Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
Выбор автомобильной CB радиостанции и антенны
Применение CB радиостанций
Большинство автомобильных и некоторые из переносных станций относятся к группе CB станций (сокращение от англ. «Citizens’ Band» — «гражданский диапазон»). Под этим сокращением принимаются «безлицензионные», доступные простым гражданам радиостанции диапазона 27 МГц. В большинстве стран использование этого диапазона регулируется минимальным количеством правил, а в некоторых не регулируется вообще. Обычно станции CB диапазона отличаются от радиолюбительских и профессиональных станций своей простотой и меньшей ценой.
Несмотря на свою простоту радиостанции CB диапазона применяются весьма широко. В первую очередь у автомобилистов, практически все тяжелые автомобили оборудованы такими радиостанциями. Радиостанции в автомашинах дают возможность поддержания постоянного контакта между автомобилями, служат для получения оперативной дорожной информации, помощи при выборе маршрута, аварии и технических неполадках в пути. Станции широко используются на маломерном флоте, тем более, что связь на воде очень хорошая. Широко используют CB станции туристы, особенно их переносной вариант.
Портативные переносные станции CB диапазона во всём мире широкого распространения не получили, так как на частоте 27 МГц они слабо эффективны. При длине волны 11 метров, размер четвертьволновой антенны составляет 2.7м, что трудно реализовать на практике, а более короткие антенны малоэффективны. Поэтому и в России портативные станции CB диапазона слабо распространены, исключение составляет лишь Алан-42, который можно использовать в автомобиле в комплекте с автомобильной антенной.
Плохую эффективность радиостанций CB диапазона частично компенсирует хорошее распространение радиоволн 27 МГц на пересечённой местности, по сравнению с волнами более высокого частотного диапазона LPD 433 МГц или PMR 446 МГц.
В диапазоне 27 МГц на канале 9C можно установить связь с пожарной охраной, милицией, скорой помощью, аварийными службами через специальные диспетчерские службы, которые постоянно дежурят на этом канале. Но в России на практике это реализуется лишь в некоторых городах.
Дальность радиосвязи между типовыми стационарными CB радиостанциями может быть практически неограниченной за счёт отражения радиоволн от ионосферы, но данный вид связи нестабилен, т.к. сильно зависит от состояния ионосферы.
На практике устойчивая дальность связи составляет обычно от 30-80 км между базовыми станциями и до 1.5 км между портативными, носимыми радиостанциями.
Рабочие частоты CB диапазона
Это очень важный параметр радиостанций. Для работы в России выделены всего две сетки частот C и D.
Таблица частот и рабочих сеток CB радиостанций, зеленым цветом выделены разрешённые для работы в России частоты, красным цветом частоты аварийных каналов
Рация |
Используемые сетки |
||||||||||
Dragon SS-485, Dragon SY-101+
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
|
Alan 48+, ALAN 48E, Alan78+, Alan 77/120
|
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
Alan 100+
|
|
|
|
|
C |
|
|
|
|
|
|
Megajet 3031M Turbo
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
|||
Megajet 3031, 3031M, 600, 600+
|
|
