LAB599.RU — интернет-магазин средств связи
EN FR DE CN JP
QRZ.RU > Радиолюбительские статьи > DX-экспедиции > Радиомарафон по Центральной Азии - экспедиция "Алтай-Гималаи"

Радиомарафон по Центральной Азии - экспедиция "Алтай-Гималаи"



Автор: Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи на QRZ.RU
Экспорт статей с сервера QRZ.RU
Все статьи категории "DX-экспедиции"

РАДИОМАРАФОН ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ – ЭКСПЕДИЦИЯ "АЛТАЙ-ГИМАЛАИ"

Юрий Заруба (UA9OBA), RRC#1

Источник - "Русский робинзон"

Как драгоценные жемчужины хранятся дивные островки природы, соединяющие в себе все Красоты рек и гор, долин и лесов, цветов и диковинных зверей. Мы знаем много таких нетронутых цивилизацией заповедных мест. Во все времена Центральная Азия мощным притяжением своим манила путешественников, ученых, исследователей, художников. Сюда всегда стремились различные экспедиции – географические, исторические, этнографические, радиолюбительские, описывая и представляя здешние страны. Но неисчерпаема и таинственна красота Центральной Азии, она по-прежнему неприступна до сих пор…

В августе-октябре 2004 года в Центральную Азию направилась экстремально-приключенческая Трансазиатская международная экспедиция-марафон “Алтай-Гималаи”. Экспедиция была организована Национальной Ассоциацией трофи-клубов России и посвящена 100-летию образования Российского Автомобильного Общества и Международной Автомобильной Федерации. Впервые в истории была предпринята попытка, спустя 80 лет, пройти по следам Трансгималайской экспедиции великого русского путешественника и мыслителя Н.К.Рериха, посетить и описать места, которые оказались недоступны или остались неразрешенными загадками для экспедиции прошлого века. Путь пролегал также по местам прохождения экспедиций других российских путешественников: Г.Н.Потанина, Н.М.Пржевальского, П.К.Козлова и Г.Ц.Цыбикова.

Схема маршрута
Схема маршрута "Алтай-Гималаи"

В целом, маршрут автопробега пересекал территории четырех государств: России (Горный Алтай), Монголии (Монгольский Алтай, пустыня Гоби), Китая (города Шелкового пути, Тибетское нагорье, Тибет, пустыня Такла-Макан) и Казахстана, протянувшись в общей сложности на более чем 20000км. При этом треть маршрута предстояло пройти в тяжелых дорожных условиях – высокогорье, с высотами под 4000м над уровнем моря, пустынные и полупустынные местности, разбитые грунтовые дороги. Как выяснилось позже, значительные расстояния пришлось преодолевать и вовсе при отсутствии каких-либо дорог, а порой и направлений: испытания для настоящих “джипперов” – романтики и приключений хоть отбавляй! В условиях удаленности от цивилизации вообще и от станций техобслуживания в частности участники экспедиции могли рассчитывать только на себя, на собственные силы и возможности. Руководитель экспедиции – Президент Ассоциации трофи-клубов России Александр Александрович Трушников (RZ3DHU), отправляясь в сложнейший марафон предложил мне возглавить службу радиообеспечения экспедиции - лишь невидимая ниточка радиоволн могла связать экспедицию с внешним миром и штабом в г.Черноголовка Московской области. Большей частью мое участие в проектах и организация собственных экспедиций проходили в полярных регионах, в Арктике и Антарктиде, на островах дальневосточных морей.

