Что-то не так?
Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlockРеклама
КВ - приемник “Кельн Е - 52” на немецких подводных лодках второй мировой войны.
Автор: Konrad von Sengbush, DJ2DK
Все статьи на QRZ.RU Экспорт статей с сервера QRZ.RU Все статьи категории "Наша история" |
Существует еще много неразгаданных тайн истории радиотехники. Вот и история известного приемника второй мировой войны Кельн Е - 52 а/б еще не полностью исследована. До сих пор мало известно о применении этих приемников в составе оборудования бортовых радиостанций подводных лодок типов 7С, 9 В/С и 21.
После того, как автор приоткрыл первые окошки к теме Кельн в журналах ФУНК 2/91 и ЦЩ - ДЛ 2/92, на него хлынул поток корреспонденции, из которой стало понятно, что история этого, по тогдашним временам уникального аппарата до сих пор многим интересна. По мере дальнейшего изучения подводной темы будут устанавливаться новые контакты с известными частными исследователями, бывшими радистами Кригсмарине, и государственными архивами как внутри страны, так и за рубежом. Наши планы были в идее поддержаны обществом друзей истории радио в Ульме, кафедрой истории техники, проф. О.Кюнцелем.
Уже после года прикидок стало ясно, что разделение работы стало неизбежным. Ханс У. Виддель, DJ2KS, оказался неплохим сподвижником. Он детально занялся воопросом реконструкции метода калибровки для фотошкалы, исследовал технику изготовления запасных фотошкал, а также интересовался техникой пеленгационных приставок с рамочной антенной и установок по методу Эдкока. Автор, DJ2DK, выбрал для себя тему данной статьи как сегмент иссследований и обработки. После двух лет интенсивных исторических исследований стало ясно, какого качества был тогдашний уровень соблюдения секретности и как трудно сегодня после 50 быстро промелькнувших лет приблизиться даже к полуслепым показаниям очевидцев и тем более достоверным данным.
К проекту мы подошли весьма системно и затем сформулировали ряд вопросов:
- Какого типа Кельны были на борту подводных лодок?
- Были ли на борту пеленгаторы Пресколе или обзорники Лихтколе , и если да, то их типы, внешний вид и документация.
- Была ли наружная окраска приемников Кельн морского выполнения антрацитово - серой (ВВС) по нормам РАЛ - 7019, или же морского серого цвета по РАЛ - 7001 ?
- Были ли руководства по регулировке для ремонтной лаборатории?
Обработка вопросника проводилась по следующей концепции:
- Изучение соответствующей оставшейся литературы,
- Опрос оставшихся свидетелей - очевидцев, старых радиолюбителей, отделений морских служб и ведомств Федеральной Почты и т. д.
- Призывы к оставшимся бывшим радиоспециалистам подлодок в спецлитературе.
- Поиск и оценка сохранившегося на сегодня и приоткрытого фотоматериала.
- Совместная работа с архивом подводников в Куксхафене.
- Контакты с госархивами, моряками и коллекционерами в Европе и США.
ОЦЕНКА СПЕЦЛИТЕРАТУРЫ
Проведенное изучение спецлитературы показало,что все без исключения известные авторы, планировавшие внутренние помещения флота, уже покинули этот мир. Самое главное, имеется три рассекреченных чертежа для лодок типов 7С, 9С и 21 в документах, которые приводятся здесь в статье.
В конструкторских бюро верфей ВМФ, однако, не имеется на 1943 год очевидного рисунка, чертежа или макета Кельна с пеленгационной приставкой, как в установке бокового монтажа в описании оборудования радиорубки подлодок типа 9С 1943 г. Чертеж для лодок типа 7С говорит все же о том,что Кельн с пеленгатором входил в состав оборудования радиорубки. Однако, такая комплектация могла быть применена отнюдь не на всех таких лодках, так как большинство бывших радистов на лодках 7С свидетельствует независимо друг от друга, что в качестве главного приемника на судне был предусмотрен аппарат Е - 437С (большие суда), как отдельный КВ - приемник (помимо запасного приемника Е - 381Н). Позже, (с 1943/44) готовые лодки получали Т9К39 Майн , а также и Кельн Е - 52б - 1 , встроенный в состав оборудования на все это время, как главный и, в исключительных случаях, как второй приемник, вплоть до 1945 г.