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
|
|
|
Megajet 300, 200, 100
|
|
|
|
A |
B |
C |
|
|
|
|
|
Megajet 500, 550, 555
|
E- |
A |
B |
C |
D |
E |
|||||
Maycom EM27, Maycom SH27D
|
D- |
E- |
A |
B |
C |
D |
E |
A+ |
B+ |
C+ |
|
Канал
|
Частота (кГц) |
||||||||||
1 |
25165.0
|
25615.0
|
26065.0
|
26515.0
|
26965.0
|
27415.0
|
27865.0
|
28315.0
|
28765.0
|
29215.0
|
29665.0
|
2 |
25175.0
|
25625.0
|
26075.0
|
25525.0
|
26975.0
|
27425.0
|
27875.0
|
28325.0
|
28775.0
|
29225.0
|
29675.0
|
3 |
25185.0
|
25635.0
|
26085.0
|
26535.0
|
26985.0
|
27435.0
|
27885.0
|
28335.0
|
28785.0
|
29235.0
|
29685.0
|
4 |
25205.0
|
25655.0
|
26105.0
|
26555.0
|
27005.0
|
27455.0
|
27905.0
|
28355.0
|
28805.0
|
29255.0
|
29705.0
|
5 |
25215.0
|
25665.0
|
26115.0
|
26565.0
|
27015.0
|
27465.0
|
27915.0
|
28365.0
|
28815.0
|
29265.0
|
29715.0
|
6 |
25225.0
|
25675.0
|
26125.0
|
26575.0
|
27025.0
|
27475.0
|
27925.0
|
28375.0
|
28825.0
|
29275.0
|
29725.0
|
7 |
25235.0
|
25685.0
|
26135.0
|
26585.0
|
27035.0
|
27485.0
|
27935.0
|
28385.0
|
28835.0
|
29285.0
|
29735.0
|
8 |
25255.0
|
25705.0
|
26155.0
|
26605.0
|
27055.0
|
27505.0
|
27955.0
|
28405.0
|
28855.0
|
29305.0
|
29755.0
|
9 |
25265.0
|
25715.0
|
26165.0
|
26615.0
|
27065.0
|
27515.0
|
27965.0
|
28415.0
|
28865.0
|
29315.0
|
29765.0
|
10 |
25275.0
|
25725.0
|
26175.0
|
26625.0
|
27075.0
|
27525.0
|
27975.0
|
28425.0
|
28875.0
|
29325.0
|
29775.0
|
11 |
25285.0
|
25735.0
|
26185.0
|
26635.0
|
27085.0
|
27535.0
|
27985.0
|
28435.0
|
28885.0
|
29335.0
|
29785.0
|
12 |
25305.0
|
25755.0
|
26205.0
|
26655.0
|
27105.0
|
27555.0
|
28005.0
|
28455.0
|
28905.0
|
29355.0
|
29805.0
|
13 |
25315.0
|
25765.0
|
26215.0
|
26665.0
|
27115.0
|
27565.0
|
28015.0
|
28465.0
|
28915.0
|
29365.0
|
29815.0
|
14 |
25325.0
|
25775.0
|
26225.0
|
26675.0
|
27125.0
|
27575.0
|
28025.0
|
28475.0
|
28925.0
|
29375.0
|
29825.0
|
15 |
25335.0
|
25785.0
|
26235.0
|
26685.0
|
27135.0
|
27585.0
|
28035.0
|
28485.0
|
28935.0
|
29385.0
|
29835.0
|
16 |
25355.0
|
25805.0
|
26255.0
|
26705.0
|
27155.0
|
27605.0
|
28055.0
|
28505.0
|
28955.0
|
29405.0
|
29855.0
|
17 |
25365.0
|
25815.0
|
26265.0
|
26715.0
|
27165.0
|
27615.0
|
28065.0
|
28515.0
|
28965.0
|
29415.0
|
29865.0
|
18 |
25375.0
|
25825.0
|
26275.0
|
26725.0
|
27175.0
|
27625.0
|
28075.0
|
28525.0
|
28975.0
|
29425.0
|
29875.0
|
19 |
25385.0
|
25835.0
|
26285.0
|
26735.0
|
27185.0
|
27635.0
|
28085.0
|
28535.0
|
28985.0
|
29435.0
|
29885.0
|
20 |
25405.0
|
25855.0
|
26305.0
|
26755.0
|
27205.0
|
27655.0
|
28105.0
|
28555.0
|
29005.0
|
29455.0
|
29905.0
|
21 |
25415.0
|
25865.0
|
26315.0
|
26765.0
|
27215.0
|
27665.0
|
28115.0
|
28565.0
|
29015.0
|
29465.0
|
29915.0
|
22 |
25425.0
|
25875.0
|
26325.0
|
26775.0
|
27225.0
|
27675.0
|
28125.0
|
28575.0
|
29025.0
|
29475.0
|
29925.0
|
23 |
25455.0
|
25905.0
|
26355.0
|
26805.0
|
27255.0
|
27705.0
|
28155.0
|
28605.0
|
29055.0
|
29505.0
|
29955.0
|
24 |
25435.0
|
25885.0
|
26335.0
|
26785.0
|
27235.0
|
27685.0
|
28135.0
|
28585.0
|
29035.0
|
29485.0
|
29935.0
|
25 |
25445.0
|
25895.0
|
26345.0
|
26795.0
|
27245.0
|
27695.0
|
28145.0
|
28595.0
|
29045.0
|
29495.0
|
29945.0
|
26 |
25465.0
|
25915.0
|
26365.0
|
26815.0
|
27265.0
|
27715.0
|
28165.0
|
28615.0
|