Посчитав предыдущие экспедиции, оказалось, что предстоящая будет семьдесят третьей по счету. По-радиолюбительски “73” означает “наилучшие пожелания” и я, будучи полярным и островным “робинзоном”, решил отправиться в жаркие пески пустыни Гоби, куда еще не ступала нога радиолюбителя. Мне, вместе с другими участниками, страстными и очень увлеченными поклонниками полноприводных 4х4 внедорожников, предстояло испытать все тяготы и лишения кочевой жизни на себе и своих “железных конях” – экспедиция передвигалась на специально подготовленных нескольких дизельных джипах “Land Rover” (Defender) и Toyota “Land Cruiser”- R80. Автомобилям был сделан тюнинг – усилена вся ходовая часть, навешены лебедки, поисковые фонари, увеличены емкости топливных баков, установлены защитные решетки-кенгурины, шноркели, дефлекторы и прочие профессиональные аксессуары, стоимостью превосходящие сами машины. В свете предстоящего путешествия цель однозначно оправдывала средства – из городских джипов получились пригодные для длительного и автономного пробега внедорожники повышенной проходимости. Салоны машин были нашпигованы самыми современными достижениями науки и техники: GPS-навигаторы и бортовые компьютеры, цифровые тахометры, мультимедийное оборудование. Картографические материалы для навигационного оборудования обеспечивали оптимизацию маршрута: расчет расстояний и направления движения, определение путевых точек и координат пунктов, прокладку треков с максимальным использованием местных условий. Компанией “ГлобалТел” – российским оператором спутниковой системы связи “GlobalStar”, были поставлены терминалы спутниковой связи Telit SAT-550 и Qualcomm GSP-1600 с автомобильными комплектами, обеспечивающими голосовую и электронную связь, что позволяло пересылать сообщения и цифровые фотографии прямо с маршрута на сайт экспедиции www.off-road.ru и в средства массовой информации.

Лицензия JT100M
Лицензия JT100M

Радиолюбительское обеспечение экспедиции было также на высоте: в каждом автомобиле имелись УКВ мобильные и портативные радиостанции для связи между собой, а на флагманской машине руководителя экспедиции и в автомобиле Сергея Сергеевича Линькова (RZ3AOE) дополнительно были установлены КВ/УКВ трансиверы от московской фирмы ICS – YAESU FT-100D с перестраиваемыми антенными системами ATAS-120, позволявшими вести связь в движении. Благодаря помощи новосибирской компании “Сорус” и лично Сергея Георгиевича Долганова – UA9OK, для дальней КВ-связи я располагал трансивером ICOM IC-756PRO2 с комплектом широкополосных антенн на 11-метровой мачте. Поскольку кроме связи с радиолюбителями предстояло держать контакты с различными службами – пограничниками, заповедниками, спасателями, радиоаппаратура была усилена возможностью работы на служебных частотах и автоматическим антенным тюнером SGC SG-230. Энергопитание комплекта осуществлялось от бензоагрегата YAMAHA EF-1000, а во время кратких остановок с помощью преобразователей 12/220В. От этих же источников подзаряжалась многочисленная видео- и фотоаппаратура – в ходе экспедиции велись съемки документального фильма и готовилась серия репортажей для журналов “Вокруг Света”, “GEO”, “National Geographic”, “За рулем”, “Полный привод 4х4” и других.

Рано утром 17 августа 2004г. экспедиция “Алтай-Гималаи” в составе опытных путешественников, автоспортсменов, журналистов и радиолюбителей выдвинулась из Новосибирска: впереди были почти три месяца приключений и тысячи километров пути по Горному Алтаю, пустыне Гоби и Тибету.

По Алтаю

Как особое сокровище бережет Матушка Сибирь Алтайскую Землю. Алтай – не просто горы, леса, водопады, а живой дух, щедрый и богатый край, далекий и близкий. В 1756 году вошел Алтай в состав Российской империи. Ныне это два субъекта Российской Федерации: Алтайский край и Республика Алтай. Российский Алтай по сути начинается в Бийске – отсюда берет свое начало Чуйский тракт, который через шестьсот с небольшим километров приводит на монгольскую границу.

Брод через горную реку в Горном Алтае
Брод через горную реку в Горном Алтае

Но в планах экспедиции не езда по современному шоссе, а настоящий трофи-рейд – нам самим предстоит “пробить” новые пути-дороги в труднодоступных и неизведанных местах. В Бийске экспедицию гостеприимно приветствовал у себя Генеральный директор группы компаний “Карма”, “Европа+”, “Русское радио” и “Европа трэвел” Александр Ведерников, UA9YAB. Пока корреспонденты радио и телевидения брали интервью у участников, я решил дать старт радиолюбительской части экспедиции – из офисной радиорубки UA9YAB зазвучал наш экспедиционный позывной – UE9OWM/9. Работая на стационарный трансивер IC-775DSP и 3 “квадрата” на 20м я с удовольствием рассказывал корреспондентам о предстоящем маршруте и договаривался о трафиках из редких районов по RDA. К слову сказать, этот первый выход в эфир был из AL-73. Все хорошо началось!