В 1943 году, как прочтено в различных местах, 24 лодки типа 7 - С были оснащены пеленгатором ПВ. Для этой цели был соответственно расширен диапазон пеленгатора КВ - ПВ волн Т3 ПЛЛа 38. На каких именно судах это было сделано, до сих пор неизвестно.
По счастливому совпадению обстоятельств автор повстречал Ханса Еккенвебера, который служил на лодке У - 363 в качестве стажера. Как вспоминает он, Кельн, окрашенный по морскому стандарту, входил в состав оборудования как главный приемник, однако без пеленгаторной приставки! Лодка воевала в 1943 - 44 годах в Северном Ледовитом океане и к концу 1943 года получила по проекту Пресколе? переделанный Т3 ПЛЛа 38. По его воспоминаниям, эти меры не достигали цели:
Для пеленгации на частоте центра 2400 кГц лодка должна была всплыть. При этом она становилась видимой и могла быть обнаружена радаром преследующего ее противника.
Поскольку речевые радиосообщения были предельно краткими, запеленговать лодку в большинстве случаев было практически невозможно. Как вспоминает далее г - н Еккенвебер, КВ - пеленгация находилась тогда на лодках в зачаточном состоянии и могла осуществляться лишь поверхностной волной. Поэтому развитие Пресколе шло далее с установками для приемников Кельн и Майн , однако апробирование удалось осуществить лишь на немногих из лодок. Ханс до конца войны успел побывать еще около трех месяцев на морском радиоцентре в Дронтхейме, где занимался, главным образом, ремонтом пеленгаторных приемников, и сдал экзамен.
Что - то особенное по поводу пеленгаторов он вспомнить не смог. Ремонтная книга для Кельна, очевидно, существовала, и содержала на сегодня не известную нам информацию. Все секретные документы, дела и аппаратура были в Дронтхейме уничтожены, как и на борту многих из лодок.
Для Кельнов, встраиваемых на борту лодок с 1943 года, в литературе упомянута приставка пеленгации “Пресколе” ПэФау - 187 М1/4У и, как дальнейшее совершенствование, пеленг - панорама Лихтколе. Также и в документации по 21 типу лодок называется ближний полевой пеленгатор ПэФау - 187.
В списке захваченных союзниками радиосвязных и радиопеленгационных приборов с заглавием “Электронная аппаратура Германского ВМФ” по состоянию на апрель 1945 г. и изданная комитетом трофейной электронной аппаратуры для целей технической разведки в перечне пеленгационных приемников называется и приставка ПэФау 187 М 1/43 в связи с приемником Т9К39. Появляется также и описание Пресколе. К тому времени Кельн, очевидно, еще не был захвачен, но не Швабенланд.
Каждый приемник Кельн был подготовлен к подключению пеленгатора - приставки, и до сих пор до сегодняшнего дня не известно место в мире, где имеется такая приставка или пеленгаторная панорама в оригинале.Нет ни их внешнего вида, ни какой - либо документации.
В поиске свидетелей.
На сегодня имеется лишь один оставшийся в живых свидетель , кто видел в металлоломе эти приставки, скорее всего, принадлежавшие Кельну: Ханс Зоргенфрай, ДЙ1ЩЦ, бывший радист Кригсмарине,обучавшийся работе на Е - 52б - 1. В 1948 году он видел на территории бывшего военно - морского арсенала в Вальштедте у Зегеберга горы остатков разобранной аппаратуры связи. Там валялись и знакомые ему остатки шасси приставки к приемнику Майн Т9К39, однако, он увидел приставки и с типичными для Кельна рядами контактов. Эти приборы имели контур согласования, одну лампу и элементы для бокового определения и отстройки. Соответствующие шильдики на передних панелях не были предусмотрены. Аппаратура связи разбиралась в помеще - нии. Владельцем предприятия был продавец радиохлама по имени Фридрихс из Гамбурга. В здание г - н Зоргенфрай допущен не был. Покупка разобранных аппаратов в тот момент была ему не по силам - после денежной реформы цена была кусачая: 5 ДМ за килограмм , и неприемлемая.
Призыв к последним еще живым радистам в листке Шальтунг Кюсте имел очень малый резонанс, как и, преимущественно,опрос некогда активных спустя десятилетия проходит слишком поздно: многие из призванных радистов имели отвращение к службе и всем этим мало интересовались.С них спрашивалось лишь - как включить, выключить, передать и принять.Это было безопасно.