29065.0
|
29515.0
|
29965.0
|
27 |
25475.0
|
25925.0
|
26375.0
|
26825.0
|
27275.0
|
27725.0
|
28175.0
|
28625.0
|
29075.0
|
29525.0
|
29975.0
|
28 |
25485.0
|
25935.0
|
26385.0
|
26835.0
|
27285.0
|
27735.0
|
28185.0
|
28635.0
|
29085.0
|
29535.0
|
29985.0
|
29 |
25495.0
|
25945.0
|
26395.0
|
26845.0
|
27295.0
|
27745.0
|
28195.0
|
28645.0
|
29095.0
|
29545.0
|
29995.0
|
30 |
25505.0
|
25955.0
|
26405.0
|
26855.0
|
27305.0
|
27755.0
|
28205.0
|
28655.0
|
29105.0
|
29555.0
|
30005.0
|
31 |
25515.0
|
25965.0
|
26415.0
|
26865.0
|
27315.0
|
27765.0
|
28215.0
|
28665.0
|
29115.0
|
29565.0
|
30015.0
|
32 |
25525.0
|
25975.0
|
26425.0
|
26875.0
|
27325.0
|
27775.0
|
28225.0
|
28675.0
|
29125.0
|
29575.0
|
30025.0
|
33 |
25535.0
|
25985.0
|
26435.0
|
26885.0
|
27335.0
|
27785.0
|
28235.0
|
28685.0
|
29135.0
|
29585.0
|
30035.0
|
34 |
25545.0
|
25995.0
|
26445.0
|
26895.0
|
27345.0
|
27795.0
|
28245.0
|
28695.0
|
29145.0
|
29595.0
|
30045.0
|
35 |
25555.0
|
26005.0
|
26455.0
|
26905.0
|
27355.0
|
27805.0
|
28255.0
|
28705.0
|
29155.0
|
29605.0
|
30055.0
|
36 |
25565.0
|
26015.0
|
26465.0
|
26915.0
|
27365.0
|
27815.0
|
28265.0
|
28715.0
|
29165.0
|
29615.0
|
30065.0
|
37 |
25575.0
|
26025.0
|
26475.0
|
26925.0
|
27375.0
|
27825.0
|
28275.0
|
28725.0
|
29175.0
|
29625.0
|
30075.0
|
38 |
25585.0
|
26035.0
|
26485.0
|
269350
|
27385.0
|
27835.0
|
28285.0
|
28735.0
|
29185.0
|
29635.0
|
30085.0
|
39 |
25595.0
|
26045.0
|
26495.0
|
26945.0
|
27395.0
|
27845.0
|
28295.0
|
28745.0
|
29195.0
|
29645.0
|
30095.0
|
40 |
25605.0
|
26055.0
|
26505.0
|
26955.0
|
27405.0
|
27855.0
|
28305.0
|
28755.0
|
29205.0
|
29655.0
|
30105.0
|
Каналы "дырок"
|
Частота (кГц) "дырок" |
||||||||||
41 |
25195.0
|
25645.0
|
26095.0
|
26545.0
|
26995.0
|
27445.0
|
27895.0
|
28345.0
|
28795.0
|
29245.0
|
|
42 |
25245.0
|
25695.0
|
26145.0
|
26595.0
|
27045.0
|
27495.0
|
27945.0
|
28395.0
|
28845.0
|
29295.0
|
|
43 |
25295.0
|
25745.0
|
26195.0
|
26645.0
|
27095.0
|
27545.0
|
27995.0
|
28445.0
|
28895.0
|
29345.0
|
|
44 |
25345.0
|
25795.0
|
26245.0
|
26695.0
|
27145.0
|
27595.0
|
28045.0
|
28495.0
|
28945.0
|
29395.0
|
|
45 |
25395.0
|
25845.0
|
26295.0
|
26745.0
|
27195.0
|
27645.0
|
28095.0
|
28545.0
|
28995.0
|
29445.0
|
|
Основные стандартные каналы, как принято во всём мире, начинаются с частоты 26965 кГц и идут с сеткой, кратной 10 кГц (26975 кГц, 26985 кГц и т. д.). Их условное обозначение: 1канал, ...40 канал, с 41 по 45 идут нестандартные каналы, их называют "дырки". Из-за большого количества пользователей пришлось ввести вспомогательную сетку частот и соответственно, новые каналы, которые также имеют шаг 10 кГц, но сдвинуты по частоте по отношению к основным на 5 кГц. Их условное обозначение: 51 канал (26960 кГц), 52 канал (26970 кГц) и т.д. Далее число сеток каналов расширили, число каналов стало 200, затем 400, а некоторые радиостанции поддерживают 800 каналов.
В России для CB связи выделены каналы, считающиеся во всём остальном мире как вспомогательные, со сдвигом в 5 кГц. И не все радиостанции поддерживают этот расширенный диапазон.
Расшифровка маркировки каналов C9 FM или (C9E FM, C9R FM):
C- диапазон частот;
9 - номер канала;
R - российский, E - европейский;
FM - вид модуляции, частотная.