Уезжая из гостеприимного города нас еще долго “вели” на 145,500 МГц бийские УКВ-исты.

“Горный Алтай. Окутанный мифами и легендами, задумчиво стоит он на границе Центральной Азии и Великого пояса евразийских степей тысячелетиями наблюдая за передвижениями по этим просторам то гуннов, то тюркских племен, то монгольских орд, то славянских первопроходцев”. (А.С. Суразаков)

Промчавшись через Горно-Алтайск, где еще есть обжитая цивилизация и сотовая связь, проехав вдоль невероятной красоты бирюзовой Катуни и преодолев Семинский перевал (1894м), кавалькада свернула с Чуйского тракта в Кош-Агачский район. Первым испытанием для людей и машин был подъем на ледник Актру (4114м). Началась тяжелая мужская работа – борьба с бездорожьем и поиск проходимого пути, большие уклоны и работа лопатой. Наши усилия увенчались успехом – подобравшись вплотную к горной системе мы увидели альпинистский лагерь, метео- и контрольно-спасательную станции, небольшой пост от науки и все. После пыльных дорог здесь горная свежесть и яркие краски – здесь нет ничего, кроме девственно чистой природы и “пиков”! Совсем рядом блистает Пик Радистов и другие высоты. Едва успев поднять антенну и флаг экспедиции – в горах быстро темнеет – UE9OWM/9/p вышла в эфир на 3610 кГц с высоты 2400 метров. Ура! Есть на связи г.Белуха (4506м), высочайшая вершина всей Азиатской части России – весьма символично! У подножия горы работает Борис RU9YJ/9. Белуха и подбаза Тюнгур – это заповедник Катунский, RFF-44 по российской программе “флора и фауна”. Помогу с оформлением, ведь житель Бийска RU9YJ весь сезон на вершинах. Хорошо слышно группу сопровождения: двух Александров, UA9OA и RZ9OJ, Геннадия UA9OGZ – через них идет информация. Много соседей – Кузбасс, Томск, Красноярск. Под утро ближнее прохождение уходит, завтра в дорогу, засыпаем счастливые под журчание ручья…

Вершины Горного Алтая
Вершины Горного Алтая

В условленном месте нас встретили проводники на крепком, армейского типа, ГАЗ-66, чтобы провести вереницу машин по самым нехоженым тропам Горного Алтая. Киношная романтика осталась позади, впереди непролазные дебри алтайских лесов и каменистые кручи, озера и горные реки, броды и степи. Ежедневно по 10-12 часов гонок, остановок для фото и видеосъемки, ремонта, встреч и расспросов, только поздно к вечеру лагерь и новое место. Я еже вечерне затемно ставлю мачту, антенну, завожу агрегат. Радио-шэк располагается под открытым небом на столике, а когда холодает – это все ж горы! – всю ночь “кричу” из будки ГАЗона. Пересекли границу очередного района: GA-06 – Улаганский район. Мне это близко знакомо – почти каждый год, начиная с памятного 1998-го, я отдыхаю в уединенном кемпинге “Алтын-Туу” в Горном Алтае – там, где нет никакой связи с внешним миром, кроме ham-radio и позывного RW9OWM/9. На пресс-конференциях, после очередного похода, на вопрос журналистов – где лучше всего? – побывав почти везде, где только возможно, я утверждаю: все прелести мира, включая туристические “Мекки” типа Тайландов, Испаний, Канар и Анталий, я смело положу к подножию алтайских гор, но только на юге Телецкого озера. Красивее места на земле я нигде не встречал!

На горную метеостанцию к подножию Белухи участников экспедиции доставили на вертолете МИ-8
На горную метеостанцию к подножию Белухи участников экспедиции доставили на вертолете МИ-8

В аппаратном журнале новые записи: QTH – то берег реки Менки, то 7км от Акташа – там пограничный отряд, то урочище Бертег, то долина Джазатора. Иногда просто в “чистом поле” – UA9ZF, Иван Васильевич, будучи ближе всех других корреспондентов записывает с точностью карты наши координаты и сообщает к какому очередному природному объекту республики мы ближе всего в этот раз.