Имеется также только одно конкретное указание на информацию по радиорубке лодки 21:
Как пишет мне бывший радиоспециалист Йозеф Руппельт, служивший на лодке У - 2511, на этой лодке имелся панорамный прибор для Кельна. Прибор был установлен буквально перед последним рейсом на Норвегию. К его обслуживанию, однако, были допущены лишь двое: Адальберт Шнее и Якобсен. Обоих на сегодня уже нет в живых. У - 2511 - довольно интересная лодка для исследователя: она могла свободно работать под своим высокодекорированным КДТ и была подставлена лишь бДу. Как испытательная лодка, она была оснащена по последнему слову техники. Англичане захватили ее в Норвегии и переводили ее с минимальным немецким участием экипажа. Когда же они узнали, что она собой представляет, то она подверглась тщательному исследованию. Однако неграмотное обслуживание привело к взрыву в батарейном отсеке. Дальнейшие исследования более не проводились, и вскоре в ходе операции Дедлайт лодка была затоплена. Вместо нее испытаниям подверглась вторая лодка 21 серии У - 3008, переданная американцам. Были оформлены соответствующие результаты. Эта лодка совместно с другими судами была перегнана в США и исследована на морской верфи Портсмута. Из бельгийского источника автор получил фрагменты секретного американского доклада, откуда были взяты и стали нам известны первые новые факты, проливающие свет на историю радиооборудования самых современных подлодок второй мировой войны.
Первая информация по радиорубкам лодок 9С и 21:
В рапортах 2Г - 9С - С67 и 2Г - 21 - С67 американцами было точно установлено, какие в отдельности приборы были предусмотрены на борту этих типов подлодок. Так, без сомнения, установлено, что главным приемником являлся Е - 52б - 1 Лн21000 - 6.
В дальнейшем тексте Кельн описывается так:
КВ приемник 1,5 - 25 МГц, тип Е - 52б, Лн 21000 - 6, выпущен в Кельне. В национальных архивах долгий поиск пока отсутствующего спецрапорта к Кельну по акту 2Г - Ген - С67Б не привел к успеху. Кажется, что и сопутствующий фотоматериал также утрачен. К тому времени американцы относили название Кельн к месту его производства, как вероятное имя фирмы.
В материалах из США мы нашли до сих пор неопубликованный материал - фотографии лодки У - 3503. Несомненно, каждый узнает приемник Е - 52б в радиорубке этой поднятой лодки.
Дальнейшая важная информация гласит о том, что на борту лодок не было такого аппарата, как Т8К44. Это административное обозначение ВМФ применялось для Кельна лишь в чертежах. Имеется также информационный листок Кригсмарине, из арсенала средств связи, в Тале/Харце, где описан приемник Т8К44. На фото, однако, помещено изображение приемника ВВС Е - 52б - 1, как уже отмечено из американского источника.
К вопросу об окраске:
Кригсмарине применял для своих приборов связи единый серый цвет по стандарту РАЛ - 7001 . Опять загадка радиоистории, что Кельны появлялись на лодках, окрашенные не одной этой краской. Известны фото морской пеленгационной и связевой радиоустановок почтового ведомства несоменно послевоенного времени, где, без сомнения, различимы аппараты и темной, и светлой окраски. Надо помнить, что почта тоже применяла единый цвет для окраски своей аппаратуры. Так что, некоторые приемники были перекрашены в почтовый цвет. У автора есть один такой приемник, который перекрашен весьма непрофессионально. Случайно остались известны истории номера и типы 20 приемников Кельн, из оснащения Норддейхрадио. Ни один из них не являлся Т8К44. Автор располагает также узлом оптики от Кельна и боковым щитком, окрашенными в морской цвет, то есть указание на еще один остаток приемника из подлодки? Примерно половина бывших радистов с подлодок, имевших на борту Кельн, вспоминают аппараты, окрашенные морской краской, в то время, как другая половина помнит антрацитово - черные. Вероятно, применялось и то, и другое.
В ПОИСКАХ СНИМКОВ И ДАЛЬНЕЙШИХ ПОДТВЕРЖДЕНИЙ.
Эта работа потребовала интенсивных контактов со всеми внутренними и внешними архивами, подпадавшими под вопросы.
В архиве подводников в Куксхафене, построенном Хорстом Бредовом с 1948 года, собрано к настоящему моменту около 53000 фото подлодок. Но только три из них позволяют увидеть радиорубку с радистами. Радиорубка считалась наисвященнейшим из мест на лодках, поэтому фотографировать там мало кто осмеливался. А также место было строго секретным и под контролем людей из ПК. Также и в учебной коллекции морского колледжа связи во Фленсбурге - Мюрвике, созданной и расширяемой капитаном - лейтенантом В. Даллеком, на тему Кельнов ничего нет, нет и ни одного приемника.