Выберем себе радиостанцию на примере MegaJet MJ-600
Передатчик | |
Формирование сетки рабочих частот | Синтезатор частоты с кварцевой стабилизацией |
Диапазон рабочих частот | 26965…27405 / 26965…27855 кГц |
Шаг сетки | 10 кГц |
Максимальная выходная мощность FM/AM | до 10 Вт при U пит.=13,2 V |
Наличие каналов | 80/240 (по выбору [AM/FM+SCAN, ON]) |
Нестабильность частоты | +/-300 Гц |
AM модуляция, FM девиация | 90 %, 2 кГц |
Приёмник | |
Схема построения | Супергетеродин с двойным преобразованием частоты |
Чувствительность приёмника при соотношении (с/ш) | АМ 0.5 мкВ (10дБ), ЧМ 0.5 мкВ (12дБ) |
Порог срабатывания регулируемого шумоподавителя | не более 1мкВ |
Автоматическое шумоподавление | 0.5 мкВ |
Динамический диапазон | 40 dB |
Максимальная выходная мощность звука | 4 Вт |
Нелинейные искажения | не более 3% |
Динамик | 8 Ом |
Общие | |
Питание | Напряжение питания 12В +/- 15% , бортовая сеть автомобиля |
Габариты | 13.8x4.8x15.9 см |
Вес | 870 гр |
Выбор автомобильной CB радиостанции
Первое на что обращаем внимание при выборе радиостанции - это тип модуляции в передатчике. Обычно используется комбинированная модуляция: амплитудная и частотная, о преимуществах одного вида модуляции перед другим много написано, чтобы не вдаваться в подробности, мы выбираем радиостанцию, в которой есть и AM и FM.Пожалуй, самый важный параметр при выборе - это рабочий частотный диапазон, в рации должна присутствовать Российская сетка частот.
Один из самых главных параметров передатчика - это его мощность, чем мощней радиостанция, тем дальше её радиус действия, однако это необходимо не всех случаях и при мощности передатчика более 10 Вт, нужно зарегистрировать его и получить специальное разрешение на использование.
Важное значение имеет стабильность несущих частот, особенно нестабильность резко возрастает при перепадах температуры, при значительной нестабильности сигнал может "уйти" с канала. Высокая стабильность несущих частот обеспечивается применением кварцевых резонаторов в синтезаторе частот.
Чувствительность для приёмника один из самых важных параметров.Чувствительность приёмника ограничивается уровнем внутренних шумов полупроводников, чем чувствительней приёмник тем лучше он "ловит" сигналы удалённых радиостанций, однако при большой чувствительности больше и уровень внешних шумов (помех), в этом случае ищется компромиссное решение, для чего используются шумоподавители и аттенюаторы для загрубления чувствительности приёмника.
Очень важное значение имеет также избирательность приёмника, чем выше избирательность, тем меньше помехи от "пролаза" сигналов с соседних каналов, высокая избирательность приёмника достигается за счёт использования двойного преобразования частоты.
Для того чтобы уровень сигнала на выходе приёмника сохранял стабильность используется система автоматического регулирования (АРУ), чем больше динамический диапазон регулировки АРУ, тем стабильней уровень сигнала на выходе приёмника.
Составной частью приёмного устройства является усилитель низкой частоты, он характеризуется выходной мощностью при низком значении коэффициента нелинейных искажений.
При выборе радиостанции также важно обращать внимание на внешний вид, наличие кнопок и ручек управления, дисплей и его информационность, наличие кнопок управления на тангенте, а также наличие дополнительных возможностей радиостанции.
Выбор антенны для автомобильной радиостанции
Антенно - фидерные устройства очень важный компонент передающих устройств вообще, а CB автомобильных радиостанций в частности. Передатчик CB радиостанции генерирует мощность порядка нескольких ватт, эту мощность требуется излучить в виде электромагнитной энергии в эфир, для этой цели служит антенно-фидерное устройство.Фидер автомобильной антенны - это соединительный коаксиальный кабель с ВЧ разъёмом на одном конце, другой конец кабеля подключается к самой антенне.
В случае установки радиостанции на движущимся объекте, антенна такой радиостанции должна иметь круговую диаграмму направленности, т.е. излучать энергию по всем направлениям равномерно. Для этой цели применяют штырь, несимметричный вибратор. Размер вибратора должен находится в определённой пропорции к длине излучаемой волны: полуволновый вибратор, четвертьволновый вибратор и т.д. Чем больше размер антенны, полуволновый вибратор больше чем четвертьволновый, тем эффективней работает антенна. На практике это не всегда приемлемо, четвертьволновый вибратор CB радиостанции имеет длину 2.7 м, поэтому с целью уменьшения размеров антенны жертвуют её эффективностью. Уменьшение размера антенны компенсируют удлиняющей катушкой.