Ставший уже популярным RDA-Contest, проводящийся в 3-й викенд августа, застал экспедицию снова в Кош-Агачском районе – наш лагерь расположился вблизи Аргамджинской пограничной заставы – cовсем рядом, буквально в трех километрах, граница с Китаем. Погранзона. Вообще населения мало, разве что изредка встречаются пастухи в глинобитных кошарах. Перед заездом на высокогорное плато Укок упросил шефа оставить меня на весь день поработать в контесте. Как всегда столик, трансивер, мачта-антенна, спальник, немного провизии и “крепленой” воды питьевой. Но это горы! Нет прохождения. И только в полдень по-гринвичу приоткрылась “двадцатка”, пошли первые связи – в соревнованиях “из поля” звучит RW9OWM/9/p позывной. Мощно проходят “корифеи” эфира: RL3A, RV9FQ, RK9JWV, UA2FF, UA9AM, UA6AF, RK4FF, много других, но не всех слышу. Кто-то тоже выехал “в поле” в RDA-expeditions: работаю с RW4WR/p, RK0LWP/p, UA9CDC/p, UA9XMM/p, из новосибирцев – с Сергеем, UA9OW/p. Возможно мой номер, GA-02, тоже кому-то душу согрел, дав редкий множитель. Прохождение слабеет, на 3,5 МГц вообще тишина. Сижу без палатки – надо мной только близкие звезды. Ночью изморозь, температура падает до - (минус) 7С, укутываю в спальник трансивер, себя коньяком согреваю. “Большая медведица” машет мне лапой, и я проваливаюсь в сладкую дрему.

“Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. Погребение, установленное большими камнями, так называемые Чудские могилы, надписи на скалах, все это ведет нас к той важной эпохе, когда с далекого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу”. (Н.К.Рерих. “Сердце Азии”,1929г.)

Полевая позиция UE9OWM/9/p на высокогорном плато Укок в Горном Алтае
Полевая позиция UE9OWM/9/p на высокогорном плато Укок в Горном Алтае

Зона покоя “Укок” – объект всемирного природного наследия ЮНЕСКО и особо охраняемая территория. Плато Укок и есть следующая цель экспедиции. Перед въездом щиты: “научно исследовательские, экспедиционные, изыскательские работы и туризм допускаются по разрешениям Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по РА”. У нас документы в порядке. Мы основательно ставим базовый лагерь, мачту и флаги, пилим привезенные бревна, передвижную баньку-палатку – “Мобибу” готовим. Для связи мобильной устанавливаю стационар УКВ – оперативная связь нужна экипажам, когда они разъедутся в стороны в поисках новых объектов исследований, возвращаясь лишь к вечернему костру да ночлегу. Укок хранит много неразгаданных тайн: петроглифы, выложенные кругом древние камни – они же могилы, каменные бабы, курганы. Невероятно, но здесь, в центре Азии, вечная мерзлота. Здесь все необычно, порою днем солнце сменяет снежный заряд – и это все летом! Совсем недавно столь нашумевшая “алтайская принцесса” найдена на Укоке. Мумия женщины, молодой и богатой, пролежала целехонькой в ледяной линзе много столетий. Сейчас находку изучают ученые-археологи в новосибирском Академгородке.

Ю.Заруба (UA9OBA) за радиостанцией на плато Укок. Кош-Агачский район (GA-02), Республика Алтай
Ю.Заруба (UA9OBA) за радиостанцией на плато Укок. Кош-Агачский район (GA-02), Республика Алтай

