LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Каталог схем и документации > Схемы наших читателей > Дайджест радиосхем > Слежение за подвижными объектами с помощью систем космической навигации GPS

Слежение за подвижными объектами с помощью систем космической навигации GPS




Слежение за подвижными объектами с помощью систем космической навигации GPS

  Идея слежки за подвижными объектами с помощью систем космической навигации стара, как первый искусственный спутник Земли, запущенный Советским Союзом 4 октября 1957 года. Именно тогда по заказу министерства обороны США специалисты Лаборатории прикладной физики Университета Джона Гопкинса разработали электронный комплекс, позволявший наблюдать за перемещением советского спутника. Затем, в середине шестидесятых, в СССР и США появились навигационные системы первого поколения. Они решали уже обратную задачу - с помощью спутников определяли координаты наземных объектов. На их основе были созданы вполне работоспособные системы позиционирования широкого профиля: отечественный вариант получил название ГЛОНАСС, а заокеанский - NAVSTAR-GPS (Global Positioning System, то есть "глобальная система местоопределения"), коммерческая эксплуатация спутников которого идет сегодня очень активно. По некоторым оценкам, через год в мире будет продано различного навигационного оборудования на сумму 16 млрд долларов.

  Кому и зачем все это нужно? Прежде всего - тем, кому необходимо точное определение собственных координат на местности, причем вне зависимости от времени суток, погодных условий и видимых (или невидимых) ориентиров. Спутниковый приемник безошибочно проведет через пустыню, укажет направление к своему берегу на море, не даст заблудиться в лесу. А если аналогичное устройство дополнить электронной картой и установить на автомобиль? Пожалуй, именно благодаря применению на транспорте GPS-технологии стали особенно популярными. Практически в любой европейской стране сегодня можно взять напрокат (и, конечно, купить) автомобиль со встроенной системой навигации. Электронный штурман подскажет кратчайший путь к заданной точке. Очень полезны такие системы фирмам, специализирующимся на перевозках. Однако, как только речь заходит об использовании GPS-технологий для поиска похищенных автомобилей, возникает ряд "но"...

  Главная проблема - низкая помехоустойчивость спутниковых приемников. Если заехать в лес или даже просто остановиться под кроной большого дерева, то прием сигналов от спутников ослабнет или вообще исчезнет. Это же может произойти в плотной городской застройке, особенно - во дворах высотных зданий. А если в непосредственной близости от работающего навигатора включить несложный излучатель помех, то система "ослепнет" даже на открытом пространстве. Не случайно ведь министерство обороны США регулярно напоминает диспетчерским службам авиации и флота, что использовать GPS-приемники в качестве единственного средства навигации нельзя. Знают ли об этом разработчики спутниковых автомобильных "ищеек"? Конечно, знают.

  Теперь - о том, по какой схеме может работать GPS-поиск. Итак, угон машины. Блок логики получает от GPS-приемника текущие координаты автомобиля и, используя канал сотовой телефонии, передает информацию в центр слежения. Тут же символ угоняемой машины появляется на электронной карте города. А оператор, связавшись со службой реагирования, наводит милицейские экипажи на цель. Если же установленный в машине телефонный модуль начинает передавать в центр "пустые" посылки, это значит, что автомобиль "потерял" сигнал спутника. Например, заехал в бокс. В такой ситуации поисковый комплекс будет отражать на карте последнее известное местоположение угнанной машины. Значит, искать ее нужно в окрестных гаражах.

  Решение проблемы? Увы... Сигналы сотового телефона любого стандарта легко подавляются с помощью нехитрых электронных устройств. Которые, кстати, выпускаются серийно. В день проведения общегородских учений с привлечением сил одного из подразделений ГИБДД Москвы мы оказались в экипаже "угоняемого" автомобиля. Наша задача - выехать на Ниве с установленным GPS-сторожем за пределы кольцевой автодороги. Нажимаем "тревожную" кнопку (это означает начало собственно "угона") и, по заранее намеченному пути, пробираемся в сторону кольцевой дороги. Поисковый механизм заработал: установленный в машине телефон передал диспетчеру наши координаты, и оперативный дежурный батальона ГИБДД объявил в городе поисковую операцию.

