До 30% телевизоров могут остаться с «черным» экраном, если аналоговое ТВ будет отключено в январе, следует из экспертных оценок, представленных Минпромторгу. Власти решают вопрос о продлении сроков отключения аналогового вещания, пишет РБК. В случае полного отключения аналогового сигнала, которое запланировано на середину января 2019 года, все они останутся без доступа к телевидению.
На конец 2018 года в России будет от 16,2 млн до 33,7 млн телевизоров (или 13,5–30,6 процентов от всех используемых ТВ в стране), способных принимать только сигнал аналогового телевидения, следует из экспертных оценок, подготовленных по запросу Минпромторга. Государство перестанет субсидировать распространение сигнала в аналоговом формате за пределами городов с населением более 100 тыс. человек с 1 января 2019 года. Замминистра цифрового развития связи и коммуникаций Алексей Волин ранее заявлял, что отключение аналогового телевидения произойдет в середине января 2019 года. Если отключение вещания 20 обязательных телеканалов в аналоговом формате состоится в запланированный срок, владельцы этих телевизоров не смогут смотреть на них основные федеральные телеканалы.
Всего в России предположительно 110-120 миллионов работающих телевизоров. Большая часть из них, 64,5 миллиона, подключены к операторам платного телевидения, то есть уже принимают цифровой сигнал. Еще у 18,1 миллиона россиян есть приставки, которые позволяют принимать цифровой сигнал телевизорам, поддерживающим только аналоговый. Потенциально в зоне риска могут оказаться 16,2-26,2 миллиона телевизоров, сообщают эксперты.
Телевещатели полагают, что сигнал имеет смысл отключать постепенно, а сам процесс нужно сопровождать масштабной разъяснительной кампанией. Сообщается, что позиция встретила поддержку профильных чиновников. Проект могут протестировать на Тверской области, чтобы вещатели могли оценить, как изменится телесмотрение, подтвердил анонимный федеральный чиновник, знакомый с деталями обсуждения проекта.
Почему могут отключить аналоговое ТВ?
Переход с аналогового на цифровое эфирное вещание предусмотрен федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания на 2009–2018 годы». Ее бюджет составляет 174 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе 97 млрд руб. федеральных средств. Реализация ФЦП должна обеспечить прием каналов первого мультиплекса (пакет каналов, вещающих на одной частоте) для 98,4% населения России, первого и второго — для 98,1%. В первые два мультиплекса на данный момент входят 20 каналов («Первый», «Россия 1», «Россия 24», «Россия К», НТВ, «Матч ТВ», «Карусель», «ТВ Центр», «Пятый канал», ОТР, СТС, «Домашний», ТНТ, РЕН ТВ, ТВ3, «Пятница», «Муз ТВ», «Звезда», «Мир» и «Спас»).
Каким может быть телевидение
По типу технологии ТВ может быть аналоговым и цифровым. В отличие от аналогового цифровой сигнал защищен от помех и обеспечивает более высокое качество изображения и звука.
ТВ-сигнал может распространяться в разных средах: через эфир, кабель, спутник и интернет. Например, в крупных городах, где из-за плотной застройки сигнал эфирного ТВ распространяется с помехами, смотреть телевидение можно, подключившись к оператору платного телевидения: кабельного, спутникового или IPTV, соответственно. Для зрителей каналы первого и второго мультиплексов должны быть бесплатными. Однако при подключении к оператору платного ТВ придется оплатить специальное оборудование (спутниковую тарелку, ТВ-приставку и т.п.).
Кого это коснется в первую очередь?
В отчете Роспечати за 2017 год отмечалось, что телевидение остается главным средством массовой информации для россиян. Хотя бы раз в неделю телевизор смотрят 83% взрослого населения России, две трети делают это каждый день (данные опроса «ФОМнибус»). Средний возраст телезрителя с 2008 по 2017 год вырос на пять лет — с 44 до 49 лет. На женщин приходится 61% аудитории, на мужчин — 39%. При этом 56% всего телепотребления приходилось на семь телеканалов: «Первый канал», «Россия 1», НТВ, «Пятый канал», ТНТ, РЕН ТВ и СТС.
По оценке Новой сервисной компании, основной объем аудитории приходится на традиционное линейное телепотребление (просмотр вещания телеканалов по телевизору, дома и вне дома). Традиционное телевидение на домашнем телевизоре смотрели 96% городского населения, и эта аудитория создает основной объем телепотребления — 84%. Еще 2% телепотребления генерируется просмотром телевизора вне дома (в гостях, на работе, в общественных местах, на дачах и пр.).
Директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Дмитрий Колесов напоминает, что, по данным Росстата за 2016 год (последняя доступная статистика), 13,9% населения страны имели доход ниже прожиточного минимума и не могли позволить себе тратить деньги на покупку нового ТВ-оборудования.
Что нужно для приема цифрового ТВ?
Чтобы смотреть цифровое эфирное ТВ, необходимо иметь телевизор или специальную приставку, способные принимать сигнал в формате DVB-T2, а также настроить телевизионную антенну так, чтобы она принимала сигнал ТВ-передатчика. Как говорилось в отчете Роспечати о состоянии и тенденциях развития телевидения в 2017 году, по итогам прошлого года цифровые передатчики эфирного ТВ охватывали территорию, на которой проживают 98,3% населения страны. Минкомсвязь разработала поправки в закон «О связи», по которым российские операторы спутникового ТВ будут обязаны подключить к своим услугам обратившиеся к ним домохозяйства, если последние не попали в зону охвата цифрового эфирного вещания. Законопроект пока не принят.
На начало 2009 года, когда стартовала программа перехода с аналогового на цифровое вещание, около 1,6 млн человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктов, не были охвачены телевещанием, более 3 млн человек могли принимать лишь один телеканал. Возможность приема телеканалов, впоследствии вошедших в первый мультиплекс, была лишь у 33% населения.
Какими будут сценарии решения проблемы?
В октябре замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин заявлял, что аналоговым телевидением в России пользуется только 10 процентов населения.
В 2018 году завершится стартовавшая в 2009-м федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания», которая призвана перевести индустрию на цифровые рельсы. На ее реализацию выделили 174 миллиарда рублей, 97 из них — средства из федерального бюджета. По результату ФЦП россиянам должны быть доступны два мультиплекса по 10 каналов и три радиоканала.