Тем временем я получил дневную возможность работы в эфире. Одним из первых на “двадцатке” вышел на связь Александр Черных RN6BY. Потом руководитель районной дипломной программы RDA – Роман Новиков RX3RC подошел, с нашим вкладом поздравил. Следом увлеченный “охотник” Андрей Корпачев RW9WA, потом мягкий голос Риммы RZ9WM, много еще. В районе частоты 14180 кГц прилично народа: подходят, приветствуют друзья и коллеги – RZ3EC, UA6MF, UA9HN, RA6AR… Кто-то передает сообщение от менеджера Горной программы RRC-клуба: Андрей Блинушов, UA3SGV просит напомнить, что в Горном Алтае высокогорное плато это RM-12-04 по RMA. Среди многих зовущих Израиль ежедневно проходит – 4X4JU, Малик по-русски на связи. Прошу Тель-Авив позвонить жене Эди Таля в Ашдот передать координаты нашего лагеря и ее мужа – среди путешественников израильтянин и бывший наш соотечественник. В эфир летят цифры: 49o21,744' северной широты и 087o38,138' восточной долготы, высота над уровнем моря h=2168 метров. Теперь Шели точно знает где мужа искать, hi! Эдуард служил в израильской армии в войсках связи, а сейчас фотографируя и наслаждаясь первозданной природой мне помогает мачту ставить и флаг поднимать. Временами в эфире речь идет на иврите, издалека историческая родина наверное так становится ближе. Зараженный близким примером, латвийский экипаж в эфире YL2SM под Ригой находит – Тур на 59 с плюсом проходит. Слышу в эфире много других экспедиций: Андрей UA0BA/p открывает радиомиру новый Таймыр, RA9JG/mm с судна работает, порой прорывается экспедиция нашего новосибирского “off-road” вне-дорожного клуба – UA9OWA/0, она сейчас где-то в верховьях Саян пробирается к Тофаларии. Часто бываем на частотах РАСа – на 3651 и 7090 постоянно дежурит RE0RAS из Красноярска. Иностранцы подходят справляясь о будущих планах, им интересна Монголия – 23 зона по WAZу.

Направляемся дальше по Чуйской долине, лунный ландшафт, изломы поверхности, провалы – следы недавнего землетрясения в Кош-Агаче. Но где только не живут россияне – везде видны следы новостроек, новые дома, новые дороги, много русских и алтайцев. За селением снова безжизненная Чуйская степь – кругом нет даже деревца. В этой местности в диких условиях разводят двугорбых верблюдов, только этот “корабль пустыни” способен здесь выжить. Словно в компенсацию за унылые пейзажи, после скоростного пробега по отменному свежему покрытию последних километров российского шоссе, предстает во всей красе новейший КПП и таможенный терминал в пограничном пункте Ташанта. К моему удивлению, один из таможенников, услышав о радиолюбительской связи, сразу вспомнил позывной “коллективки” времен ДОСААФ – UK9YAD, которую он посещал еще в школьные годы. Где только нет нашего радио-брата! Получив “добро” от таможни наша вереница машин пересекла государственную границу России и выдвинулась в монгольскую сторону. Последний пограничный коридор на переходе Ташанта – Цагаан-Нур, последняя проверка документов у шлагбаума, последние метры шоссе, асфальт которого аккурат заканчивается сразу за российским пограничным столбом. Впереди – пыльная грунтовая дорога и сопредельная территория соседней Монголии.

Сайн Байна – здравствуй, Монголия!

Монголия простирается на три часовых пояса, а по климату делится на две части: горы и степи, называемые монгольским Алтаем, - на севере и пустыня Гоби – на юге. В стране насчитывается менее 2 млн. жителей, что в пересчете на полутора миллионную площадь составляет самую низкую плотность населения на планете – что-то на уровне один человек на кв.километр. На территории почти с пол-Европы здесь живет приветливый, но гордый народ – нынешние потомки Чингисхана, в средневековье создавшего огромную империю – Золотую Орду. Монголы хорошо знают и помнят свою историю: если ставят памятник герою, то только один – на его родине.

Джипы экспедиции перед стартом трофи-рейда по пустыне Гоби
Джипы экспедиции перед стартом трофи-рейда по пустыне Гоби

Административно монгольское государство состоит из 21 аймака со своими аймачными центрами. В аймаки в свою очередь входят районы с небольшими селениями. Местное население живет в основном скотоводством. Народ трудолюбив и не боится работы, почти в каждой юрте – на зависть нашим крестьянам и фермерам – солнечные батареи, тарелки спутникового телевидения, КВ-рации тоже встречаются. Отары овец и крупных рогатых животных пасутся во множестве. В каждом центре аймака – центр сотовой связи: тарифы намного дешевле российских. Тугрики – монгольские деньги.

“Еще значительнее было увидеть монголов, на которых сейчас справедливо обращен глаз мира. Ведь это та самая Монголия, при имени которой жители древних туркестанских городов, покидая дома в страхе, оставляли записки: “Спаси нас Бог от монголов”. (Н.К.Рерих. “Сердце Азии”)

Джип 4х4 Land Rover (Defence) в пылающих песках Гоби
Джип 4х4 Land Rover (Defence) в пылающих песках Гоби.