  По дорогам с этой системой убегать бесполезно - будем петлять дворами. Так хоть немного продлим агонию. Я с этими ребятами уже в пятый раз в прятки играю. Счет - 5:0 в их пользу! - водитель нашей машины решительно сворачивает в переулок и начинает пробираться к окраине сквозь спальный район. Проходит десять минут. Признаков погони нет. Судя по всему, патрульные экипажи еще не успели подтянуться в северную часть города (события развивались в районе Хорошевского шоссе), но время все равно работает не на нас. Пятнадцать минут. Вокруг все спокойно. Все, хватит испытывать судьбу - пора прятаться! Отреагировав на щелчок тумблера, генератор помех зажигает красный светодиод, и... начинаются "космические войны". Именно с этого момента GPS-приемник должен потерять сигнал навигационных спутников, а сотовый телефон - перестать передавать полезную информацию. В центр слежения теперь будут приходить пустые сообщения. Как на это среагируют "охотники"? Выезжаем в район метро Щукинская и связываемся с руководителем поисковой операции. Ничего у вас, ребята, не выйдет! Видим вас в Силикатном проезде, метров двести за бензоколонкой в сторону промзоны. Если хотите перекурить, давайте по-быстрому - минут через пять патрульный экипаж наденет на вас наручники. Конец связи! И тут водитель Нивы удивленно поднимает брови: Мы же были в Силикатном полчаса назад. Чего они там, мышей не ловят? И мы "раскололись". У той самой бензоколонки мы незаметно для вас включили помеху. Оператор сейчас видит последние координаты и думает, что мы спрятались за бетонным панцирем какого-нибудь бокса. Наверняка уже дали команду на "зачистку" территории окрестных заводов. Убежать мы могли бы прямо сейчас. Считайте, мы уже от них смылись. Но это скучно. Мы с ними поиграемся... А когда в районе Хорошевки образуется пробка из милицейских машин, мы выключим генератор помех и "вынырнем" в каком-нибудь другом районе Москвы. Потом опять включим - и снова исчезнем. Включим-выключим, включим-выключим... Понимаете? И долго вы собираетесь их дразнить? Пока ваш оператор не сойдет с ума. Или пока у патрульных машин не кончится бензин... Можно было и впрямь затеять игру в прятки, но на самом-то деле мы ждали реакции диспетчерской службы. С момента "угона" прошло около сорока минут, и руководитель поисковой операции должен уже понять, что его водят за нос. От него в такой ситуации требовался один-единственный решительный поступок... Нет-нет, речь не о пуле в висок. Ну, соображай, соображай, мы же скоро за кольцо уедем... Есть! На мосту через строгинскую пойму наша Нива начинает дергаться и, "закашлявшись", останавливается у обочины дороги. Используя GSM-канал, "охотники" заблокировали двигатель "угнанной" машины. В сложившейся ситуации такое решение являлось единственно правильным, и очень хорошо, что оператор его принял. Интересно, а как нас теперь будут искать? Ответ на этот вопрос не заставил себя долго ждать. Из динамика громкой связи зазвучал женский голос, с натянутой вежливостью сообщивший, что, мол, журналистов из Авторевю на эксперимент приглашали вовсе не затем, чтобы они угоняли машины, а чтобы ход общегородских учений получил положительное освещение в прессе. И вообще, поступаем мы, дескать, нечестно. Пришлось "выныривать на поверхность" и ехать в город - навстречу взбешенным патрульным экипажам. Сотрудники отдельного батальона ГИБДД провели наш захват очень профессионально, быстро и по всем канонам кинобоевиков, взяв убегающую Ниву в "клещи" из двух машин. Бить, слава Богу, не стали. Через несколько дней мы участвовали еще в одном эксперименте, с другой спутниковой системой, тоже готовящейся к коммерческой эксплуатации. В оборудованном ею автомобиле по нашей команде "уснул" не только GPS-приемник, но и сотовый телефон. Поезжай куда хочешь.

  Почему мы не называем разработчиков и изготовителей этих систем? Да потому, что в данном случае это не важно: использованные нами методы нейтрализации универсальны. На "разборе полетов", в ходе которого звездная война переросла в войну психологическую, нам дали понять, что писать про спутниковые радиопоисковые системы в негативных тонах нельзя, потому что на их развертывание получена санкция чиновников ГУВД. Нам пытались объяснить, что если поисковый комплекс установлен грамотно, то угонщики не будут знать о его существовании. Но эти доводы звучат неубедительно. Неужели сотрудники милиции считают, что угоны дорогих автомобилей происходят по принципу "пришел, увидел, победил"? Мы уверены в обратном: перед тем, как идти "на дело", эти ребята будут знать все, начиная от конфигурации средств охраны и заканчивая распорядком дня владельца машины. Еще нам говорили, что своими публикациями Авторевю мешает бороться с криминалом. Мы же убеждены, что проверка эффективности того или иного противоугонного устройства в "боевых" условиях - это не менее серьезный вклад в борьбу с угонами, чем самые высокие решения о его внедрении. Свой первый бой спутниковые поисковые системы проиграли.

  Литература: Ю. А. Соловьева "Системы спутниковой навигации".

К. СОРОКИН
Авторевю N5, 2001

Источник: shems.h1.ru

Партнеры