Очень важный параметр антенно - фидерного устройства КСВН - коэффициент стоячей волны по напряжению. Идеальное его значение -1, это значит, что вся энергия от передатчика поступает в антенну, это возможно только при коротком замыкании в генераторе, на практике всегда присутствует отраженная волна и КСВН возрастает в прямой зависимости от рассогласования передающего тракта и нагрузки (антенны). Для того чтобы максимально передать энергию от передатчика через антенну в эфир, нужно тщательно согласовать антенну с выходом передатчика. Если согласование плохое, то часть энергии, генерируемой в передающем устройстве, будет выделяться в виде тепла на выходном каскаде передатчика, что может привести к выходу его из строя. При отключенной антенне или неисправном фидере вся энергия будет выделяться в виде тепла и передатчик выйдет из строя!!! Для точного согласования антенн применяют КСВ-метры. КСВН не должен превышать величину -2, чем он меньше, тем лучше согласование. Для оптимальной настройки лучше, когда антенна установлена стационарно, если антенна на магните, то место её установки может постоянно меняется.
Дополнительная информация. Антенна CB радиостанций устанавливается вертикально, т.к. радиостанции работают в вертикальной поляризации, если установить её под наклоном, то часть излучаемой электромагнитной энергии будет передаваться в горизонтальной поляризации и будет недоступна для приёма, эффективность радиостанции в этом случае упадёт. При наклоне антенны в 45 градусов половина всёй мощности станции будет передаваться в горизонтальной поляризации! Нельзя произвольно вносить изменения в кабель соединения антенны с передатчиком, т.к. он является элементом согласования антенны с выходом передатчика. При эксплуатации необходимо следить за качеством контактов рации с антенной, окисленный контакт повышает КСВН!
Кабель для автомобильной антенны. Для автомобильной антенны используется коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 50 Ом. Чаще всего это, RG58, пятимиллиметровый в диаметре, но возможно использование кабелей и большего диаметра. У коаксиальных кабелей, чем больше диаметр, тем меньше затухание, но это утверждение будет справедливо, если кабели будут одного производителя и одной группы кабелей, например, медные.
Параметры для выбора автомобильных CB антенн
- Коэффициент усиления. Максимальный теоретически достижимый коэффициент усиления антенны 4 Дб. Неплохо, если у антенны, которую вы выбрали, он будет 3 Дб. Чтобы антенна имела одинаковый во всех направлениях коэффициент усиления, её нужно располагать в центре крыши автомобиля.
- Габариты, масса (вес). У CB антенн, чем больше длина, тем больше коэффициент усиления и, соответственно вес антенны. При установке антенн следует учитывать надёжность их крепления, т.к. антенна эксплуатируется в условиях повышенной вибрации и имеет парусность, последнее может привести к наклону антенны при движении, от чего она теряет свою эффективность.
- Механическая прочность. Антенны должны иметь механическую прочность и хорошую герметичность, т.к. условия эксплуатации антенн экстремальные (вибрации, дождь, мороз, ветровые потоки и др.). Плохая герметичность приводит к окислению контактов, что может привести к выходу радиостанции из строя.
- Полоса пропускания. Антенны бывают широполосные, они перекрывают 400 и более каналов, а также узкополосные, которые перекрывают 40 каналов, т.е. одну сетку частот. Широкополосные антенны - это врезные антенны большой длины, они могут перекрыть диапазон частот, охватывающий 400 каналов с КСВ менее 2 на краях диапазона.
Установка автомобильных антенн
Самые распространённые варианты крепления антенн в автомобиле:
- с помощью врезки антенны, для установки врезных антенн необходимо продырявить крышу автомобиля, этот способ установки оптимальный для настройки и согласования антенны, но продырявленная крыша может стать источником проблем;
- при способе крепления на струбцине, антенны устанавливают на багажник, сварочный шов, крыло или другой выступающий элемент кузова автомобиля. При данном способе установки затруднена настройка и согласование антенны, имеет место низкая механическая прочность крепления. Нельзя устанавливать антенну на пластмассовые детали корпуса автомобиля, в месте установки антенна должна иметь электрический контакт с корпусом;
- с помощью магнита на основании антенны, удобный способ для крепления антенны на ровных поверхностях машины, нельзя устанавливать антенну на рифленой поверхности. Недостатками такого крепления является низкая механическая прочность, легкая возможность для хищения и сложность согласования, т.к. антенна постоянно перемещается по месту крепления.