В России мало хороших дорог. Скажу про Монголию: здесь не дороги, а одни направления! Первые дорожные знаки и указатели мы встретили спустя несколько сот километров! Конечно, дороги с твердым покрытием есть в столичных районах, но это не правило – скорей исключение. Обычное дело – хаотично виляющие накатанные колеи, по которым возможно ездить только на внедорожной технике – мечта наших джипперов! В ходу советские УАЗики, в качестве межрайонных автобусов – наши “буханки”. Но все такие “дороги” иль “направления” приводят к гуанзам (придорожным кафе), оазисам жизни. Пища в быту довольно проста и обильна: вареное мясо, бузы – как пельмени, но только с бараниной, шурпа, монгольский чай в термосах. Из крепких напитков заметил интересное дело: стандарт русской водки – 40? и в Монголии встречается. Но в Улангоме, центре ближайшего к России аймака Увс, одноименного с озером – наш монгольский водитель оттуда, заметил 39! Через пару аймаков – уже 38?, дальше еще меньше – встречал 36?. В Улан-Баторе видел 34?, не знаю, что будет восточнее – я не был в Японии, но, говорят, 22 градуса греют! Чем дальше от Запада – тем слабее градус, чем ближе к Востоку – тем Уже глаза. Вот такая зависимость. У монголов в почете больше верблюжий кумыс, приятен на вкус, освежает и даже немного пьянит – проверено лично.

 

Начальник службы радиообеспечения Юрий Заруба UA9OBA. Только радиосвязь связывала экспедицию 'Алтай-Гималаи' в пустыне с внешним миром
Начальник службы радиообеспечения Юрий Заруба UA9OBA. Только радиосвязь связывала экспедицию 'Алтай-Гималаи' в пустыне с внешним миром.

К нашей радости и чести администрации связи Монголии, по случаю 100-летнего юбилея Международной Автомобильной Федерации, экспедиции выделили спецпозывной – JT100M. Наш монгольский друг из Москвы – Дандинжав встречал экспедицию с лицензией прямо на монгольской границе. Я счастлив и врываюсь в эфир с первой возможной стоянки. “Juliet Tango” – по-русски: “Иван-краткий Тамара” – радио-префикс Монголии, one hundred – сто, Mongolia – так и есть, еще Motor expedition или Mobile operation в эфир улетают с маршрута. Экспедиция продвигается дальше на Восток – солнце каждый день все раньше встает. Но дороги – не сахар, скорость передвижения меньше расчетной, в среднем 40-50 км/час. Приходится ночью наверстывать, по ровной пустыне бывает неплохо: только свет фар и радио-крики, навигация в авто отменно работает. После 12-15 часового “ралли” ничего не хочется делать, но надо работать. И я еженощно кувалдой вбиваю колья антенны в монгольские степи, зажигаю фонарь – мачту отметить. Как-то лампа сгорела и рогатые яки уперлись в растяжку! Экспедиционных помощников, Александра RA0BA и Андрея UA0BA из Норильска – их слышно с плюсами, прошу скинуть инфо в бюллетени и форум RussianDX. Работа в эфире бойче идет. Подходит старый знакомый, RL3DZ – Юрий Лобачев, ex UA0KCL, бывший полярник сейчас в Подмосковье. Передает приветы Трушникову от черноголовских радистов – Александр RV3DBX монтировал радио в джипы своими руками. Прилетает весточка от Павла, RV3DJ через кого-то из “хэмов”. Радио-почта работает, Сан Саныч сам бывает на связи. Из необычного – R2SRR – спецпозывной Союза Радиолюбителей России, это к 10-летию вступления СРР в международное радиобратство – союз IARU. В логе опять десятки знакомых, мои благодарности за ценные советы по прохождению Олегу UA9ZZ, за помощь в эфире – UA9MA, RW9TP/p – TNX! На 7 МГц хорошо слышно китайцев, но с ними трудно работать – английский язык плохо знают, считать до сотни явно не могут и спецпозывной пишут “левый”. Кое-как объяснил, что “зеро” – это “O”, только с палочкой! С нашими тоже “приколы” случаются – все передал, в ответ слышу: Монголия – принято, заповедник “Хорго” – тоже понятно, сообщите какой ваш RDA-номер?!