Некоторые знания могли также быть получены после изучения остатков 135 лодок типа 21, которые были построены к концу войны. Путем самозатопления в ходе акции Радуга и военных разрушений большинство их было утрачено.12 лодок было захвачено с другими судами и уведено в Лайзахалли, где разделено на 8 частей между союзниками. У - 2513 и У - 3008 попали из Англии в Портсмут на детальное изучение. У - 2518 попала в 1946 году к французам, вошла во владение с 1951 года и потом плавала под именем Ролан Морилло.
У - 2529, 3015, 3035, 3041 попали, как трофеи, к Советам, которые незадолго перед тем в Данциге нашли несколько лодок 21 типа в различной степени готовности и отбуксировали их. В Англии осталась лишь одна из лодок этого типа, У - 3017. При капитуляции англичане нашли несколько лодок на верфях в почти готовом и неповрежденном виде. По непонятным причинам все эти лодки были взорваны, даже те,что после затопления торчали из воды. При проводимой непосредственно после окончания войны акции скрытия англичане получили указание самостоятельно взорвать все лодки, попадавшие к ним. Для исторического исследования оставались как имевшие значение, лишь американские, английские и французские трофейные лодки. К этому имеются показания немецкого экипажа другой лодки, которая попала в США. К этому времени, в деле находятся снимки лишь У - 3503. Теоретически должны бы сохраниться и снимки У - 2540, которые были сделаны после ее укрывательства. Однако по радиорубкам до сих пор не известно никаких фото. Конечно, были бы очень интересны и сообщения из русских архивов. К настоящему времени имеется лишь одно веское доказательство, что какие - то материалы должны бы находиться в Военной библиотеке адмиралтейства в СПб. Поскольку автор не мог представить себе, что англичане просто - напросто взяли и затопили несколько лодок 21 типа, как и самую передовую по оснащению У - 2511, не демонтировав самое важное и представлявшее военный интерес оборудование, он начал интенсивный опрос всех причастных музеев в Англии. Музей королевского подводного флота в Портсмуте помочь не мог, имперский военный музей в Лондоне сообщил, что, возможно, архивный материал по У - 2511 мог остаться и адресовал нас к историческому филиалу минобороны в Лондоне. Их историки сообщили, что в редчайших случаях документация лодок, которая подлежит уничтожению по приказу, может как - то уцелеть. Все, что оставалось у них, было еще в 60 - е годы возвращено в военный архив г.Фрейбурга. Параллельно автор начал поиск в США. Контакт с портсмутской верфью не состоялся, вместо этого нас адресовали в различные отделы национального архива в Вашингтоне, но вот архив департамента ВМФ, исторический центр, также в Вашингтоне, оказался очень хорошим помощником.
Хотя также они перенаправили в архив Фрейбурга, и обьяснили далее, что хотя у них и нет на хранении актов и выводов по У - 3008 и другим лодкам, но они не исключают, что материал может быть в США. Были получены лишь фото У - 505, что находится теперь в Чикаго, как корабль - музей.
Интересный материал из шведского источника.
В 1946 году под Гетеборгом была поднята У - 3503. К счастью, тогда шведским ВМФ и другими источниками были сделаны фото радиорубки и др.отсеков. Фотограф, морской инженер Леннарт Линдберг, любезно предоставил фотографии во владение. Контакт со шведами был установлен через известного коллекционера и историка подводного флота Вальтера Клутса в Бельгии. Он также передал автору американские доклады и материал по У - 2518 из французских архивов. Радиооборудование лодки перед затоплением было уничтожено немецким экипажем и после подьема так и было заснято в разрушенном виде инженером Линдбергом. Рудольф Каттнер, бывший радист У - 3503, правда, помнит не так. Он будет обсуждать тему еще раз на традиционной встрече экипажа. Тем не менее, уничтоженная установка является важным и юридическим доказательством и на сегодня единственный фотодокумент, представляющий радиорубку лодки 21 типа! Главным приемником на борту был Е - 52б - 1 . Краску не определить, и на шильдике ничего не прочитать. Вторым приемником был Майн Т9К39 . Смешанное обеспечение налицо также. Пеленгационной приставки на борту не было. Лодка была после подьема тут же по требованию англичан взорвана. Хотя в официальном списке оборудования типа 21 отмечены 2 Кельна и один из них - с пеленгаторной приставкой, видимо, все же монтировали то, что на данный момент имелось в наличии.
