Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Устройство управления фарами автомобиля (4011)
ПДД требуют от водителей ездить днем с включенным ближним светом фар, обязанность не обременительная, но при естественном дневном освещении легко забыть включить или выключить фары. В первом случае - штраф, во втором -разряженный аккумулятор. Так что, лучше эту работу поручить электронике.
Принципиальная схема
На рисунке 1 показана упрощенная схема управления фарами автомобилей ВАЗ-2110-2112 (Л.1). Для простоты все потребители цепи габаритных огней (лампочки подсветки приборов, фонарей, и др.) обозначены как одна лампа.
Таким образом, цепь габаритов подключена к источнику +13V (аккумулятор) через секцию 58-30 выключателя света, а цепь управления ближним и дальним светом через контакты Х-56 того же выключателя и через замок зажигания. Поэтому, когда полностью включен выключатель света (в третьем положении) с выключенным зажиганием горят только габариты, а с включенным - габариты и фары.
В принципе, проблему можно решить замкнув перемычкой выводы X и 56 выключателя света. Тогда каждый раз при включении зажигания фары будут включаться сами, а при выключении зажигания будут сами выключаться. Можно вместо перемычки установить дополнительный выключатель, тем более место на приборной панели для него есть. Но здесь возникает другая неприятность, -фары сразу включаются при включении зажигания и сразу выключаются.
На рисунке 2 приводится очень простая электронная схема, которая включает фары через несколько десятков секунд после включения зажигания и выключает через несколько минут после выключения зажигания.
Теперь фары, включаясь с задержкой, включатся только уже после пуска двигателя. А после выключения двигателя будет весьма приятная ночью функция «провожу домой», когда фары горят несколько минут после выключения зажигания.
Схема сделана на самой доступной элементной базе, - на микросхеме К561ЛА7 (4011), но её без изменений в схеме и монтаже можно заменить на К561ЛЕ5 (4001).
Рис. 1. Упрощенная схема управления фарами автомобилей.
Схема сделана так, что плата устанавливается возле выключателя света (там есть пустое место), и в основном (кроме «массы») подключение платы на выводы выключателя света, что тоже очень удобно.
И так, чтобы схема работала должен быть включен выключатель S1. С его помощью можно отключить эту схему, чтобы она не влияла на работу схемы машины (например, при прохождении техосмотра).
На схеме точки подключения «X», «30» и «56» показаны соответственно маркировке контактов выключателя света.
При включенном S1 питание на схему поступает постоянно через точку «30». Если машина уже долго стоит на стоянке с выключенным двигателем, то конденсатор С1 разряжен, и напряжение на входах элемента D1.1 равно логическому нулю. На соединенных (для увеличения мощности) выходах элементов D1.3 и D1.4 -логическая единица. Транзистор VT1 закрыт и никак не влияет на схему автомобиля.
Если включить зажигание на точке «X» появляется напряжение, и конденсатор С1 начинает заряжаться через R1 и диод VD1. Через 10-20 секунд напряжение на С1 достигает величины логической единицы. На входах D1.1 - единица, на соединенных вместе выходах D1.3 и D1.4 -ноль. Транзистор VТ1 структуры р-п-р, поэтому он открывается и через него поступает напряжение на точку «56», через которую напряжение поступает на реле включения фар.
Если рычажок переключения «ближний / дальний» находится в положении «ближний», включается ближний свет фар, что, собственно, и требуют ПДД.
Рис. 2. Принципиальная схема устройства управления включением-выключением фар авто.
После выключения зажигания напряжение на точке «X» падает, и конденсатор С1 начинает разряжаться через R2. На разрядку до логического нуля уходит несколько минут. После чего транзистор VТ1 закрывается и фары гаснут.
Перед подключением платы к выключателю света нужно в его схеме внести небольшое изменение, установив диод VD в разрыв провода, идущего от его контакта «56», и за точку «56» принимать цепь уже после диода, как это показано на рис.З.
Рис. 3. Схема подключения блоков.
Монтаж выполнен на печатной плате, показанной на рисунке 4. Плата устанавливается в пустое место приборной панели за заглушкой, расположенной над выключателем света. Выключатель S1 - тумблерная кнопка с фиксацией, она установлена на выше указанную заглушку, для чего в этой заглушке просверлено соот-вествующее отверстие.
Рис. 4. Печатная плата для схемы устройства управления свечением фар.
Временные интервалы можно установить «по вкусу» подбором сопротивлений резисторов R1 и R2.
Андронов В. Н. РК-2016-05.
Литература: 1. Сверчков А. А. Две схемы управления фарами автомобиля, РК-2001-02.