По пути национальные парки, много диких животных. Сергей Линьков, заядлый охотник, в горном ущелье комментирует красный знак – зачеркнутые рога на фоне прицела – “охота на козлов запрещена!” В озерах полно рыбы – местное население здесь ее почему-то не ловит – раздолье для наших туристов. В красивых местах юрточных кемпингов много, в основном это туристские юрты для иностранцев, почти-то с удобствами. В одном из кемпингов встретились с 8-й Гобийской экспедицией Сергея Волкова из Иркутска. Его трудами и путешествиями создан путеводитель по современной Монголии. Во всех лагерях, заповедниках, точках – там, где кочуем, везде стараюсь в эфире отметить. От юрты до юрты – мы “юртингом” назвали новый экстремальный вид авто-радиоспорта.

Участники экспедиции 'Алтай-Гималаи' по возвращении в Горный Алтай
Участники экспедиции 'Алтай-Гималаи' по возвращении в Горный Алтай

По строящемуся федеральному шоссе – “дороге тысячелетия” – добрались до столицы Монголии – Улан-Батора. Столица предстала перед измотанными путешественниками цветущим мегаполисом, в котором живет почти половина населения страны. Здесь расположен главный буддийский монастырь Монголии – Гандан. В городе чувствуется дыхание современной цивилизации: громадный поток импортных автомобилей, реклама известных мировых фирм и компаний – главными инвесторами в развивающуюся экономику страны являются Китай, Япония, Южная Корея и США. Россия замыкает список, но россиян здесь помнят и уважают: почти каждый третий горожанин свободно владеет русским языком – многие монгольские специалисты в свое время учились в Советском Союзе. К сожалению, попасть на центральную радиостанцию JT1KAA не удалось – мы прибыли в Улан-Батор на выходные. C ответственным секретарем Федерации радиоспорта Монголии Хосом Баяру, JT1CD пообщались по телефону – Хос свободно говорит по-русски, хорошо знает наших и дружит с японцами – JT1JA.

“Бесконечна Центральная Гоби. И белая, и розовая, и синяя, и графитно-черная. Вихри устилают скаты потоком камней. …Моряка всегда притягивает море, а у пустыни есть караванщики, которые снова и снова возвращаются к ее обширным незабываемым просторам и свободе”. (Н.К.Рерих. “Алтай-Гималаи”)

Где кончается вода – там кончается жизнь! Это про Гоби. Но мы автономны. По Гобийской пустыне мы плутали не мало, искали песчаные скалы, выходили к колодцам, саксаул и верблюды, кое-где встречались оазисы с ручными (!) заправками. Гоби – как другая Монголия, вся в песках и барханах. В северной части пустыни посетили храмовый комплекс Эрдэнэ-Зуу, построенный в конце XVI века на месте развалин бывшей столицы грозной Монгольской империи XIII века – Каракорума, основанной Чингисханом в 1220г. "Каракорум - место, откуда началась династия Юань" – так гласит надпись на старинном памятнике. Здесь переплетается средневековая история Монголии, Китая, Тибета. Эта земля хранит следы тюрков и других древних народов – здесь, в центральной Азии, кочевали племена еще на заре цивилизации всего человечества. Для себя я открыл много нового и с трепетом выходил в эфир их этих исторических мест.

Работа в эфире JT100M велась в автономных условиях юрточного лагеря (Монгольский Алтай)
Работа в эфире JT100M велась в автономных условиях юрточного лагеря (Монгольский Алтай)

Хонгорын-Элс – пылающие пески, в предзакатных лучах низкого солнца они искрятся огненным светом. Немного южнее в Хармэн-Цаве – крупнейшие в мире останки динозавров, удел палеонтологов, известное место в мире науки. Сюда не ведут никакие дороги – вокруг лишь зыбучий песок и мысли о вечном. Перед глазами плывет жаркий воздух – вдали миражи таинственной Шамбалы. Прикоснувшись как к чуду, рядом с крупнейшим в мире барханом развернули палатки – ночь холодна. Отсюда, из самого сердца пустыни, впервые из Гоби на “двадцатке” звучало – Gobi desert, JT100M для всех на приеме! Мы отработали все, что было в итоге возможно, вплоть до последнего литра из запасов воды. Фото, видео, радио – все на исходе. Уезжаем, бросив взгляд и монеты – чтобы запомнить это чудо природы и едем дальше в дорогу.