У - 2540, поднятая в 1957 году и введенная в состав федеральных ВМС, имела два приемника Кельн на борту. Федеральное правительство, которое купило лодку у заводов Ховальдта, однако, постановило, что никаких фото внутренних помещений лодки разрешено не будет.
Но все же фото были сделаны нелегально и распространялись в кругах коллекционеров, однако среди них не было фото радиорубки. Вероятно, они были сделаны перед тем, как лодка была продана правительству.
А также и французские передаточные документы для У - 2518 были получены. Они были, к сожалению, очень поверхностно обработаны и представляют перевод немецкого списка оснащения лодки, датированного июлем 1944. Упомянуты два всеволновых приемника диапазона 12 - 200 м, т.е. 25 - 1,5 МГц. Поскольку диапазон Кельна совпадает с диапазоном Майна, невозможно установить, какие же приемники были на борту лодки.
Есть также фото, которые сделаны в 1955 - 58 годах. К тому времени в радиорубке было немного изменений. Т3 пеленгатор и Майн принадлежали, конечно, еще к основному оснащению. Пеленгационная приставка не была предусмотрена в списке. В связи с этим весьма значительно свидетельство Вольфганга Хиршфельда, издателя книги “Пути неприятеля”. Он был начальником радиостанции на У - 234, лодке типа 9 - В, переданной в США, как трофей. Еще на море, на борту эсминца Саттон трофейная команда начала сьемку принадлежностей, найденных на борту лодки. Эти свидетельства были получены и остались у г - на Хиршфельда с копией американского документа описания радиорубки большой атлантической минной подлодки. Он появился на борту лишь перед последним рейсом. Дальнейшие познания в области исследования Кельнов могли дать поиски документов с У - 2511: на каждой немецкой лодке имелись две важные книги в числе прочих, называвшиеся КТБ (Военный дневник) и Машинная книга. В машинную книгу заносились все изменения, вмонтировки, переделки, дополнения, оснащения и ремонты, также и по радиорубке.
Эти принадлежности и ремонтная настольная книга по Кельну могли бы быть обнаружены в военном архиве Фрейбурга, в архиве ВМФ, равным образом - в военном архиве Потсдама.
Автор Автор Konrad von Sengbush, DJ2DK,
Источник - CQDL
Перевод с немецкого - UA1OSM
Просмотров всего 31,807, сегодня 1 |
Обновлено 21.12.2004 10:19:43 Статью прислал - Konrad von Sengbush, DJ2DK |
Отредактировать текст этой статьи? Все статьи Экспорт статей с сервера QRZ.RU |
Рейтинг читателей этой статьи |
Смотрите также
Комментарии
Обсуждение этой статьи - Скажите свое мнение!
Оставьте свое мнение
Комментарии 2
Перевод статьи мой, а с Конрадом я был в переписке ряд лет, и это не единственный его материал. Если заимствуете, то давайте источник, откуда заимствуете: http://ua1osm.forum2x2.ru/t14-topic Тема продолжает раскрываться по мере поступления свежих сведений. Я не против копипастов, но ссылки на источники давать рекомендуется. Кёльн явился лучшим по передовому уровню, но в нём был миллион контактов, которые если и были палладированы, то он в ходе эксплуатации стирался. Поэтому переходные сопротивления постепенно убивали приёмник. Этот приёмник ненадолго, на пару лет войны. А экземпляры AR-88, SX-28 и BC-1004 работают и по сей день. если конденсаторы не утекли и объёмные резисторы не оборвались. И ещё сто лет отработают.
Всеволновый "Кельн Е - 52" был у моего друга жившего в Ленинграде. Ему он достался от отчима служившего в годы войны на Северном флоте.К нему имелся ящик ( окраски принятой в Krigsmarine ) c комплектом ЗИП и пакет с тех. документацией .Приемник был абстлютно не бывший в эксплуатации. Сохранял работоспоспособность до середины 70-х лет. У друга возникли бракоразводные проблемы и часть его "ценных вещей" несколько лет пришлось хранить мне. Дальнейшей судьбы аппарата не знаю. По воспоминаниям детства, видел такой приемник у соседа деда в гор. Иваново , так же бывшего военного . Он иногда давал мне полазать по эфиру . Помню , что сосед называл его "лучьшим приемником из всех , что были в войну".