном от соблюдения условий эксплуатации и качества технического обслуживания. Как известно, после 4— 5 лет эксплуатации часто происходит сульфитация аккумуляторных пластин, что может проявляться в «кипении» электролита при нормальном напряжении в борт сети. Плотность электролита при этом ниже нормы, однако зарядкой увеличить ее не удается. Если сульфитация пластин еще не стала необратимой, ее можно устранить (или, по крайней мере, ослабить) двумя-тремя циклами «тренировки» батареи. Цикл состоит из глубокой разрядки и полной зарядки батареи. Важно при этом не допустить перезарядки и пере разрядки. Контролируют процесс по напряжению на выводах аккумуляторной батареи. Глубокой разрядке соответствует напряжение 11,5 В, полной зарядке — 14,2 В. Для автоматического контроля за процессами зарядки и разрядки батареи предназначено описанное устройство. Рассмотрим его работу в режиме зарядки. К зажимам ХТ1 и ХТ2 подключают любое зарядное устройство, а к зажимам ХТЗ и ХТ4 — аккумуляторную батарею. Переключатель SA1 устанавливают в положение «Зарядка». При нажатии на кнопку SB1 реле К2 срабатывает и блокирует кнопку своими контактами К2.1. Реле К1 срабатывает и контактами К 1.1 подключает батарею к зарядному устройству. Диод VD2 служит для защиты контрольного устройства от порчи при неправильной полярности подключения зарядного устройства. Инвертирующий вход операционного усилителя DA1 подключен к источнику образцового напряжения, собранному на термокомпенсированном стабилитроне VD5 и резисторах R4—R8, а на неинвертирующий вход подают часть напряжения батареи с делителя на резисторах R1—R3. Пиковый детектор, собранный на элементах VD1, R1, С1, уменьшает зависимость напряжения на нижнем по схеме входе ОУ от формы и значения зарядного тока, а также от падения напряжения на проводах, соединяющих зарядное устройство с аккумуляторной батареей. Диод VD1, открываясь тогда, когда напряжение на конденсаторе С1 становится больше напряжения на зажимах батареи, поддерживает напряжение на этом конденсаторе близким к ЭДС в моменты отсутствия пульсирующего зарядного тока. При достижении заданного уровня ЭДС, устанавливаемого подстроечным резистором R6, напряжение на выходе ОУ скачкообразно увеличивается, включается тринистор VS1 и шунтирует обмотку реле К2, что приводит к отключению контрольного устройства и аккумуляторной батареи от источника зарядного тока. Конденсатор СЗ предотвращает ложное включение тринистора из-за переходного процесса при включении устройства кнопкой SB1. Положительная обратная связь через резистор R9 способствует более четкому срабатыванию устройства. В режиме контроля разрядки к зажимам ХТ1 и ХТ2 вместо зарядного устройства подключают нагрузку, рассчитанную на разрядный ток около 5 А. Нагрузкой может служить лампа дальнего света от фары автомобиля. Переключатель SA1 переводят в положение «Разрядка». Входы ОУ меняются ролями для того, чтобы обеспечить срабатывание устройства при уменьшении напряжения на зажимах батареи ниже заданного порога. Порог отключения устанавливают подстроечным резистором R7. Для налаживания контрольного устройства следует подключить к за-житам ХТЗ и ХТ4 источник питания с регулируемым напряжением, оставив зажимы ХТ1 и ХТ2 свободными. По погасанию контрольной лампы HL1 установить соответственно переменными резисторами R6 и R7 пороги отключения: 14,2 В — в положении «Зарядка» и 11,5 В — в положении «Разрядка» переключателя SA1. Следует убедиться в отсутствии паразитного самовозбуждения ОУ. Если оно обнаружено, необходимо дополнить устройство типовыми цепями коррекции ОУ или ввести отрицательную обратную связь по переменному току, включив конденсатор между выходом ОУ и его инвертирующим входом (емкость конденсатора определяют экспериментально). Устройство контроля собрано в небольшой пластмассовой коробке, размещаемой вблизи обслуживаемой батареи аккумуляторов. Проводники, подключающие устройство к батарее, должны быть минимальной длины и большого сечения (не менее 2 мм2 ) Подводящие проводники устройства следует подключать непосредственно к выводам батареи. В устройстве вместо К553УД2 могут быть использованы ОУ К140УД6, К153УД2. Для получения высокой стабильности работы следует использовать проволочные подстроечные резисторы, например, СП5-2, СП5-16. Диоды Д219А можно заменить на Д220, КД504, КД105, а тринистор КУ101А — на любой из этой серии, а также серий Д235, КУ201. Реле К2 — РЭС10, РЭС15, РЭС49 или любое другое маломощное реле с током срабатывания не более 40 мА при напряжении 6...8 В. Реле К1 использовано автомобильное, контакты которого допускают коммутацию тока силой 6 А В. ШАМИС |