Дорога к Тибету

В Поднебесной стране все по-прежнему – как и раньше многое закрыто для Запада. Вот уж полвека Тибетский автономный район является частью большого Китая. И если в центральных китайских провинциях выдают лицензии для работы только из клубов и через дробь с их позывными, то в далеком Тибете вопрос о КВ для иностранцев пока решиться не может. Въезд из Монголии на север Китая через контрольные пункты на своем авто – “нельзя” как и прежде, когда Рерих пытался проехать. Китайская стена бюрократии оказалась мощнее самой “китайской стены”. Экспедиция возвращается по южным окраинам Гоби к Алтаю, чтобы там разделиться.

Песчанные барханы пустыни Гоби
Песчанные барханы пустыни Гоби

До пересечения казахской границы успеваем проехать Усть-Канский район, это тоже событие – GA-07 открыт и в эфире! В благодатной Уймонской долине – анклав староверов, музей памяти Рерихов. Перед расставанием с основной группой заезжаем в небольшой поселок Чендек, что рядом с Усть-Коксой. Разместились у одного из Иванов-великороссов, косая сажень в плечах, косоворотка, никакого спиртного. Свято блюдутся религиозные обычаи, чудно переплетаясь с сегодняшним днем. Дома – суперкомпьютер и интернет-жизнь через спутник!.. В темноте ночи ставлю посреди огорода мачту как прежде – радиочасть экспедиции нужно достойно окончить. Успеваю дюжину десятков связей в журнал записать до кончины прохода из GA-08. Кому-то в радость опять! Финал – застолье: пройдя испытания на прочность, мы сдружились навеки. Подарки на добрую память о совместном проекте: Ирина Казанцева (RZ3AOD), экстремалка, сама пилотировавшая за рулем пол-экспедиции солидный джип-внедорожник и адвокат из “Линьков и партнеры”, дарит мне фирменный спальник и удобное походное кресло – спасибо! Утром, крепко обнявшись, попрощались и пожелали друг другу успехов, а основной группе добраться до цели в Тибете. Мы с Эдуардом Талем улетаем на вертолете к подножью Белухи и видим сверху нашу колонну в движении к югу, успеваем радировать на УКВ с “борта” – 73, и летим дальше на север…

август-октябрь 2004г., экспедиция “Алтай-Гималаи”
г.Новосибирск - Горный Алтай - пустыня Гоби - Тибет

P.S. Во время “Домодедово-2004”, когда на радиолюбительском аукционе были представлены сувениры от JT100M, пришло известие из Китая: экспедиция достигла столицы Тибета – Лхасы и установила новый мировой рекорд, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. В конце октября участники благополучно возвратились домой. из пресс-релиза экспедиции от 1 октября 2004г. ( www.off-road.ru ):
Рекорд высокогорного восхождения на полноприводном автомобиле экспедицией "Алтай - Гималаи" был установлен при пересечении южной оконечности хребта Ладакх в Гималаях. Точка рекорда расположена в 30 км на северо-запад от населенного пункта Гаръяса. Весь состав экспедиции принял участие в установлении рекорда. Финальную точку в установлении нового мирового рекорда поставил экипаж руководителя экспедиции – А.А. Трушникова (RZ3DHU) –автомобиль LR Defender своим ходом заехал на высоту 5751 м над уровнем моря. Свой рекорд участники экспедиции посвятили юбилею – 55-летию образования КНР.

73 de UA9OBA

 



Просмотров всего 17,885, сегодня 1 Обновлено 02.05.2005 15:38:23
Статью прислал - Заруба Юрий (UA9OBA)
Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU

Рейтинг читателей этой статьи

Рейтинг 3.67 балла на основе 3 мнений
Отлично
 2
66%
Хорошо
 0
0%
Потянет
 0
0%
Неприятно
 0
0%
Негативный
 1
33%

Смотрите также


Комментарии



Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Оставьте свое мнение

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Комментарии 2

 
Игорь Хрусталев UA3QJC / VR2ZQZгость
27.01.2006 12:48

"... Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству..." Илфь и Петров " Золотой Теленок " " ,,,Командовать парадом буду Я..." О. Бендер ( в желтых ботинках ).


 
Максимгость
03.05.2005 11:01

Витальевичу можно только позавидовать.Да и вообще,круто,мужики!!!


Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!

Партнеры