Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Усилитель с нестандартным построением выходного каскада на лампе 6П14П
Усилитель с нестандартным построением выходного каскада на лампе 6П14П
Данный усилитель был разработан для проверки идеи так называемого "сэлфсплиттера", применительно к выходным пентодам. Идея сэкономить на межкаскадных конденсаторах и избавиться от дорогостоящих катодных конденсаторов, дабы упростить и удешевить усилитель, полностью, на наш взгляд, себя оправдала. Для большинства начинающих и не очень опытных конструкторов мощность усилителя имеет большое значение, ибо имеющаяся акустика в большинстве случаев имеет довольно низкую чувствительность. Поэтому мы решили использовать в выходном каскаде 6П14П, позволяющие получить мощность около 15 Вт. Выбор этих ламп обусловлен и другими причинами: во-первых, они очень распространены и стоят достаточно недорого, а во-вторых, на наш взгляд, это одни из самых музыкальных пентодов, выпускающихся в настоящее время. В катодах ламп выходного каскада применен источник тока на КР142ЕН12. Ток выходного каскада можно регулировать в больших пределах, мы выбрали 75 мА. Входная лампа ЕСС85 выбрана также не случайно. Эта лампа имеет достаточно высокий ток в рабочей точке, что благоприятно сказывается на передаче низких частот и усиление, достаточное, даже при применении ООС. Вместо ЕСС85 можно применить 12АТ7, пересчитав катодный и анодный резисторы. Мы сознательно ушли от 12АХ7 (6Н2П или ЕСС83), так как, на наш взгляд, эти лампы не обладают достаточно высоким разрешением, а проще говоря, отличаются "кашеобразным" звуком. В источнике питания применены высокоскоростные диоды, они достаточно хорошо заменяют кенотроны и удешевляют конструкцию, конечно, вы можете применить и кенотроны, например 6Ц4П, звучание усилителя от этой замены только выиграет. О примененных деталях. Теперь конкретно о схемотехнике. Как вы можете видеть, она очень проста и без каких-либо выкрутасов: Входной каскад , он же - драйвер выполнен на ЕСС85 по схеме SRPP, позволяющей нам получить достаточно высокое усиление, ток и низкое выходное сопротивление. Обратите внимание на подачу высокого напряжения на накал ламп, это связано с их электрической прочностью на пробой цепи "катод - подогреватель". Связь между каскадами выполнена с помощью конденсатора. Выходной каскад выполнен по схеме "сэлфсплиттера".
Его особенность - подача напряжения раскачки только на одну лампу,
что позволило нам избавиться от фазоинвертора и одного межкаскадного
конденсатора. Сетка лампы второго плеча соединена с землей через резистор
в несколько Ом, который подбирается опытным путем по лучшей симметрии
выходного сигнала, но, в принципе, можно обойтись и без него. Пара слов об ООС . Как вы знаете, выходное сопротивление пентодного усилителя очень велико и существенно превышает сопротивление нагрузки, так вот в данной ситуации применение ООС жизненно необходимо. Номинал резистора в цепи ООС вы можете подобрать по своему вкусу (в смысле по своему слуху), но мы бы рекомендовали ограничиться рамками 10 кОм - 24 кОм. Блок питания особенностей не имеет, единственное пожелание - не экономить на емкости конденсаторов фильтра. 680 - 800 мк будет вполне достаточно для обоих каналов. Вот собственно и все. Пожалуй, еще немного о монтаже : Если вы не уверены в правильности разводки земель при монтаже, воспользуйтесь "звездой". Этот вариант гарантировано позволит вам избежать ошибок. Центром "звезды" можете выбрать "земляные" выводы конденсаторов фильтра блока питания. Входные провода заземляются только в одной точке - у первой лампы. Неверный монтаж "земляных" проводов может существенно ухудшить глубину стереопанорамы, а нам ведь это не нужно? Так как это звучит ? Читая о других самодельных конструкциях, невольно закрадывается мысль, что перед вами лучший усилитель всех времен и народов, особенно этим "страдают" западные разработчики. Так вот: перед вами НЕ лучший усилитель, однако на наш взгляд, его звучание обладает рядом существенных достоинств: он очень детален и быстр, обладает высокой энергоемкостью, что позволяет усилителю убедительно передавать рок и другую "тяжелую" для маломощных ламп музыку. В отличие от классических пентодных усилителей, звук не напрягает, не вызывает утомления и обладает редко присущей пентодным двухтактникам мягкостью и деликатностью. Короче говоря, усилитель достаточно хорош для прослушивания любой музыки. Он действительно "всеяден", чего нельзя сказать об очень многих самодельных и промышленных конструкциях, а если учесть, что при безошибочном монтаже усилитель не требует настройки, то, пожалуй, это лучший выбор для начинающего любителя ламп, да и опытным "зубрам" мы бы посоветовали обратить на него внимание. P.S.: Будем очень признательны Вашим откликам и мыслям, пожеланиям и предложениям на нашем форуме по адресу http://AudioPortal.spb.ru/forum .
|